Источник

О ТРЕТЬЕМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли

1. Изъяснение третьего прошения молитвы Господней

Необходимо для христианина отречься от собственной воли. Собственная воля человека, который в беззаконии зачинается и во грехе рождается (Пс.50:7), до такой степени повреждена, что «всякий помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни» (Быт.6:5). Да и другие способности человека по природе своей до такой степени бывают слабы относительно всего благого, что он сам неспособен «от себе помыслити что, яко от себе» (2Кор.3:5). При таком повреждении и немощах природы своей человек, оставленный самому себе, в деятельности своей по большей части руководствуется внушениями самолюбия, а посему и имеет в виду при ней не столько славу Божию и пользу ближнего, сколько славу (Дан.4:27) и пользу собственную (Исх.15:9). Оттого-то и налагается на последователя Христова долг, чтобы он отрекся своей воли (Мк.8:34), этого столь опасного руководителя; но руководствовался бы во всех своих желаниях, намерениях и деяниях единственно всеблагою волею Отца Небесного, открытою в Божественных Его заповедях.

Необходимо покоряться воле Божией и просить в том благодатной помощи. В самом деле, если желания воли нашей часто бывают погрешительны, то Бог всегда желает нам истинного блага (Еф.3:20), «хощет всем нам спастися и в разум истины приити» (1Тим.2:4); и если Сам Иисус Христос, находясь между нами и преподав Собою образец для нас (Ин.13:15), говорил: «Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца» (Ин.5:30); то для кого из нас не может быть понятно, что словами: «да будет воля Твоя», Иисус Христос научает нас умолять Отца Небесного, чтобы Он не попускал нам располагать своей жизнью по нашей собственной воле, но чтобы Сам управлял нами, как Ему угодно, и чтобы Он даровал нам немощным ради заслуг Христовых душевное расположение, не только безропотно, но и с благодарностью покоряться Ему во всем, чтобы в жизни ни происходило с нами по Его святой воле? А дабы это прошение мы могли возносить с полным чувством, должны веровать, что Бог все, что кажется нам несчастьем или счастьем, устрояет к нашей пользе, и что Он более промышляет и печется о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе (Лк.21:15, 18). – (См. Кассиана Римл. «Cобеседование о молитве», гл. 19).

Мы должны молиться, чтобы Бог даровал нам равноангельскую покорность святой воле Его. Иисус Христос, присоединяя к словам: «да будет воля Твоя», и эти слова: «яко на небеси, и на земли», хочет вознести умы молящихся последователей Своих к миру духов, блаженствующих в Боге исполнением воли Его, как бы так говоря: «Если Ангелы Божии, сильнии крепостию, вечно повинуются гласу слова Божия и совершенно исполняют волю Его (Пс.102:20–21); то вы ли, немощные (Рим.5:6), совратившиеся с пути истины (Рим.3:12), потерявшие его из виду и не могущие сами собою обрести его (Ис.59:7–8), не пожелаете приблизиться к Свету, Иже просвещает всякаго человека (Ин.1:9), познав св. волю Бога, открываемую вам Единородным Его Сыном, и творить ее по возможности, – в чем и состоит все благо жизни вашей?..» Так, словами этого прошения, Иисус Христос хочет возвести умы молящихся – от земной жизни людей, исполненных «всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы... зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» (Рим.1:29), – к мирному, прекрасному и достоподражаемому зрелищу жития небожителей, между коими нет никакого нестроения; там тысячи тысяч Ангелов единодушно славят Господа и беспрекословно повинуются всем Его велениям. Таким сравнением земли с Небом Богочеловек хочет расположить последователей Своих, чтобы они всей душою желали в житии своем уподобиться Ангелам; и по причине немощей своей природы умоляли бы Отца Небесного, дабы Он благоволил ниспослать и им силу с тем же усердием и верностью творить св. волю Его, с какими исполняют ее горние силы; да водворится через то и на земли то же единодушие (Деян.4:32), миролюбие и блаженство, какими наслаждаются жителя Неба: ибо сила благодати и христианское самоотвержение, постепенно возвышая дух и сокрушая все плотское, могут возвести человека до состояния бесплотных.

