архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

Послание к своей Церкви

Велик Промысл Бога о нас и велика Его мудрость. Высота и глубина этой мудрости непостижимы. Есть некоторые люди, которые, по причине слабости ума, вращаются – словно у них кружится голова – в вещах мира сего, и отвергают этот Промысл, с нечестием обвиняя и добродетель, и самую веру. Человек же здравомыслящий, чем больше всматривается в бездну и в высоту любви Бога к нам, и чем больше старается прикоснуться к этой любви в меру своих возможностей, тем больше он желает повествовать о видимом и о невидимом. По Промыслу и домостроительству Божию в людях становятся явными дела Господа нашего Иисуса Христа и Бога всех.

Я верю, что вы желаете слушать то, что я пишу вам, потому что дети хотят узнать новости от своего отца. Когда я был с вами, трудясь в слове как в беседах наедине, так и обращаясь ко всем публично, я учил вас пути, который ведёт ко спасению. Я делал это без колебаний, не смущаясь тем, что моё учение может показаться кому-то тяжелым. Так и сейчас, находясь вдали от вас и будучи обуреваем искушениями, я пишу вам без колебаний и напоминаю вам о том, что у нас есть Христос – Бог Живой и Истинный. О Христе свидетельствует не только Бог Отец и пророки, но и сами Его дела. Итак, справедливо, что Он требует от нас, Его последователей, чтобы наша вера была живой и истинной. У нас получится это, если мы будем жить по евангельским заповедям. Так мы получим свидетельство о том, что мы подлинные дети Бога. А если мы Его дети, то и наследники Божии и сонаследники Христу (Рим. 8:17).

Это и есть наша живая вера, которую должны сопровождать наши дела. Тот, чья вера мертва (а мертва она, когда человек не творит благое) и сам мёртв, потому что Он не живёт в Боге и не пребывает в Нём – Единственном Подателе истинной и нетленной жизни. Человек, принявший решение жить со Христом, подобно спасшемуся блудному сыну понимает, что значит лишить себя истинной жизни, удалившись от Отца. Возвращаясь к Богу делами покаяния, он слышит слова евангельского отца из притчи о блудном сыне, обращенные непосредственно к нему: «Это сын мой, который был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15:24). Какая польза, если человек говорит о том, что у него есть вера, но его дела не согласны с ней? Разве сможет вера спасти такого человека? Конечно, нет. Ты веруешь, что Христос – Истинный Бог? Хорошо, что ты веруешь. Но и бесы тоже веруют и трепещут (Иак. 2:19). И при всей своей вере бесы совершенно враждебны Богу, потому что они противятся Ему своими делами.

Можешь ли ты объяснить мне, каким образом человек неверующий поверит, что ты действительно веруешь в Родившегося от Девы Марии Бога, когда сам ты не живешь целомудренно? Как пьяница и раб невоздержного чрева может быть истинным чадом Того, Кто сорок дней постился в пустыне и установил закон воздержания Своей жизнью? Как человек немилосердный к другим может быть подобен Тому, кто учит: «Будьте милосердны» (Лк. 6:36)? Возможно ли, чтобы человек, у которого отсутствуют сострадание, незлобие и смирение, следовал за Христом, Сказавшим: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:29)?

Кто-то из вас может возразить: «Но Христос ведь был Богом и потому был чужд всякого греха». Да, это так, только я прошу от тебя не Божественной, а всего лишь человеческой добродетели. Начни: покажи сперва сам своё доброе расположение, положи доброе начало, а Бог в Свою очередь подаст тебе завершение добродетели. Удались от зла и переселись в страну добродетели. Прими решение осуществить дела покаяния, и чудодейственным образом ты приобретёшь божественные добродетели от Духа Святого. Таким-то вот образом и обожествляется человек. Тот, кто прилепляется к делам добродетели, становится един с Богом, благодатью Святого Духа, да пребудет она со всеми вами.


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle