Источник

Второй день.
Поуч. 6-ое. Сретение Гоcподне.

(Почитай старость).

I. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лук. 2, 28–30). Слова эти с умилением и радостию произнес праведный Симеон, когда восприял на руки свои Иисуса Христа, принесенного Иосифом и Мариею в храм иерусалимский, в сороковой день по рождении Его, по обычаю законному.

Счастлив был старец, узревший собственными очами Богомладенца – Мессию, давно ожиданнаго.

Праведному Симеону обетовано было, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. И вот обетование Св. Духа исполнилось. Есть предание, что Симеон был в числе семидесяти переводчиков св. Писания ветхого завета с еврейского языка на греческий, по поручению египетского царя Птоломея, и что на долю Симеона досталась книга пророка Исаии. При переводе слов пророка: се дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя ему Эммануил (Исаии 7, 14), Симеон усумнился и хотел заменить слово дева словом женщина, но был удержан рукою ангела. И при этом-то случае сказано было: «ты сам увидишь исполнение пророчества». Представьте же, братия, с каким нетерпением праведный старец ожидал рождения Эммануила – Богочеловека! Долго длилось это ожидание; лета давали уже себя чувствовать; старость и неизбежные при ней недуги тяготили его; 360 лет прожил он, когда наконец, узрев и восприняв Спасителя всех людей, отошел с миром в вечность. Ожидание Мессии ободряло старца в преклонных летах и облегчало их бремя; исполнение пророчества, видение лицем к лицу рожденного от пресвятыя Девы Богочеловека соделало его несказанно блаженным.

II. Слушатели! Жизнь человеческая неодинаково Господом распределяется: очень многие умирают в младенчестве, многие в цветущей юности и летах мужества, и сравнительно не очень многие доживают до глубокой старости. Дние лет наших, в них же семдесят лет, аще же, в силах осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь (Пс. 39. 10). Но тем должна быть почтеннее, тем достойнее уважения – старость.

а) В старцах – мудрость и в долголетних – разум (Иов. 12, 12). Венец старцев – многосторонняя опытность, и хвала их страх Господень (Сир. 25, 8). Не мало нужно времени для приобретения познаний в науках и искусствах; но гораздо более лет потребно для изучения практической мудрости; последняя приобретается собственным опытом, а никакая наука не даст ее, пока сам человек не дознает ее на деле, пока уроки жизни не научат его многоразличными обстоятельствами, искушениями, как надобно смотреть на людей, как ценить дела и вещи по достоинству. Испытавший многократно неудачи в жизни, разные несчастия, непостоянство людей, обманутый надеждами на их верность, дознавший тщету благ земных и последствия мирских удовольствий, – старец уже не увлекается несбыточными мечтами, всесторонне рассматривает предметы, становится мудрым по опыту и благонадежным советником в делах для неопытных, пылких юношей и полных силы, но самомнительных мужей. Вера евангельская приобретает в глазах его великую цену; он емлется за нее, как за якорь, на бурном море жизни; к Богу его стремление, в вечность устремляется его духовный взор, и молитва окрыляет его душу в помыслах о небе; все земное теряет для него цену, и душа убеленного сединами старца, при ослаблении тела, легче воспаряет своими мыслями к Богу. Понятною становится для преклонного летами молитва св. Давида: не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене (Пс. 70, 9), и если он благочестив, то, без сомнения, она произносится с глубоким чувством, которое привлекает помощь Божию.

б) Так, старость почтенна по мудрости и опытности, и потому должна иметь авторитет, уважение от молодого поколения. Еще в глубокой древности дана заповедь: пред лицем седого востани, и почти лице старче, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19, 32). Можем ли однакож сказать, что нынешяяя наша молодежь всегда отдает должное почтение старости? Не часто ли приходится слышать от молодых людей упреки пожилым людям и старцам в отсталости, в несочувствии современным идеям и юношеским взглядам? Самонадеянные юноши часто пренебрегают советами опытности, и обнаруживая неуважение к старости, тем самым проявляют свое легкомыслие и подвергают себя искушениям, которые иногда бедственно отзываются в жизни. Есть не мало детей, которые не почитают своих родителей, не повинуются им, потому что считают их низшими себя по образованию, не понимающими потребностей века. Есть не мало молодых людей, для которых ничего не значат наставления пастырей, вразумления начальников и учителей. Для таких людей нет авторитетов; и несчастные, неопытные юноши тяжело расплачиваются за свою самонадеянность и заносчивость. Большая часть беспорядков в нравственном мире происходит от неподчинения высшему авторитету, от необузданного своеволия. И несчастно то семейство, в котором нарушено почтение к родителям; неблагополучно то общество, где не соблюдается уважения к старшим, тем паче к старикам. Молодежь забывает, что и она состареется, и ей больно будет переносить неуважение к сединам, презрение к внушениям опытности.

в) Правда, есть, к прискорбию, и старики легкомысленные, которые вместо того, чтобы руководить юношей на пути долга своими вразумлениями, любят похвастаться пред ними похождениями своей молодости, рассказать соблазнительные приключения, и тем срамят свои седины. Вместо того, чтобы в тишине уединения каяться в своих прежних грехах, они выставляют их на позор и молодятся вопреки природе, забывая, что смерть может неожиданно постигнуть их и представить на суд Божий. Не думаю, впрочем, чтобы таких легкомысленных было много, и такие сами виновны, если их не уважают степенные молодые люди. Размышляйте, старцы, о значении старости и для вас самих, недалеких от смерти, и для юношей, нуждающихся в вашей опытности, и вы принесете существенную пользу и себе и младшим вас по летам. Ваше слово да будет всегда назидательно, ваши седины должны служить для других не укором в нажитом легкомыслии, а вывескою верующей и опытной, многополезной мудрости.

III. Слушатели – братия! Дай Бог нам дожить до старости маститой, здоровой и поучительной. Но помнить надобно, что такая старость достигается только тогда, когда лета юности и мужества прожиты не в праздности, не в суетных и порочных удовольствиях, а в труде, в исполнении нравственного долга, обязанностей веры и звания. Юность – молодость, – это весна нашей жизни, мужество – это лето, старость – это осень. Осенью обыкновенно пользуются плодами того, что посеяно весною и возрасло, созрело летом. Будем же трудиться в цвете и крепости сил, чтобы старость наша была многоплодна и многополезна, чтобы совесть наша не упрекала нас за прежнюю жизнь, и тогда, разлучаясь с земною жизнию, каждый из нас спокойно и с надеждою блаженной вечности может сказать: ныне отпусти меня, Владыко, с миром. Аминь. (Сост. по «Слов. и Реч.» Леонтия, архиеписк. холмско-варшавск., т. II, изд. 1888.)


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle