Источник

Раздел 6, Поучение 1Раздел 6, Поучение 3

НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ИСПОЛНЕНИЕ КОИХ УКРЕПЛЯЕТ И РАЗВИВАЕТ ХРИСТИАНСКУЮ НАДЕЖДУ НА ПОЛУЧЕНИЕ БЛАГ ВЕЧНЫХ В ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

Б. «Отвергнись себя» (Лк.9:23)

1. Библейские тексты о самоотвержении

Самоотвержение заповедано. Господь Иисус ко всем сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Лк.9:23).

Господь

а) подал пример самоотвержения во всем: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). – «Я... не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин.5:30). – «Господь, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). – «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:7–8). – «Иисус... вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр.12:2).

б) отдал Себя Самого, чтобы спасти нас: «Хлеб... который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). – «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:11). – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). – «Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4). – «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:2). – «Един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:5–6).

Самоотвержение необходимо для того, чтобы быть учеником Христовым: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33).

Самоотвержение должно состоять

а) в отвержении нечестия и похотей: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши в орудия праведности» (Рим.6:13). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили» (Тит.2:11–12). – «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу... чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет.2:11, 4:2).

б) в распятии плоти и умерщвлении страстей: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). – «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол.3:5).

в) в совлечении с себя ветхого человека и облечении в нового: «Вы слышали о Христе и в Нем научились... отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:21–24). – «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6).

г) в принятии своего креста, чтобы следовать Христу: «Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). – «Приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21). – «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк.14:27).

д) в предпочтении Христа всякому естественному пожеланию: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). – «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26).

е) в жизни не для себя, но для Христа: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

ж) в оставлении всего для Христа: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29). – «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21). – «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33). – «Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евр.10:34).

з) в пожертвовании своей жизнью за Христа: «Сберегший душу свою потеряет ее; потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:39). – «Кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:25).

и) в том, чтобы не соблазнять других: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14:20–21). – «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией» (1Кор.10:24, 32).

и) в том, чтобы назидать и угождать другим: «Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию» (Рим.15:2). – «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22). – «Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор.10:33). – «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:4).

к) в пожертвовании своей жизнью за своих братьев: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). – «Я охотно буду истощать себя за души ваши, несмотря на то, что чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2Кор.12:15). – «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16).

л) даже по отношению к законному и позволенному: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:23–24).

Священнослужители призваны к самоотвержению: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (2Кор.6:4–10).

Жизнь вечная есть награда за самоотвержение: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк.10:29–30).

2. Библейcкие примеры самоотвержения

I. Авраам: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:8–10).

II. Моисей: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели, иметь временное, греховное наслаждение» (Евр.11:24–25).

Ш. Давид: «Давид был в укрепленном месте, а отряд Филистимлян – в Вифлееме. И захотел Давид пить, и сказал: кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот? Тогда трое храбрых пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли и принесли Давиду. Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? И не захотел пить ее. Вот что сделали трое храбрых» (2Цар.23:14–17).

IV. Ученики Господа: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Лк.18:28).

3. Что значит отвергаться себя?

Желающий последовать за Христом, должен отречься самого себя, т. е. отвергнуть свое самолюбие, не быть привязанным к собственной чести, собственной выгоде и собственному удовольствию, но все сие, по образу путешественника, встречать мимоходом и вскоре оставлять позади себя, во всем поступать по сему наставлению апостола: «да имущии жены, якоже не имущии будут: и плачущиися, якоже не плачущии: и радующиися, якоже не радующеся: и купующии, яко не содержаще: и требующии мира сего, яко не требующе» (1Кор.7:29–31). Как можно, скажут, дойти до такого самоотвержения? Можно, так же, как воин отрекается от приятностей домашней жизни, когда выходит на поле брани; как он отрекается и от самой жизни, когда вступает в сражение, без какового отречения не мог бы он быть ни мужественным, ни победоносным. Если сие можно делать для тленного венца и временной славы, чего не можно и не должно сделать для венца нетленного и славы вечной? (Из слова Филарета митр. Моск., в нед. Крестопоклонную).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle