архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

Проповедь на спасительное по плоти Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Я вижу, как сегодня уравниваются достоинством Небо и земля, вижу, как то, что находится ниже земли, возносится туда, где пребывает то, что выше всего на свете. Какими бы необыкновенными не были естество, состояние и честь надмирного, нет ничего необыкновеннее и восхитительнее Вифлеемской пещеры с её яслями и пеленами Христовыми. Если взять всё, от века соделанное Богом для человека, то не найдётся ничего более полезного и более божественного, чем Рождество Христово, которое мы празднуем сегодня.

Предвечный и неописуемый Сын Божий рождается по плоти в пещере. У Него нет Своего дома. Ему негде жить, и Его, Богомладенца, кладут в кормушку, из которой едят бессловесные животные... Невидимый становится Видимым. До Бога можно дотронуться, Его заворачивают в пелёнки. Однако плоть Его родилась не для того, чтобы вскоре разложиться. С природой человеческой соединился Бог во втором Лице Святой Троицы. Произошло это таким образом, что природы Божественная и человеческая не слились в одну, но создали одну богомужную Ипостась, Которая жила в девственном чреве и родилась, не нарушив целомудрия Богоматери. А Сама Пречистая Дева, пребывшая во время зачатия Сына Божия выше всякого страстного наслаждения, во время рождения Его явилась выше всяких связанных с родами страданий. Исследованию не поддаётся не только Божество, но и тот способ, которым Бог Слово соединился с плотью. Понять это умом невозможно. Это снисхождение Бога неописуемо, оно превосходит всякий ум и слово. Сейчас Христос – Тот же Самый и Совершенный Бог, что и до воплощения, и одновременно – совершенный Человек. Увидев, как Его разумные создания падением и грехом привели себя в негодность, Он даровал Себя им, дав им возможность получать оставление грехов.

Диавол не мог смириться ни с тем, чтобы быть ниже кого-то из ангелов, ни даже с тем, чтобы быть ниже Самого Бога. Итак, он захотел стать равным Самому Творцу. Тут то его и ждало его страшное падение. Пав, но не в силах будучи терпеть того, что с ним случилось, он с завистью стал враждовать против человека и лестью соблазнил Адама на непослушание. Так начальник зла выступил как пример зла, которому подражают и соучастниками которого становятся те, кто предпочитает его Богу. Человеколюбивый Бог благоволил освободить Свои создания от гордой злобы диавола. Он снизошёл с высоты, смирился и обнищал ради нас, соединив человеческое и Божественное естество. Так Он показал всем, что смирение – это путь, возводящий на Небеса. Теперь даже ангелы научились от Владыки Христа тому, что путь уподобления Ему это не возношение, но смирение. Люди могут легко исправить свои ошибки, признавая, что смирение – это путь, возводящий их к Богу. Так они получают возможность исправиться. Рождество Христово посрамило и победило диавола. И теперь его попирают те, кто прежде были у него под ногами.

Определяющий всему границы и ничем не ограниченный ныне обвивается бедняцкими пелёнками. По Собственной воле Он становится нищим и, желая вновь увидеть человека богатым, принимает перепись в числе рабов. Поэтому тот, кто осознал и постиг честь, воспринятую от Бога нашим естеством, тот кто постиг Его человеколюбие, с нетерпением поспешит к Нему. Такой человек будет слушать и учить Его заповеди. Будет изумляться таинству нашего воссоздания.

Сопровождавшая волхвов звезда останавливалась, когда останавливались они, и продолжала движение, когда они начинали идти дальше. Она была их вождём, она ни на мгновение не оставила их, пока они не дошли до того места, где был Христос. Волхвы поклонились Христу и принесли Ему золото, ладан и смирну. Эти дары были принесены Ему, потому что Своей смертью, символом которой является смирна, Он даровал нам Божественную жизнь, которую символизировал ладан, а также Божественное сияние и Царство, которое символически изображало золото. Пастухи же составляют сегодня единый хор с ангелами ради Новорожденного Христа. Причина нынешнего общего славословия в том, что мир получил радостную весть о Рождении Спасителя людей. Благоволение и радость пришли для всех.

Братья, мы получили в наследство от Спасителя нашего Иисуса Христа дух усыновления. Мы стали наследниками Бога и сонаследниками Христовыми. Давайте же иметь между собой мир. Будем целомудренными, будем всегда говорить и делать истинное и праведное, будем посвящать себя молитвам и молениям. Давайте воспевать песнь Богу не одними лишь устами, но сердцем. В себе будем хранить внутренний мир и будем подчинять плоть духу. Давайте с любовью и снисхождением относиться к нашим братьям, будем приносить им любовь, подражая Христу, Который принёс любовь нам. Мы освобождены от тления. Мы – дети нашего Небесного Отца, так давайте же насладимся небесных и вечных благ. Молитвенно желаю, дабы все мы сподобились сего наслаждения, радости и славы, которые готовит для нас в Своём будущем Пришествии Господь наш Иисус Христос.


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle