архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

Письмо к монахине Ксении об опыте Божественного Света

Когда ум упражнением в добродетели научится отгонять от себя всякую скверную страсть, душа получает помощь и начинает принимать в себя все духовные силы. Тогда она украшается возделыванием добродетелей. С помощью Божией очищается внутренний человек, все чуждое исчезает. Аскезой человек превосходит лукавые смыслы и боголюбивым и любобожественным образом возлагает всё на Бога. Благодать Духа Святого приходит в его душу и соделывает его внутреннего человека лучше, чем прежде. Когда появляется свет этой зари и в наших сердцах восходит солнце, внутри становится виден подлинный человек, занимающийся своим подлинным делом. Такому человеку светит Свет Божий, освещающий его путь. Такой человек взбирается на вершины вечных гор. О чудо! Освещаемый этим Светом, человек становится тайновидцем превосходящих мир вещей, не разлучаясь при этом от своей материальной ипостаси. Он взлетает туда не на воображаемых крыльях интеллекта, но на самом деле летит посредством неизреченной духовной силы, получая духовную и неизреченную помощь. Он слышит неизреченные глаголы, он видит невидимое. Так человек всецело предаётся Богу и весь становится светом. Он соревнуется в гимнах с неустанными небесными певчими, он воистину становится ангелом на земле. Ему подчиняется вся тварь, поскольку он причастен Тому, Кто превыше всего.

Святой Нил говорит: «Состояние ума есть нематериальная высота, подобная Божественному и Небесному цвету. Во время молитвы ум причащается Свету Святой Троицы. Если человек хочет увидеть ум в таком состоянии, пусть он освободит его от всех помышлений.... Тогда человек увидит, как в нём сияет Свет небесного цвета, подобного сапфиру».

Однако невозможно приступить к сему, не имея бесстрастия. Необходимо содействие помощи Божией, в человеке должно повеять Божественное дыхание. Святой Диадох Фотикийский говорит: «Святая благодать подаёт человеку в Крещении две вещи: в воде она обновляет и просвещает то, что создано „по образу“, очищая нас от каждого пятнышка нашего греха. А потом Она остаётся с нами, для того чтобы соделать совершенным то, что создано „по подобию"».

Итак, когда ум начинает вкушать благость Всесвятого Духа, в человека входит любовь. Удостоившись небесного Света, он приемлет Божественную красоту. Тогда человек находится между Божественной благодатью и дебелостью тела. Тогда человек ощущает себя недвижимым или почти недвижимым ко злу, открывая в себе Небесные таинства. Именно отсюда во святых проявляются различные чудотворения и прозорливости. То есть человек видит то, что происходит далеко, так, словно это происходит перед его глазами, и предчувствует то, что произойдёт впоследствии. Благодать Духа Святого возвращает человека в древнюю и превосходную красоту. Вот на какую высоту возносят блаженная печаль и покаяние смиренных сердцем и нищих духом. Человеколюбивый Бог да поможет нам познать Утешителя. Да утешит Он нас, а мы воздадим Ему славу со Безначальным Отцом и Единородным Сыном.

Аминь.

Конец и Богу слава

Просим молитв читателей о рабах Божиих Михаиле и Ирине, благодаря которым стало возможным это издание.


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle