архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

Проповедь на Евангелие в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, об искушении Петра и хождении по воде

Апостол Иаков говорит: «Радуйтесь, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). Святой апостол, безусловно, не советует нам быть бесчувственными, но предлагает включать в работу богоугодный помысел. Терпя искушения, мы упражняемся в добродетели и становимся угодными Богу.

Терпение в час испытаний основывается на подлинности нашей веры Богу. Искушения – это необходимые средства, посредством которых укрепляется наша вера. Упражнение в добродетели зависит от нас и находится в нашей власти. А впадение в искушение не зависит от нас, но без искушений не бывает преуспеяния, без искушений наша вера немощна. Правильное отношение к искушениям – признак совершенной веры.

Святой евангелист Матфей повествует о том, что Иисус понудил своих учеников войти в лодку, дабы отпустить народ, который Он незадолго до того накормил пятью хлебами и двумя рыбками. Этих людей было пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Все насытились и осталось ещё много пищи. Иисус оставил Своих учеников в лодке, а Сам поднялся на гору, чтобы помолиться Одному (Мф. 14:20–33). Слова «понудил учеников» имеют огромное значение. Они значат, что Христос заранее знал, что произойдёт после. А перед тем Он показал, что необходимо быть с людьми и делать всё ради пользы их душ и телес. Уединившись же на горе, Он показывает, что следует пребывать наедине с Богом и устремляться к Нему, будучи освобождённым от всего земного. Этому очень содействует уединение, пустынность и безмолвие. Итак, там, в пустынном одиночестве, Христос молился.

Ученики же Его одни были в лодке, посреди волнующегося моря. Это произошло для того, чтобы они узнали, что им надлежит некоторое время плавать по морю мира сего, исполненному разнообразными скорбями и искушениями, а также для того, чтобы они преодолели верой любую трудность. Конечно, они не смогли бы это сделать без помощи Иисуса. Лодка находилась посередине моря и её метало волнами. Христос оставил Своих учеников долгое время помучиться от шторма для того, чтобы воспитать в них терпение и сделать их более выносливыми.

В четвёртую стражу ночи (уже почти на рассвете) Иисус пошёл по водам, ища Своих учеников. Они, увидев Спасителя, приняли Его за призрака, а Он показывает им, что прежде всего Он – Бог и подаёт руку помощи всем, кто Его призывает. Море обуревается штормом для того, чтобы исполнилось предреченное пророком Давидом о Христе: «владычествуяй державою морского, и возмущение волн его укрощаяй» (Пс. 88:10), – именно это сделает Христос несколько мгновений спустя. Увидев Своих учеников испугавшимися, Он сказал им: «Это Я, не бойтесь». В этих словах сокрыт ещё один смысл. Христос словно говорит: «Я всегда Бог, а в эти времена Я стал ради вас Человеком. Вы видите Меня, вы слышите Меня и уверяетесь в том, что Моя сила превосходит всё. Поэтому Я иду и по волнам, и другим тоже могу повелеть это сделать». И сказав это, Господь повелел Петру прийти к Нему по воде.

Пётр пошёл по воде. Но, начав думать о себе, он уступил искушению страха и немедленно начал тонуть. Тогда Иисус сказал ему: «Петр, зачем ты испугался?» – и, поспешив к нему на помощь, протянул ему Свою руку. Они вместе вошли в лодку, и тогда ветер утих, а они пристали к берегу. Тогда все бывшие в лодке поклонились Иисусу, говоря: «Воистину Ты Сын Божий».

Приходящие искушения приносят пользу не только совершенным в вере, таким как Иов, Пётр и Павел. Искушения приносят пользу и несовершенным. Находившиеся в лодке ученики Иисуса уверовали только после этого страшного события и поклонились Ему, исповедуя Его Божество.

Искушения, которые приходят людям разнообразны. Худшие из них – это искушения наслаждением, славой и богатством. Подвергаясь таким искушениям, человек подвергается опасности забыть Бога. Есть и иные искушения, приходящие извне. Это похоть, грех и злоба, которые царствует в мире сем и обрушиваются на верующего человека вместе с врагом нашего спасения, который стремится победить подвизающегося в добродетели человека.

Братия! Увещеваю вас насколько возможно избегать этих искушений, поскольку это находится в нашей власти. Безусловно, искушения, которые приходят к людям в виде приражений, не делают людей виновными, поскольку и Господа Иисуса Христа искушал диавол своими приражениями. Но в искушении может быть и грех: это когда человек увлекается грехом, будучи влеком к нему и своею собственной похотью. Сослагаясь со грехом, человек низвергается в вечное отлучение от Бога, то есть духовно умирает. Поэтому, по немощи уступая подобным искушениям, давайте скорбеть о своих отступлениях и готовить себя к покаянию, которое вновь даст нам радость спасения. Давайте молиться Богу и просить Его словами, которым научил нас Сам Христос: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Лк. 11:4).


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle