Источник

Раздел 5, Поучение 4Раздел 6, Поучение 1

ГРЕХИ ПРОТИВ ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ

5. Отчаяние

Отчаяние есть состояние полной безнадежности. В этом состоянии для человека, так сказать, заключаются все исходы, запираются все пути. И потому не удивительно, если отчаяние нередко оканчивается самоубийством. Для примера можно указать на Иуду – предателя. Не беда еще, если человек отчаивается в самом себе, но не отчаялся в Боге, даже необходимо в известном смысле отчаяться в самом себе, взывая с апостолом: «Беден я человек; кто избавит меня от тела смерти сея!» (Рим.7:24). Но горе человеку, если он отчаялся в Боге. Отчаяние в последнем смысле направлено против благодати и милости Божией, оно по существу своему исключает возможность исправления, неосуществимого без надежды на благодать и милость Божию, и, следовательно, оно есть грех против Святого Духа. Отчаяние большей частью есть следствие продолжительного отчуждения от Бога, т. е. продолжительной порочной жизни. Раскаяние и живое представление бесконечного милосердия Божия, помиловавшего и распятого на кресте разбойника, могут и отчаивающегося человека вывести из плачевного состояния его. «Да оставит нечестивый пути своя, – говорит пр. Исаия, – и ...обратится к Господу, и помилован будет»18 (Ис.55:7). (Нравст. богосл. М. Олесницкого, стр. 159–160).

* * *

18

О том, что не должно отчаиваться (из твор. св. Иоанна Златоустого). «Отчаяние сводит в самую бездну, тогда как неотчаяние скоро изводит и оттуда. Вот, смотри на силу того и другого. Дьявол прежде был добр; но, сделавшись беспечным и отчаявшись, пал в такую злобу, что после уже и не восстал. А что он был добр, так послушайте, что Христос говорит: «видех сатану, яко молнию с небесе спадша» (Лк.10:18). Сравнение с молнией показывает и светлость прежнего состояния, и быстроту падения. Павел был хулитель, и гонитель, и обидчик; но как возревновал и не предался отчаянию, то и восстал и сделался равным Ангелам. Напротив, Иуда был апостолом, но предавшись беспечности, сделался предателем. Опять, разбойник, так как не отчаялся и после такой злой жизни, то прежде всех других вошел в Рай; фарисей, по самонадеянности, упал с самого верха добродетели; мытарь, не поддавшись отчаянию, так исправился, что упредил и фарисея. Хочешь, покажу тебе и целый город, сделавший это? Так спаслись ниневитяне. Хотя приговор повергал их в отчаяние, ибо пророк не сказал, что если они покаются, то спасутся, но просто: «еще три дни, и Ниневия превратится» (Ион.3:4); однако, несмотря на то, что Бог угрожал и пророк вопиял, и приговор не допускал ни отсрочки, ни ограничения, они не упали духом и не потеряли доброй надежды. Бог для того не сделал ограничения и не сказал: «Если покаются, то спасутся», чтобы и мы, когда услышим Божий приговор, произносимый без ограничения, и тогда не отчаивались и не унывали, взирая на этот пример. Но человеколюбие Бога видно не из того только, что Он, хотя и не сделал ограничения в приговоре, однако ж примирился с покаявшимися, но даже из того, что произнес безусловный приговор. Он сделал это, чтобы увеличить в ниневитянах страх и поразить великую их беспечность. Да и самое время покаяния показывает неизреченное Его человеколюбие; ибо что бы такое сделали три дня, что могли загладить столь великие пороки? Не видишь ли, как и отсюда открывается Божия попечительность! Она преимущественно содействовала спасению этого города. Итак, зная это, не будем никогда отчаиваться; ибо нет ни одного столь сильного оружия у дьявола, как отчаяние. Поэтому мы не так радуем его, когда грешим, как когда отчаиваемся. Что сделал дьявол с Иудою? Иуда раскаялся: «согреших, – говорит, – предав кровь неповинную (Мф.27:4). Услышал эти слова дьявол, понял, что Иуда вступает на путь к лучшему и идет к спасению, и устрашился такой перемены. «Человеколюбив, – говорит, – у него Господь; когда хотел Иуда предать Его, Он плакал о нем и многократно вразумлял его; не гораздо ли более примет его, кающегося? Когда он был неисправим, и тогда влек и звал его к Себе; не гораздо ли более привлечет к Себе исправившегося и познавшего свой грех? Для этого Он пришел и на распятие». Что же дьявол сделал? Смутил Иуду, омрачил чрезмерностью печали, гнал, преследовал, пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не лишил намерения покаяться. А что спасся бы и Иуда, если бы остался жив, это видно на примере распинателей. Если Господь спас вознесших Его на крест, и на самом кресте умолял Отца и просил им прощения в грехе, то явно, что Он со всем благоволением принял бы и предателя, если бы этот принес надлежащее покаяние; но он не в состоянии был воспользоваться сим врачевством, быв поглощен чрезмерной скорбью. Сего и Павел опасаясь, понуждает коринфян похитить того человека из челюстей дьявола. И зачем говорить о том, что было у коринфян? Петр трижды отрекся от Господа после участия в Таинствах, но слезами загладил все. Павел был гонитель, богохульник и обидчик, гнал не только Распятого, но и всех последователей Его; но – раскаялся, и стал апостолом. Бог требует от нас только малого повода, и дарует нам отпущение многих грехов» (Из 1 беседы о покаян.).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle