Л.Карфикова

Источник

Экспликация темы

Совершенство (τελειότης) во всем другом, что измеряется чувством, ограничивается какими-либо известными пределами ... О добродетели (ἀρετή) же узнаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства – не иметь самого предела. Даже сам сильный и высокий разумом божественный апостол в течении своем поприщем добродетели никогда не останавливался, простирался в предняя (Флп. 3:13), потому что небезопасна ему была остановка в этом течении. Почему же? Потому что всякое добро по природе своей не имеет предела, ограничивается же приближением к противоположному, например, жизнь – к смерти, свет – к тьме. И вообще всякое добро оканчивается всем тем, что представляем себе противоположным добру. Как конец жизни есть начало смерти, так и остановка в течении поприщем добродетели делается началом течения по пути порока. Поэтому не лжет наше слово, утверждая, что в добродетели достижение совершенства невозможно1.

Этими словами Григорий начинает одно из своих известнейших произведений, посвященных основам христианской духовности, О жизни Моисея. В нем вкратце представлена вся сумма воззрений Григория и ее библейские и философские предпосылки.

Григорий представляет человеческую жизнь как постоянный бег, постоянное путешествие, постоянное движение. Опирается он при этом на свою излюбленную цитату из посланий Павла (Флп. 3:12–13)2, где апостол говорит о непрестанном стремлении вперед и забвении прошлого и всего достигнутого, а также о философском понимании Бога как блага, в котором нет противоположности и которое потому ничем не ограничено, а потому и недоступно пониманию. Пусть даже имеющее ясную цель, следование за этим благом не имеет конца, как бесконечно и само благо. Потому для Григория человеческое совершенство заключается именно в том, чтобы постоянно обретаться в пути, никогда между тем не достигая цели; и тогда само «обретение» – в том, чтобы постоянно обретаться в поиске.

Это отнюдь не значит, что мы вообще ничего не можем обрести, но скорее то, что каждое обретение является началом следующего поиска. На этой мысли Григорий строит и другое свое важное сочинение – свой комментарий к Песне песней:

Вновь постигаемое больше всего постигнутого прежде, однако же оно не определяет собою искомого, но конец обретенного служит началом для восходящих к обретению высшего. И восходящий никогда не останавливается, от одного начала заимствуя другое начало, и начало всегда большего не заканчивается самим собою, потому что пожелание восходящего не останавливается на познанном, но душа, вследствие другого, еще большего пожелания, восходя по порядку к новому высшему, шествует всегда от высшего к высшему до беспредельности (τὸ ἀόριστον)3.

Цель предпринятой мною работы – исследование самого мотива незавершенного и не знающего завершения человеческого пути в его философских предпосылках и импликациях. В отдельных главах я пытаюсь рассмотреть те сочинения святителя, которые имеют ближайшее отношение к указанной теме (О девстве, О блаженствах, О надписании Псалмов, Об устроении человека, О Шестодневе, О душе и воскресении, Точное истолкование Екклесиаста, Опровержение Евномия, О жизни Моисея, Изъяснение Песни песней), а также проследить этапы ее последовательного развития Григорием. Во введении дана попытка анализа понятия бесконечности у древнегреческих и христианских философов до Григория, также представлен обзор соответствующих исследований и краткое описание жизни Григория, его сочинений и тех изданий, в которых они доступны.

* * *

1

De vita Moysis I: GNO VII/1, 3,6–4,2.

2

Этот стих пользовался особой любовью Василия Великого (см. напр. Ер. 42 Ad Chitonem: PG 32, 348с-349а и др.), а также Оригена (см. особенно In Num., hom. 17, 4: GCS, Origenes 7, 160, 26), которые, весьма вероятно, стали вдохновителями Григория и в этом вопросе. См. об этом: R. Е. Heine, Perfection in the Virtuous Life. A Study in the Relationship Between Edification and Polemical Theology in Gregory of Nyssas De Vita Moysis, Cambridge, Mass. 1975, c. 241–247.

3

In Cant. hom. 8: GNO VI, 247, 9–18.


Источник: Святитель Григорий Нисский. Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека / Ленка Карфикова; ; перевод с чешского: Илья Бей. – Киев : Изд. Дух і Літера, 2012. - 330 с. (Bibliotheca Clementina).

Комментарии для сайта Cackle