Мнения об этом прошении св. отцов. Св. Кассиан Римлянин, объясняя это прошение, говорит: «Не может быть молитвы выше той, которой мы желаем, чтобы земное удостоилось сравниться с небесным, ибо слова сии “да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли” , что другое значат, как не то, что да будут люди подобны Ангелам, и как они исполняют волю Божию на небе, так и все, живущие на земле, да творят не свою, а Его волю?» (См. св. Кассиана Римл. «Собеседование о молитве», гл. 19). Подобным образом толкует это прошение и св. И. Златоуст, сличая его с предыдущим: «В том прошении повелено было, – говорит он, – от Божественного Наставника нашего желать будущих благ и к ним прикреплять сердца свои, но в этом прошении (Иисус Христос) научает нас, чтобы мы, доколе не наступит Небесное Царствие, еще здесь, на земле, старались бы вести такую же жизнь, какую ведут жительствующие на небеси, ибо не только надобно стремиться, по учению Христову, к Небу и небесным благам, но вместе заповедуется нам, прежде наследования Неба, самую землю соделать Небом; т. е. чтобы и на земле обитающие человеки старались во всем, что ни говорят, ни делают, поступать столь же совершенно, как поступают небожители, да и умоляли бы о том Всевышнего, так как и живущему на земле ничто не препятствует достигнуть совершенства добродетели горних сил, и ему возможно, еще пребывая здесь, творить все так же, как бы уже пребывающему на Небе. Смысл слов Иисус Христа таков: Господи! Как там (на небеси) все свято происходит; нет того, чтобы Ангелы в ином оказывали Тебе послушание, а в другом не оказывали, но во всем они повинуются и покоряются Твоей Божественной воле, ибо сказано о них: «крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Пс.102:20); подобным образом и нас, человеков, сподоби творить волю Твою, не отчасти только, но строго исполнять все Твои веления». (См. св. И. Злат. Бес. 19 на Ев. Матфея).

2. Библейские изречения о третьем прошении

«Да будет воля Твоя, яко на небеси» : «Благословите Господа, (все) Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его» (Пс.102:20–21).

«И на земли» : «Я (говорит св. пр. и царь Давид) желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:9). – «Иисус говорит им (т. е. апостолам): Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34). – «Да усовершит вас (Бог) во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр.13:21). – «Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1Ин.5:3).

Правящая воля Божия: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс.134:6). – «И, отошед (Иисус Христос) немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). – «Бог наш на небесах (и на земле); творит все, что хочет» (Пс.113:11).

Препятствия при исполнении воли Божией:

а) дьявол: «Упавшее семя при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали, и не спаслись» (Лк.8:12). – «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:31–32).

б) мир: «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся» (Притч.1:10). – «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня; тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам: но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:6–7).

в) наши плотские страсти: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18–19). – «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17.). – «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9).

Нравственная борьба с препятствиями при помощи Божией: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Пет.5:8–9). –«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). – «Беги от греха, как от лица змея; ибо если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его – зубы львиные, которые умерщвляют души людей» (Сир.21:2–3). –«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброе, то у дверей лежит грех; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7). – «Если же правый глаз твой соблазняет тебя; вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя; отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29–30). – «Ибо, если живете по плоти, то умрете; а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:13). – «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5:4). – «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). – «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23). – «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1Пет.5:10–11). – «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13).

3. Не спорь с Богом

Некоторый скитский пресвитер, по имени Даниил, был однажды принят с особенной любовью страннолюбивым каменотесцем Евлогием. Движимый чувством благодарности, Даниил усердно молил Бога о приумножении богатства этого мужа, полагая, что он в состоянии будет еще более сделаться благотворительным. Но Господь, лучше нас постигающий сердце человека, в сонном видении ответствовал Даниилу, что довольно Евлогию и того, что он имеет. Ответ этот не успокоил, однако ж, пресвитера. В чувстве святого дерзновения он усилил свою молитву о том же предмете, – и Милосердный Господь снизошел к теплому милосердию Своего присного, требуя только, чтобы Даниил поручился за каменотесца, что тот не злоупотребит испрашиваемым богатством. Порука дана – и Евлогий разбогател: в каменоломне во время работы он нашел множество золота. Что же потом? Мирная весь, в которой жил страннолюбивый муж, показалась тесной для богача; он возмечтал о величии, переехал в столицу, получил посредством денег достоинство патриция, построил великолепные палаты и заключился в них со своими новыми друзьями, ласкателями и охотниками до чужих вкусных угощений; для бедных же и странных дом богача сделался недоступным; прежние любимцы сельского жителя в понятиях богатого столичного жителя были тунеядцы, люди праздношатающиеся, которых было велено прислуге отгонять от дому. С горестью услышал об этой перемене Даниил и через два года пошел в столицу, чтобы усовестить Евлогия. И вот однажды, увидев патриция, выходящим из своих палат с особенной миной величия и гордости, воскликнул: «Умилосердись надо мною, мне нужно сказать тебе нечто». Но гордый вельможа, вместо ответа, приказал своим слугам бить навязчивого и беспокойного нищего. С терпением перенес это уничижение благодушный старец, не теряя надежды поговорить когда-либо с ним и возвратить к прежнему, святому образу жизни. Но, не видя возможности достигнуть своей цели, после бесплодного стояния у ворот в продолжение четырех недель, Даниил со скорбью возвратился в дом свой. Здесь, в одно время, видел он себя во сне в Иерусалиме, при гробе Господнем. Иисус Христос, сидя на гробе, упрекал его за опрометчивое поручительство и вместе с тем повелел предстоящим перед Ним связать его и бить. Истязатели, совершая казнь над старцем, приговаривали: «Не начинай дела выше меры твоей, не спорь с Богом». Наконец, по ходатайству явившейся Пречистой Девы Богородицы наказание было остановлено, и Господь, обратившись к Даниилу, сказал: «Иди в келью твою; а я приведу Евлогия в прежнее его состояние». По прошествии трех месяцев император Иустин, возвысивший Евлогия, умирает; преемник его поднял гонение на всех, приближенных к умершему; жертвой этого гонения сделался и патриций Евлогий, который лишен был достоинства и богатства. Обнищавший и обесславленный, он познал над собою перст Божий, раскаялся в грехах своих и, обратившись к прежнему промыслу каменотесца, по-прежнему сделался страннолюбивым и милостивым к бедным. (Из Скитского патерика, о Евлогии каменотесце, в житии Даниила пресвитера; снес. «Воскр. чт.» за 1854 г., стр. 241–242).

4. Кратчайший путь к Богу быть во всем согласным с волей Божией

Был некто учитель, знаменитый своими знаниями, который давно уже и усердно молился Богу, чтобы Он показал ему такого человека, от которого бы мог узнать он прямейший путь, удобно ведущий к Небу. Однажды, когда, проникнутый этим желанием, он молился усерднее обыкновенного, ему было повеление выйти из кельи к церковному преддверию. Вышел учитель и нашел у дверей церковных нищего старца, покрытого язвами и ранами, в беднейшем рубище. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие: «Добрый день тебе, старец!». А старец отвечал: «Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день недобрым». Учитель остановился и, как бы исправляя свое первое приветствие, примолвил: «Я желаю, чтобы Бог дал тебе счастье»; а старец отвечал: «Я несчастливым никогда не бывал». Тогда учитель сказал еще: «Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь». – «Я ни в чем не нуждаюсь, – говорил старец, – и имею все, что желаю». Учитель возразил: «Неужели ты один счастливец между людьми? Стало быть несправедливы слова Иова: “Человек... рожден от жены малолетен... исполн гнева” (пресыщен печалями, бедами) (Иов.14:1); не понимаю, как один ты умел убежать несчастий». – «Нежелание счастья составляет мое счастье, – говорил старец. – Я не забочусь о счастье и никогда не молюсь об этом Небесному Отцу, всем управляющему, и, таким образом, никогда не был несчастным, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца, ведущего вся, ихже требуем (Мф.6:6). Холодно ли мне? Страдаю ли от непогоды? Также хвалю Бога. Смеются ли все надо мною? Равно хвалю Его. Таким образом, все: приятное и противное, сладкое и горькое, принимая радостно, как от руки доброго Отца, желаю только того, чего хочет Бог, и потому все случается по моему желанию. Я забочусь только о том, чтобы хотеть того, чего хочет Бог, и не желать того, чего Он не желает; а потому нисколько и не считаю себя несчастливым, когда мою волю совершенно соединяю и согласуюсь совершенно с доброй волей Божией, так что у меня одно хотеть или не хотеть – чего хочет или не хочет Бог». Удивился учитель ответам старца и понял ту истину, что кратчайший путь к Богу состоит в том, чтобы быть во всем согласным с Его волей. (См. кн. «Илиотропион или сообразование человеческой воли с Божественной», Иоанна Максимовича, митроп. Тобольского, Киев, 1890 г., стр. 69–74, где этот рассказ подробно изложен).

5. Разсказ об иноке, который во всем старался следовать воле Божией

Один достоверный писатель рассказывает о богодухновенном муже-иноке, которого одежды многих больных делали здоровыми через одно прикосновение к ним; поэтому муж был в великом почтении и уважении между больными, а между своей братией производил немалое удивление и недоумение тем, что в нем не замечали особенно выдающихся аскетических (монашеских) подвигов: он вел жизнь в монастыре равную жизни других монахов, ничем особенно не отличающуюся от жизни прочих, и не обнаруживал ни одного умерщвления своего тела (например, строгим постом, малоспанием, усиленными трудами и т. п.); одно только правило выполнял он строго, именно – никогда он не имел пристрастия (сильного влечения) ни к чему другому кроме того, чего хочет Бог, т. е., он все, что случалось с ним, принимал охотно и благодарил за то Бога. Однажды, когда он лечил больных без всяких врачебных пособий, спросил у него настоятель монастыря о действующей причине в исцелении больных, им пользуемых: «И я сам удивляюсь тому, что я могу возвращать здоровье им, – отвечал монах-врач, – и мне становится стыдно, что моя одежда имеет такую силу: ибо я ни постом, ни другими подвигами не заслужил такого дара у Бога, и едва ли равняюсь в этом отношении с прочей братией, но ни в каком случае не превосхожу других». – «Это истинно так, – сказал начальник, – мы видим, что ты человек обыкновенный и не имеешь в себе ничего излишнего против других». И начал начальник монастыря еще подробнее расспрашивать инока-врача, желая лучше узнать и о других его качествах и раскрыть тайну самого сердца его. На эти расспросы своего настоятеля упомянутый искусный в добродетельной жизни муж так отвечал: «Я вспомнил о данной мне от Бога той благодати, по которой я постоянно нахожусь в согласии с волей Божьей обо мне, чтобы мне никогда и ни о чем таком не мыслить, что противно было бы воле Божественной. Я никогда не ужасаюсь никаких приключений, могущих поколебать мой ум, расслабить во мне сердце, с тем чтобы я на что-либо пожаловался кому или открыл мою печаль; а равно и встречающиеся мне благополучные для меня происшествия не услаждают меня до такой степени, чтобы я ради их более веселился, чем в прочие дни моей жизни. Я все принимаю равно, что посылает мне рука Божия, как благополучное, так и враждебное мне, и не молю Бога о том, чтобы все сбывалось по моему желанию, но желаю, чтобы все сбывалось по воле Божией, т. е. так, как совершается оно в самых происшествиях. Таким образом, ничто меня особенно не услаждает, ничто не сокрушает печалью и не смущает, ничто не делает меня благополучным (счастливым) как только – одна и та же воля Божественная. Поэтому во всех моих молитвах без исключения об одном только том и прошу Бога, да воля Божественная всегда во мне и во всех созданиях Его всецело совершается». Начальник монастыря весьма удивился всему этому и, обращаясь к иноку, спросил его: «Любезный брат! Скажи мне, каково было твое мышление вчера, во время бывшего у нас пожара, неужели ты вместе со всеми нами не поскорбел, когда злой человек поджег наши монастырские постройки, когда скотские хлева и гумно, в котором сгорало много пшеницы и скота, все погибло?». На этот вопрос богомудрый инок сказал: «Желаю, чтобы ты знал, св. отче, что вся эта монастырская потеря не причинила мне ни малейшей скорби, потому что я имею обыкновение за все: и за скорбное, и за приятное, – благодарить Бога и равнодушно принимать то и другое, и уверен, что все, случающееся с нами, попущением Божьего Промысла и для нашей пользы бывает, – а потому не забочусь о том, мало или много имеем хлеба для нашего пропитания, будучи твердо уверен, что Бог может каждого из нас насытить так же одним укрухом, как бы и целым хлебом. И таким образом весело и доброжелательно, без смущения провожу свою жизнь». При этом игумен начал много ему противоречить и предлагать различные вопросы с тем, чтобы через это заставить брата высказать свой образ мыслей. В числе многих ответов на вопросы настоятеля, вот что объяснил ему смиренный инок. «Вседневным приношением самого себя воле Божественной я так преуспел в покорности ей, что, если бы я наперед узнал (предусмотрел), что Бог непременно предустановил послать меня в преисподнюю (во ад), я не сопротивился бы и в этом Богу, только я точно знал бы, что Ему это угодно и что Он хочет; при этом скажу, что если бы мне возможно было переменять это Божие определение (изречение) одним моим произношением Господней молитвы “Отче наш”, истинно говорю, я не смел бы (и не желал бы) этого сделать; но еще усильнее молился бы Богу, чтобы Он сотворил со мною согласно Его всесвятейшей и всеправеднейшей воле и даровал бы мне Свою благодать, могущую укрепить меня на веки вечные не думать даже ни о чем, противном Его святой воле». Игумен ужаснулся такого ответа и как бы окаменел, и после обоюдного непродолжительного молчания сказал наконец иноку: «Иди, возлюбленный, иди, отче, и прилежно исполняй высказанное тобою мне твое обещание к Богу: ты нашел небо вне Неба, и пойми, что такая благодать немногим даруется от Бога; немного найдется таких, которых бы никто не мог растревожить или оскорбить; тот огражден в жизни своей крепкими и неприступными стенами, кто всегда и во всем, что ни встречается с ним в жизни, согласуется с волею Божией, т. е. принимает все, как посланное ему Богом»50. (Извлеч. с некот. измен. из кн. «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волею» Иоанна Максимовича, митр. Тобольск., Киев, 1890 г., стр. 167).

* * *

50

«Да будет воля Твоя». В православном катехизисе сказано, что в этих словах мы должны просить Бога о том, чтобы все, что мы делаем происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу. Слов немного, но в них сказано все, что нужно. И нам остается лишь вдуматься в эти слова и уяснить их. Первая мысль в сказанных словах православного катехизиса та, что нам молиться о том, чтобы все происходило не так, как мы желаем. Но почему же надо молиться об этом? Почему, напротив, не молиться бы о том, чтобы все делалось по нашим желаниям? Потому, что желания наши, по большей части, бывают греховные и неполезные, а иногда даже вредные, или для нас самих, или для ближних наших. Мы иногда желаем того, чего и сами не знаем: нам думается, что предмет наших желаний очень хорош, а на деле выходит противное. Эту истину весьма отчетливо выясняет одно древнее баснословное сказание о царе Миде, которое мы заимствуем из поучений греч. епископа Минятия. Этот царь был очень сребролюбив. Приобретение золота было исключительным предметом его желаний и стремлений. И вот он начал молиться Богу о том, чтобы все, к чему бы ни прикасался он, тотчас же превращалось в золото. Молитва его была услышана. Бог дал ему просимое. И все, к чему он ни прикасался, тотчас же превращалось в золото: прикасался ли к камням? – эти камни тотчас делались золотом; прикасался ли к дереву? – дерево превращалось в золото... Царь сначала был в восторге. Но потом, в скором же времени, пришлось ему испытать горькое разочарование в своем счастье. Когда он дотронулся до своего платья, то это платье тотчас превратилось в золото; а когда прикасался к пище и питию, то и они делались золотом. Таким образом, ему нельзя было ни есть, ни пить, и он вынужден был оставаться без пищи и пития. А вследствии этого начал сохнуть... и умер мучительной голодной смертью (см. Поуч. еп. Минят. т. XI, стр. 92, изд. 1705 г.). Не похожи ли бывают и наши желания на желания царя Мида?.. Так одни из нас желают и домогаются богатства. А можно ли быть уверенным в том, что богатство не послужит во вред нам! В Евангелии сказано, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). Другие желают и добиваются почестей. Между тем, вековым опытом дознано, что чести переменяют нравы; от почестей люди делаются гордыни, своенравными (Сир.10:15), и вследствие этого, недостойны Царства Небесного. И можно ли поручиться за то, что и мы не сделаемся такими? Третьи желают и домогаются одних чувственных удовольствий. А кто не знает, какие печальные последствия бывают от этих удовольствий?.. Таким образом, желания наши, по большей части, бывают никуда негодны. И вот поэтому-то и надо молиться Богу о том, чтобы все происходило не так, как мы желаем. Вторая мысль в указанных словах православного катехизиса та, что надо молиться о том, чтобы все происходило так, как угодно Богу. Бог Безгрешен, Свят (Ис.6:3) и Преблаг (Мк.10:18); воля Его есть такое свойство, по которому Он хочет людям одного лишь добра – «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания и истины» (1Тим.2:4), – хочет, чтобы мы слушали слово Его и веровали Ему (Ин.6:29), – хочет, чтобы мы все были наследниками Царства Его (Ин.17:24). – Бог есть наш Отец, и любит людей так, как ни один земной отец и ни одна самая нежная мать не могут любить детей своих. И как невозможно, чтобы родители, искренне любящие детей своих, находясь в здравом уме, решались сделать для них что-либо неполезное и вредное, так тем более невозможно, чтобы Бог не захотел сделать для людей того, что для них полезно и необходимо. Все, что Он ни делает, все делает на пользу человека. Мы иногда живем очень бестолково: беззакония пьем, как воду, и как будто ищем своей погибели; грех всегда нам кажется сладким. И погибель наша, при таком положении дел, была бы, конечно, неизбежной, если бы Господь не спасал нас Своей благодатью. Так, например, Савл, один из гонителей христиан, непременно погиб бы и сделался жертвой ада за свою злобу и ненависть к христианам, если бы продолжал ужасное свое на них гонение. Но Господь распорядился по-своему, из Савла сделал апостола Павла. Так надо желать, чтобы Господь распоряжался и нами, о чем и должны мы умолять Его в словах – «да будет воля Твоя». Далее к этим словам прибавлено: «яко на небеси, и на земли». «На небеси» живут существа – высшие человека, – это Ангелы. Они теперь, благодатью Божиею, так укреплены в добре, что грешить уже не могут и беспрекословно во всем повинуются воле Божией. На земли же живем мы – грешные люди. Господь есть Владыка неба и земли. И как Он управляет Ангелами, так, мы должны просить в данных словах, чтобы Он управлял и нами, – и как их укрепил в добре, так укрепил бы и нас, чтобы мы не погибли и удостоились быть наследниками Царства Его. Но не забудем, слуш., что успех нашей молитвы много зависит и от нас. «Бог создать нас без нас мог, – говорит блаженный Августин, – а спасти нас без нас не может». У каждого из нас есть своя воля, которая иногда настолько бывает своенравна, что настоятельно заставляет нас жить не по воле Божией, а по внушениям страстей. И успех молитвы нашей в этом случае немыслим. А поэтому нам необходимо принять зависящие от нас меры к тому, чтобы наша воля не мешала делу молитвы, чтобы не делала ее бесплодной. С этой целью нам 1) нужно основательно узнать и изучить волю Божию, которая начертана в десяти заповедях Божиих. Этого мало: нам надобно усвоить себе эти заповеди, проникнуться духом их так, чтобы они вошли в плоть и кровь нашу. Потом 2) надобно жизнь свою вести так, чтобы не нарушить ни одной из этих заповедей. Ни трудности, ни какие обстоятельства и, словом сказать, ничто не должно останавливать нас от исполнения их. Воля Божия должна быть для нас всегда священной и должна быть предпочитаема своей собственной. Весьма поучителен для нас в этом отношении пример Авраама. Когда объявлена была ему воля Божия – принести сына своего Исаака в жертву, – он, при всей искренней и пламенной любви своей к нему, нисколько не задумывается исполнить волю Божию: берет сына и дрова, идет на гору Мориа, устрояет жертвенник, кладет на него Исаака... и, конечно, тотчас заколол бы его, если бы Ангел Господень не удержал его руку... О, если бы и мы имели такую же покорность воле Божией! Затем 3) нам надо иметь совершенную преданность в волю Божию. Мы должны помнить, что все, что ни случается с нами, случается по воле Божией и для нашей пользы. А потому в счастии ли мы? – должны благодарить Бога, помня, что это счастье есть милость Божия; в несчастии ли? – не должны предаваться унынию, уповая, что это несчастье посетило нас по воле Божией для нашей же пользы. Разительный пример в этом отношении мы можем найти для себя в жизни Иова. Он во всю жизнь свою был благочестив и покорен воле Божией, – и в дни своего счастья, когда обладал великим богатством, – и в дни своего несчастья, когда Господь отнял у него все, что имел он. «Господь дал, Господь и взял, – так говорил он в годину своего искушения, –буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Иов.1:21). Слуш. благоч.! Постараемся непременно исполнить эти условия. А тогда и прошение молитвы Господней – «да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли», – будет доходно Богу, еже буди, буди. Аминь (Из «Катехиз. бесед на молитву Господню», свящ. И. Кобякова).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle