архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

Проповедь о Божественных энергиях

Солнце неоскудно передаёт свет и тепло тем, кто подставляет свои лица и руки под его лучи. Подобно этому энергии Божии передаются человеку, который желает общения с Ним. Только те, кто коснулся сего Божественного Света, могут стать причастниками благодати, которая обожествляет человека и посредством которой человек может соединиться с Богом. Мы научены от отцов тому, что все энергии Бога нетварны. И самое Имя – Бог (Θεός) есть Имя энергии, Имя действия. Это слово берет своё происхождение или из глагола θέειν, что означает «бежать», либо «управлять всем», или от глагола αίθειν, что означает «жечь, палить».

По сущности Своей, Бог пребывает выше всех этих энергий и по сущности Он неприступен для любых живых существ. Однако, по энергиям Богу можно быть причастным. Святитель Василий Великий подчёркивает, что мы говорим о Боге, познаём Бога благодаря Его энергиям, но не утверждаем при этом, будто бы приближаемся к Его сущности, которая есть причина этих энергий. Духовный дар, обитающий во святых, это боготворящая и нетварная благодать. В этом опыте святых Божиих проявляется Его бытие. Те, кто не приемлет общения с Богом таким духовным способом общения, останутся в неведении и о том, что Он есть. Люди Божии, вознося свои души к Божественным и бессмертным лучам энергий Божиих, уподобляются Ему. Пришествие Вездесущего Духа Святого есть не что иное, как Его явление во святых, в которых Он открывается таинственным образом. Это откровение благодати и энергии Духа осуществляется только во святых.

Этот боготворящий дар Духа есть Царство Божие. Царство это безначально и нетварно. Говоря, что человек способен к обожению, мы имеем в виду как раз это – возможность для человека войти в Царство Божие. Жизнь людей, ставших причастниками этого Царства, превыше всякого знания и всякой науки. Святой Максим Исповедник, описывая реальность вечности, говорит: «Всё бессмертное, как и само бессмертие, всё живое, как и сама жизнь, всё святое, как и сама святость, и всё добродетельное, как и сама добродетель, и всё сущее, как и сама способность существовать, очевидно, произошли от Бога. Творец всяческой жизни и бессмертия, святости и добродетели есть Бог, поскольку Он превыше всего, что возможно произнести и помыслить». Итак, всё изложенное здесь для вас есть результат нашего законного долга перед нашими духовными отцами и уважения к ним. Это уважение и благодарность детей к отцам необходимы. Святой Дух, соделавший наших отцов святыми, побуждает и нас к благодарности и к отдаче долга. Мы отдаём его, возвещая вам истину и веру в Него и в Вышнего Отца».


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle