Источник

Раздел 5, Поучение 2Раздел 5, Поучение 4

ГРЕХИ ПРОТИВ ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ

3. Лжеупование

Лжеупование есть безрассудная, мечтательная, даже дерзкая надежда на Бога. Оно выражается, главным образом, в двух видах.

Во-первых, в расположенности и желании человека произвольно распоряжаться делами Божественного Промысла и чудодейственной силой Божией. Например, подвергают телесную или душевную жизнь свою большой опасности, в надежде, что Бог чудодейственно спасет ее; с уверенностью ожидают чуда от Бога для доказательства чьей-либо невинности; в нужде и бедности бездействуют, в ожидании Божией помощи; в болезни не хотят обратиться к врачу, предоставляя все дело Богу. Тогда человек «искушает Бога», по библейскому выражению (Втор.6:16; ср. Мф.4:7).

Во-вторых, лжеупование выражается в слишком большой уверенности в собственном вечном спасении. Лжеуповающий в этом смысле забывает слова апостола: «содевайте спасение свое со страхом и трепетом (Флп.2:12). А к обоим видам лжеупования относятся слова Премудрого: «иже надеется на Господа, в прилежании будет. А иже надеется на дерзо сердце, таковый безумен» (Притч.28:25–26). Бывает и такое странное и безрассудное лжеупование: человек просит и ожидает иногда содействия Божия в положительно злых предприятиях и делах своих; например, в мстительности, воровстве, обмане и т. п. В обличение такого лжеупования ап. Иаков пишет: «просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивите (Иак.4:3)16.

* * *

16

Есть люди, которые доходят до другой крайности, чем отчаянный, которые перед каждым своим грехом или после множества тяжких грехов только говорят: «Бог Милостив... все простит Бог». Так говорят, и сами не просят прощения, будто прощение должно прийти к ним само по себе. Так говорят, и в душе своей вовсе не таят желания сколько-нибудь и когда-нибудь (например, хотя бы под старость лет) измениться; напротив, еще остаются довольны собой, еще думают, что «особенных грехов не имеют». Так говорят не однажды, а тысячу раз, или во всю свою жизнь. И так-то надеются на Бога только в этом одном случае: в прощении грехов; в других же случаях не живут надеждой на Него, а надеются на себя или на человеческую помощь. По их мнению достаточно им для спасения того, что «они христиане», а не язычники какие-либо; между тем как «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20), да и в таком случае цель искупления Христова по отношению к нам не достигается (Еф.2:10) и ими самими совершенно искажается. О том, что Бог вместе с тем бесконечно правосуден и что если Он долготерпит тяжким грешникам, то ожидая их покаяния и исправления (Рим.2:4), – о том эти люди не помышляют. Они только желают видеть Бога более и более милостивым, чтобы более и более грешить. Таким образом, Господь Бог, судя по их направлению, как бы потворствует им в грехах и как бы участник их грехов: если бы Он не был милостивым, то они и не грешили бы (а то «грешны, да Божии»). Конец здесь выходит не тот же ли, что и в грехе отчаяния? Отчаявшийся прилагает вину к вине, преступление к преступлению, потому что потерял всякую надежду восстать при помощи Божией от падения и быть прощенным во грехах; но вот и чрезмерно надеющийся на милосердие Божие нисколько не думает об исправлении себя, о борьбе «противу греха до крове» (Евр.12:4), без конца грешит в такой надежде, что все будет прощено ему. А таким образом, и состояние последнего менее ли опасно, и вина менее ли преступна? Да, этот человек вместо милосердия Божия отвергает в Боге самым делом другое свойство – правосудие, искупительную же жертву Спасителя уничижает в одинаковой мере, как и отчаянный. Словом: чрезмерная надежда на милосердие Божие есть так же, как и отчаяние, грех хулы на Духа Святого, т. е. непрощаемый (см. «Общенарод. чтения по пред. нрав.» Богосл. Е. Попова, ч. I, стр. 105–6).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle