архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

Проповедь о святых и страшных Тайнах Христовых, произнесённая за четыре дня до Христова Рождества

Слово содействует спасению наших душ, оно действует в нас как семя. Земледельцы сначала возделывают землю, и только потом бросают в неё семена. Так и мы вначале должны возделать и приуготовить себя к приятию небесного семени – слова духовного научения. Безусловно, наши души это не бездушная и бесчувственная земля, которая принимает возделывание и семена от других. Мы – земля одушевлённая, земля живая и наделённая разумом, и потому нам следует самим приготовить себя к приятию слова. Это можно сделать покаянием, так чтобы посеянное в нас слово Божие стало плодоносным. Дабы подсказать вам в чём начало покаяния и возделывания души, позвольте напомнить вам то, что самостоятельно делали те, кто по собственному произволению приходил принять крещение Иоанново. Евангелие говорит нам, что они «приходили и крестились во Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:6).

Итак, исповедь в грехах – это и есть начало возделывания души. С помощью покаяния и исповеди человек совершает необходимое приготовление и принимает в себя спасительное семя, которое (если душа должным образом вспахана) может принести плод. Земледельцы придумали вспахивать и боронить землю потому, что, если земля не возделана, то на ней вырастают и развиваются разнообразные дикие и бесполезные растения, а в её глубине остаются их дикие корни. То же самое, что и вспашка земли, совершает на разумном поле сердца таинство исповеди. Плуг исповеди вытягивает из глубины души скрытые в ней лукавые страсти и искореняет их. Вспашка исповедью делает землю души готовой и пригодной для того, чтобы принять священные семена и произрастить плодоносящие добродетели. Оставаясь же невозделанным человеческое сердце порождает постыдные и лукавые страсти, помыслы и грехи.

Вот по этой-то самой причине, братья мои, каждому из нас необходимо иметь духовного отца. К духовному отцу надо приходить с верой, надо смиряться перед ним и открывать перед ним лукавые страсти своего сердца. Только поступая так, вы ощутите, что принимаете лечение, которое даёт вам Христос, что вы искореняете из себя колючки и чертополох греха, взлелеянные страстной и исполненной наслаждений жизнью. Прибегая к духовнику на исповедь, вы сможете всегда иметь свои уши готовыми принять духовные поучения. Послушайте меня, братья, поверьте тому, что я вам проповедую и предлагаю к вашей пользе! Получив прощение и благословение от вашего духовного отца, вы примиритесь с Тем, Кто по безбрежному величию человеколюбия Своего приклонил Небеса и сошёл на землю. Сам Он всеял в сердца благопослушливых людей спасительные семена. Итак, пусть ни один из вас не уклоняется от исповеди – спасительного начала покаяния.

Для того чтобы ваша душа стала возделанной, вы прежде всего должны проявить личную ревность. Эти сорок дней поста перед Рождеством Христовым даны нам богоносными отцами в предочищение, которое приводит нас к ежегодному празднованию Рождения по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Обычно в праздник Рождества Христова почти все христиане причащаются Святых Тела и Крови Господних и таким божественным способом становятся единым духом и единым телом. Слова, которые я говорил только что и которые скажу чуть позже, помогут вам ясно понять, что без исповеди и следующего за ней покаяния христианин недостоин не то, что подходить ко Святой Чаше, но даже и просто воспринимать слова божественных научений. Как же человек сможет принять в себя Кровь и Тело Христовы, не очистившись прежде исповедью и покаянием, принесёнными в соответствии со своими падениями?

О причащении Святых Таин Христовых так же учит и великий апостол Павел, который даёт всем христианам следующую заповедь: «Да испытывает человек себя, и только тогда вкушает от Хлеба и пьёт от Чаши. Потому что тот, кто ест и пьёт недостойно, принимает в себя своё осуждение, будучи не в состоянии различить Божественные свойства Тела и Крови Господа». Слова апостола Павла означают, что человеку, не подготовившемуся к Причастию подобающим образом, вкушаемые им Святые Тело и Кровь Господни не вопринимаются. Христос не согласится жить в теле, обременённом грехами. Даже молиться правильно человек не сможет, не очистив прежде сердце своё от греха и не вычистив из себя помыслы ненависти и злобы. Не сделав этого, он не будет иметь неосуждающей его совести, и как следствие этого – дерзновения к Богу. Как мы сможем принять в себя Христа и стать с Ним сотелесными, не вычистив прежде исповедью из себя свои грехи? Итак, для того чтобы в нас жил Христос, сначала необходимы покаяние, прощение, воздержание, молитва с умилением, и прочие дела покаяния.

По этим причинам, братья, давайте сперва очистимся. Очистившись и телом, и устами, и мыслями, приступим к Нему с доброй совестью. В противном же случае, то есть приступая к Нему, не получив прежде оставления грехов, мы получим от Него осуждение и сами, своими руками, отдалим от себя Божественные щедроты и Христово терпение ко всем нам. С Божественными Дарами, если их примет недостойный, ничего плохого не случится – они ведь бесстрастны. Однако, принимая Их без должной подготовки, мы словно невидимо выплёскиваем из себя благодать Святого Духа, по слову святого апостола Павла: «Миро не может пребывать в грязном сосуде».

Таинства Церкви – это действия, посредством которых освящаются верующие. Таинствами же они называются потому что это не просто некая последовательность того, что можно увидеть глазами, но и некая духовная реальность, превосходящая слово и уразумение. Итак, давайте приуготовим себя таким образом, чтобы через покаяние стать достойными участия в этих таинствах. Давайте принесём всю нашу силу и приступим ко Спасу Христу с надеждой и верой, входя во Святая Святых и причащаясь Тела и Крови Христовых. Так мы сможем духовными очами увидеть освящающий нас Хлеб, причащаясь Которого, мы причащаемся самой Жизни. Хлеб этот есть истинная Пища, сходящая с Небес, Живая и дарующая жизнь миру.

Об этом Хлебе Господь говорил не только Своим ученикам во время Тайной Вечери, но и во всеуслышание, при собрании народа в синагоге ясно сказал всем так: «Хлеб, Который Я дам вам, это Моя Плоть, Которую Я принесу ради жизни мира» (Ин. 6:51). А ещё Он сказал так: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и не будете пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Тот, кто ест Мою Плоть и пьёт Мою Кровь, имеет вечную жизнь» (Ин. 6:53–54). Какое чудо! Сколь необъемлемо величие любви, излитой на нас Богом! Он возродил нас, и мы стали с Ним одним духом. И не только одним духом, но и одним телом. Мы теперь плоть от Плоти Его, мы кость от костей Его.

Любовь брачного союза имеет в себе нечто большее, чем другие виды любви, поскольку эта любовь освящена Церковью. «Тайна сия велика, – подчёркивает святой апостол Павел, – я же говорю по отношению ко Христу и к Церкви». В браке двое соединяются в одну плоть, но при этом не соединяются в один дух. А в причащении Божественных Таин мы не просто прилепляемся ко Христу, но и смешиваемся с Ним, чтобы стать с Ним одним телом и одним духом. В этом видна великая любовь Бога к нам. Христос становится нашим Братом, Христос выкупает нас Своими Кровью и Телом. Он вводит нас в круг Своих друзей, связывая и сочетая нас с Собою посредством Божественной Евхаристии. Мы осязаем Его, впускаем Его в себя, наслаждаемся Им. Он сам зовёт нас на Божественную Литургию, восклицая: «Ешьте Тело Моё, пейте Кровь Мою все, кто желает вечной жизни». Облачитесь в Меня – Царя и Бога Небес. Так вы станете страшны для демонов, так вами станут восхищаться ангелы. Вы станете Моими истинными детьми и «приятной обителью Высочайшей Троицы».

Давайте же срастворим нашу кровь Крови Христовой, дабы таким образом очистить себя от нашего внутреннего тления. Польза сего велика и неописуема. Кровь Его делает нас из ветхих новыми, из временных – вечными. Она делает нас вечноцветущими – как те деревья, которые растут при источниках вод. Благодаря сей священной трапезе в человеке не могут обитать ни бесы, ни страсти. Души становятся светлыми и возносятся до Небес. Поэтому сначала необходимо себя очищать, а потом уже – приходить к Нему. А после причащения Святых Тайн Христовых нам надо быть внимательными к себе, чтобы оставаться выше страстей и немощей. Нам надо помнить о том, с Кем мы соединились, о том, сколь великое достоинство сподобились мы приять от Бога. Нам надо сообразовывать свои дела и слова согласно воле Божией, благой и благоугодной, и совершенной.

Будем послушливыми и внимательными, дабы неумаленной сохранить в себе благодать Божию. Это будет возможно, если мы со своей стороны сделаем всё от нас зависящее. Смирив себя под крепкую десницу Божию, храня любовь друг ко другу, мы сможем с большей лёгкостью распинать свою плоть «со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Если мы умертвим члены наши для всего злого: «пьянства, блуда, нечистоты, любостяжания и любой лукавой страсти» (См. Кол. 3:5), то начнём жить в добродетели. Этому учит нас Тело Распятого Христа, пред Которым мы предстоим. Причастимся Его добродетелей и Его страданий. Так мы сможем непреткновенно шествовать по дороге любви к Богу и ближнему.

Бог принял смерть как Человек и живёт вечно. Он – источник Жизни для тех, кто прилепляется к Нему в вере и добродетели. Он прославляет прославляющих Его, Он даёт им общение со безначальным Отцом и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом и ныне, и во веки веков.


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle