Часовня московского Спасо-Андрониева второклассного монастыря

Источник

Коль добри доми твои, Иакове и кущи твоя, Израилю! (Чис.24:5).

Предметом нашего описания будет монастырская часовня – старая и новая.

Содержание

I. Старая часовня II. Новая часовня  

 

I. Старая часовня

Спасо-Андрониев (Андроников) монастырь основан на высоком берегу Яузы св. митрополитом Алексием около 1360 г., не без содействия преп. Сергия, любимый ученик которого преп. Андроник, испрошенный у него св. Алексием для устроения обетного монастыря, был потом первым игуменом новой обители. Преподобный Сергий посещал ее: он, спустя не долгое время по ее устроении, приходил взглянуть на новую общежительную тогда, Спасскую обитель и призвал на нее Божие благословение, в молитвенном духе воскликнув: «Господи! призри с небеси и виждь и посети место сие, его же благоизволи создатися во славу святаго Твоего имени» (Степенная кн.1:460). В другой раз, говорит предание, великий подвижник зашел сюда поклониться нерукотворенному образу Спаса (этот образ, принесенный святителем Алексием из Царьграда, был поставлен в новоосвященной им монастырской церкви), пред отправлением в дальний путь и при прощании долго беседовал с Андроником и братиею монастыря, под открытым небом, может быть под густою тенью здешних кленов и вязов, современных началу Москвы (Спасо-Андроников, соч. Н. Иванчива-Писарева. М. 1842, стр. 13. 46. 104). Впоследствии на месте их разлуки (в полверсте от Спасо-Андрониева мон.) поставлена часовня: это на пути во Владимир, а такое направление пути показывает, что это духовное беседование было тогда, как богоносный отец наш Сергий отправлялся в Нижний Новгород для умирения князя Бориса, именно в 1365 г. (Русские святые, соч. архиеп. Филарета, июнь, 1863, стр. 79. Историч. опис. нашего мон. М. 1865, стр. 9–101).

Места прощания, разлуки, расставания нередко в старые годы означались водружением креста, или сооружением часовни, которая называема была прощею (от глагола прощать). Такие прощи находились при выезде из Москвы у городских ворот, следственно при местах расставания и прощания, как показывают и названия московских урочищ: старыя прощи (у Всесвятских ворот Белаго города при церкви Похвалы Богородицы), новыя прощи (у Арбатских ворот при церкви св. Николая), проща (за Москвою рекою на Пятницкой улице, при церкви вмч. Параскевы нарицаемыя Пятницы2). Наша монастырская четвероугольная проща – часовня, разобранная за ветхостью в 1889 г., была сложена из продолговатого, тяжеловесного (20-фунтового) кирпича и внутри имела длину (до перегородки, отделяющей помещение для сторожа) 3½ арш. (а вместе с сторожкой 5½ арш. 4 вер.), ширину 5½ арш., высоты 2 арш. 12 верш. Над деревянным потолком возвышалась шатровая (деревянная) крыша, на верху которой была шейка и на ней глава с крестом. Часовня, вышиною в 12 арш. от поверхности земли, была поставлена косо, т. е. не по направлению нынешней улицы, которой тогда не существовало и, вероятно, лесом пролегал тут путь во Владимир и далее. По этой главной причине и по характеру материала (кирпич), мы относим построение каменной часовни к стародавнему времени. Шатровидный весьма оригинальный верх также свидетельствует об ее глубокой древности. Полагаем, что ее построил, вместо деревянной, если такая существовала, почтенный архимандрит Митрофан (в 1504–1507), духовник великого князя Иоанна III; он же в 1504 г., в день Вознесения, заложил «в Ондроникове монастыре, повелением вел. князя, трапезну кирпичну» (Соф. Врем.11:272). Андроньев при постройке каменных зданий имел ту выгоду, что близ его находилась лучшая глина, так что известный Фиоравенти-Аристотель, строитель Успенского собора, в конце XV века (в 1475 г.) поставил за Андроньевым монастырем в Калитникове кирпичную печь (Соф. Врем.11:144).

Не подлежит сомнению существование монастырской часовни в первой четверти XVIII века. В ведомости о Московских часовнях (числом 40) присланной в Св. Синод, 13 февраля 1722 г., из Духовного приказа3, поименована часовня за Андрониевым монастырем, без сомнения, принадлежавшая тому же монастырю так как показания о ней, занесенное в ведомость, давал архимандрит Серапион, управлявший этим монастырем с 1714 по 1722 год включительно. По его показанию, время ее построения «в их монастыре не ведомо» (значит, она задолго существовала прежде). Сбор – около 7 рублей в год – шел на церковные расходы (опис. докум. и дел Св. Синода, т. II, ч. 2, стр. 60–61 и 64).

Не в одной Москве, а на необъятном пространстве всей Руси рассеяно было множество часовен в то время; их встречали в городах, селах и деревнях, при монастырях и церквях, на торжищах и перекрестках, на больших и проселочных дорогах на поклонных горах. В жизни народной они имели и имеют немаловажное значение: это места молитв и обетов, памятники веры и благочестия, нередко ознаменованные церковными преданиями и воспоминаниями историческими, так что если б обозреть все часовни на святой Руси, то можно бы открыть много любопытного и важного для отечественной истории и археологии. Они, как молитвенные храмины, служат к распространению или поддержанию в народе веры и благочестия, удовлетворяют религиозное чувство, напоминают чудеса милосердия Божия и способствуют сохранению памяти великих и святых мужей. На пути утомленный странник находит в них место для молитвы и отдыха4. Впрочем такие места, священные по своему значению, не обходились без злоупотреблений, так что при Петре I (указом его 25 ноября 1707 года) запрещено было строить новые часовни и возобновлять старые. В 1722 г. 28 марта Св. Синод, рассуждая о том, что в оградах и в селах имеется и кроме часовен довольно церквей, в которых правоверные христиане должны возсылать общее моление; принимая во внимание и другие резоны, не только не дозволил вновь строить часовен, но предписал и прежде построенные деревянные часовни разобрать, а каменные обратить на другую потребу; иконы и все прочее из часовен отдать в те церкви и монастыри, которым они принадлежат (полн. собр. постан. и распор. Св. Синода 11, 156–57). Во исполнение синодального определения, последовавшего в царствование Петра I, была упразднена и каменная часовня Спасо-Андрониева монастыря, с обращением ее на другую потребу, как показывает ведомость о московских часовнях, помещенная в доношении Св. Синоду из Приказа церковных дел от 17 января 1723 г.5 Нашу часовню, по свидетельству той же ведомости, осматривал Приказа церковных дел подьячий Степан Халезов с десятскими и в допросе его, первого декабря 1722 г., написано: «часовня каменная близ Андроньева монастыря, а в ней торгует тогоже Андроньева монастыря крестьянской сын Федор В–в калачами» (Опис. докум. и дел Св. Синода, т. II, ч. 2, стр. 576–79)6. Часовня, молитвенная храмина, употреблена в торговую лавку! Крест на ней был, конечно, снят. Приходит на мысль: како потемне злато, изменися сребро доброе (Плач. 4:1)!

Не надолго была упразднена монастырская часовня, как и другие, закрытые отчасти вследствие злоупотреблений, но злоупотребление не уничтожает употребления. В царствование Екатерины I, указом Св. Синода 5 мая 1727 г. разрешено было открыть для моления, по прежнему, каменные и деревянные часовни, оставшиеся не разобранными и находящиеся в приличных местах, а также дозволено сооружать на место бывших (разобранных) часовен новые, если будут просители, «чтоб их паки возобновить и взятыя из тех часовен святыя иконы отдать», и если на то последует разрешение духовной дикастерии и епархиальных епископов (полн. Собр. постан. и распор. Св. Синода V, 551–52). В Москве, на основании упомянутого указа, часовни во многих местах были восстановлены, но именным указом Императрицы Анны Иоанновны, данным 10 июня 1734 г., запрещено строить новые часовни, вместо старых, где бы ни было, при чем однакож «старыя (неразобранныя) часовни, которыя ныне где имеются», повелено оставить в прежнем состоянии (Опис. докум. и дел Св. Синода, т. II, ч. 2, стр. 580–81). В 20-летнее мирное царствование набожной Елисаветы Петровны народный обычай, освященный незапамятною давностью, взял силу над законом, воспрещавшим построение новых часовен, и вот опять стали умножаться в России часовни, а Екатерина II, по совещанию с Св. Синодом, запретила указом вновь строить молитвенные храмины. Из вышесказанного мы заключаем о нашей монастырской часовне, что она, по всей вероятности восстановленная в 1727 г., могла с той поры беспрепятственно продолжать свое существование, потому что если указами и подтверждалось не строить нигде новых часовен, то старые часовни были оставляемы в прежнем положении, с правом не только на существование, но и на возобновление или перестройку оных.

Мы не имеем прямых сведений о монастырской часовне с 1724 г. по начало XIX века, но несомненно, что она была довольно изменена в своем древнем устройстве с проведением мимо ее улицы, около 1739 г.7 Прежде обращенная, конечно, на восток, она потом перестроена так, что ее лицевая сторона, быв по нужде обращена на север, начала выходить на улицу; в тоже время и косину каменной часовне, оказавшейся по левую сторону улицы, замаскировали с передней стороны прибавлением к ней деревянной части (с правой стороны на 2 ар., с левой на 1¼ ар.); вышло так, что часовня не только, по видимому, не уклонялась от прямого направления улицы, но и очутилась на одной линии с домами слобожан, а внутренность часовни, для закрытия косости, была обтянута белою серпянкой по тесу. Часовня, очутившаяся между домами, местных жителей, имела свой малый двор (длиною 10 ½ ар., шир. 4 ар. В правом углу и 4 ар. 12 вер. в левом), на который был проход (шириною от 1 ар. 12 вер. до 2 ¼ ар.) через калитку по правую сторону здания. Можно было на задний двор проникнуть прямо из сторожки, а в нее был ход и со двора, где обыкновенно складывались дрова, и из часовни. Промежуток (1 ар. шир.) по левую сторону, между стеной часовни и соседним строением, закрыт был с улицы досками.

В 1814 г. 17 июня написано было в комиссию строений в Москве следующее, весьма трудно понимаемое прошение Спасо-Андрониевского архимандрита Феофана: «Часовню каменную, состоящую Рогожской части 1-го квартала в Ворониной улице8, принадлежащую Спасо-Андрониеву монастырю, сгоревшую от неприятельского пожара, да благоволит оная комиссия покрыть железом с крыльцом на улицу (покрыть, кроме шатровой крыши, деревянною к ней пристройку с навесом?), на четыре аршина, для постановления образа (под навесом, чтобы проходящие могли поклоняться и прикладываться к образу, не входя за недосугом в часовню), и о сем учинить надлежащее разсмотрение»9. Известно, что в 1812 г. загорелся наш монастырь от Сергиевской в Рогожской церкви, 4 сентября пополудни в 7 часов (Ист. Моск. Епарх. Управл., ч. III, кн. 2, примечаний стр. 22). Пожар распространился, конечно, в тот же день и на улицу, где монастырская часовня. Последняя едва ли могла вся сгореть, сложенная из старинного кирпича, а сгорел, разумеется, деревянный верх ее с таковою же пристройкой, может быть и св. иконы, если заблаговременно, еще до нашествия неприятельского не были начальством монастыря взяты из часовни. В последнее время, начиная с 1814 г., были помещены в ней:

а). Древняя, большого размера (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар. 13 вер.) икона Спаса на убрусе, с двумя по сторонам Ангелами, держащими святый убрус, в древнем серебряном окладе. На той же иконной деке внизу поясныя изображения Спасителя, связанного по рукам, Божией Матери, св. Иоанна Богослова и лики Марии Магдалины, Лонгина сотника10.

б). Иконы Божией Матери в посеребренных ризах:

аа, Смоленская древняго письма (выш. 2 ар. 8 вер., шир. 1 ар. 9 вер.).

бб, Толгская (выш. 1 ар., шир. 13 вер.), список с чудотворной, находящийся в Толгском мон., близ Ярославля.

вв, Моденская (выш. 2 ар. 3 вер., шир. 12 вер.), копия с чудотворной в селе Коссине (в 13 вер. от Москвы по Нижегородской дороге), принесенной туда в 1717 г. из Италии. Празднование в честь ее совершается в первое воскресенье после Вознесения.

в). Икона Архангела Михаила (выш. 1 ар. 11 вер., шир. 14 вер.), в посеребренной ризе.

г). Древняя, местно чтимая икона св. Николая, архиепископа Мирликийского (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 14 вер.), с сребропозлащенным венцом, правою рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие. Как он признается спутником для путешествующих (служба ему 9 мая, на хвалитех славная стихира), то и образ его поставлен в часовне, близ Рогожской заставы, в нескольких шагах от нее, так как часовня эта была прежде (до проведения Нижегородской железной дороги) местом молитвы для многих странников, отправлявшихся из Москвы пешком или на подводах рогожских ямщиков, во Владимир, Нижний Новгород, Казань и т.д. до Сибири.

д). Икона священномуч. Антипы, епископа Пергамского в Асии (выш. и шир. 14 вер), в посеребренной ризе. Русский народ почитает его целителем разных человеческих болезней и в особенности утешителем зубной боли. Память его 11 апреля.

е). В посеребренной ризе икона (выш. 1 ар. 9½ вер., шир. 11 вер.) св. великомуч. Георгия на белом коне, поражающего копьем змия, наводит на благочестивую мысль, что охраняемый Богом, через посредство Ангелов, на всех путях своих, кто бы он ни был, наступает на аспида и василиска, попирает льва и дракона (Пс.90–11:13).

ж). Икона (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар.) преп. игумена Сергия Радонежского чудотворца, с сребропозлащенным венцом. Великий угодник, поминаемый у нас на отпусте каждой службы, сконч. 500 лет назад, 25 сент. 1391 г. (житие его, составл. Соборным иером. Никоном. М. 1885, прим. 158), а обретение мощей его было в 1422 г.

з). Икона препп. Андроника и Саввы, первых игуменов нашей обители, в посеребренной ризе. Они написаны на одной деке (выш. 2 ар. 3 вер., шир. 13 вер.), в молитвенном положении пред нерукотворенным образом Спаса.

Молебны в старой часовне служились изредка, в некоторые нарочитые дни. Ежегодный доход ее (с 1884 г.) составлял 350 р. и более.

II. Новая часовня

В донесении к епархиальному начальству от 6 июня 1889 г., настоятель Спасо-Андрониева монастыря архимандрит Григорий прописал, между прочим, что часовня в Москве, близ Рогожской заставы, издавна принадлежащая тому же монастырю, пришла в ветхость, а крестьянин – временно московский купец Василий Александрович Александров, движимый добротой сердца и благочестивым усердием, желает удовлетворить важной потребности названного монастыря, – в замене часовни ветхой (имело внутри с деревянною пристройкой 5¼ арш. в квадрате и 2 ар. 12 вер. высоты,так что было опасно зажигать налепки на больших подсвечниках), устроить новую каменную на том же месте, более удобную и пространную, на свои средства, с приличным внутри иконостасом и с жилым помещением для часовенного старца в нижнем этаже. Представляя рисунок новой часовни, составленный архитектором Александром Афанасьевичем Латковым11, архимандрит Григорий и просил разрешения преступить к постройке оной, каковое разрешение, по неимению препятствий со стороны строительного отделения Губернского Правления и Московского Археологического Общества, дано было указом из Московской Духовной Консистории от 28 августа того же года, за №5109.

По разобранию старой часовни, бывшие в ней св. иконы, поставлены на время, для народного поклонения, в кладовой (для хлебных припасов) палатке смежного дома купцов Андреевых, выходящей на улицу; затем вскоре (21 сентября 1889 г.) совершена с водосвятием закладка новой часовни, в присутствии христолюбивого благотворителя В. А. Александрова. Наружная ее постройка произведена летом 1890 г. Здание новой часовни, освящаемой тремя полукруглыми окнами, состоит из четвероугольника, которого лицевая часть, украшенная 4 пилястрами (с капителями), поддерживающими три арки (закоморы), осеняется тремя главами. В упомянутых арках сделаны над карнизом 3 полукруглых клейма для священных изображений (деисус), а над самыми арками возвышается величественный купол в виде осмигранного шатра, украшенного кокошниками и увенчанного вверху главой. Новопостроенная часовня с осмиконечным крестом имеет от поверхности земли 27½ ар. высоты, да еще на 5 ар. углубленна вниз. Она заняла собой все пространство тамошней монастырской земли, так что внутри ее между стен длина 10 ар., ширина 8 ар. 11 вер., высота 11 ар. Внутренность ее имеет вид продолговатого четвероугольника, покрытого парусным сводом. Пол настлан плитами подольского мрамора. Под ее сводами сделаны для часовенных старцев две жилые удобные комнаты.

Проектируя иконостас, временно – московский купец Василий Александров изъявил желание, в память и в ознаменование чудесного события 17 октября 1888 г., пожертвовать, для поставления в сооруженной им часовне, близ Рогожской заставы, икону с ликами святых, имена коих носят Особы Царственной Семьи; согласно ходатайству Александрова, епархиальным начальством разрешено настоятелю Спасо-Андрониева монастыря поставить вышеозначенную икону и совершать в той часовне ежедневно после вечерни благодарственное молебствие о здравии Государя Императора и всего Царствующего Дома, и по субботам панихиду об упокоении в Бозе почившего Императора Александра II, за исключением великой субботы и праздничных дней, случающихся в субботу (указ из Консистории от 3 сент. 1890 г., №4943). На всеподданейшем докладе Синодального обер-прокурора о таковом усердии Александрова и о благотворениях (в разных местах России) со стороны других лиц, по случаю того же чудесного события, Его Императорскому Величеству, в 27 день октября 1890 года, благоугодно было Собственноручно начертать: «Искренно благодарим всех» (Церк. Ведомости, издаваемые при Св. Синоде, 1890, №47, стр. 431).

В часовне иконостас деревянный одноярусный с дванадесятыми поверх праздниками на малых деках (выш. 6, шир. 5 вер.), увенчивается крестом с изображением Распятия и двумя предстоящими: Богоматерью и св. Иоанном Богословом. В средине яруса – древний нерукотворенный образ Спасителя (из прежней часовни), а прямо над ним красуется икона (выш. 2 ар., шир. 1 ар. 14 вер.), изящно убранная цветами, с ликами: Осии пророка и преподобномуч. Андрея, пресвитера Критского, празднуемых церковью 17 октября, и святых, имена коих носят Члены Августейшего Семейства: Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, вмч. и победоносца Георгия, Михаила князя Тверского, преп. Ксении, вел. Княгини Ольги. К местным иконам, кроме древних образов Иисуса Христа на убрусе и святителя Николая (из старой часовни), должно отнести Явление Божией Матери преп. Сергию (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар. 10 вер.), имя которого носит Его Императорское Высочество, Московский Генерал – Губернатор, Великий Князь Сергей Александрович; еще иконы: св. Алексия, друга преп. Сергия и основателя нашей обители (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 13 вер.), – преп. Василия исповедника, епископа Парийского (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 10½ вер.) и препп. игуменов Андроника и Саввы (из старой часовни), память которых совершается в здешнем монастыре в один день – 13 июня.

По стенам размещены частью старые в посеребренных ризах, а частию и новые иконы 1). Божией Матери, о которой Дух Св. Ее же устами предрек, что Ее ублажат вси роды (Лк.1:48): а). список с образа Ее храмового в большом Успенском соборе, писанного, по преданию, первосвятителем московским Петром. Эта часовенная икона Успения Пресв. Богородицы, вышиною 2 ар. 5 вер., шир. 2 ар. 4 вер., пожертвована В.А. Александровым. б). Иверская (выш. 2 ар. 7 вер., шир. 1 ар. 7 вер.). По сторонам Приснодевы изображены: св. Николай Мирликийский и преподобномученница Евгения12. в). Знамение Богоматери (выш. 14 вер., шир. 11½ вер.). 2). Иконы св. угодников Божиих: аа). Иоанна Предтечи, мучч. Флора и Лавра, Трифона, Пантелеймона, Димитрия Солунского, Иоанна воина, Гурия, Самона и Авива, Власия, Вонифатия (на одной деке выш. 2 ар. 7 вер., шир. 1 ар. 11 вер.). бб). Св. Григория Паламы, архиепископа Солунского, великого защитника восточного православия (выш. 2 ар., шир. 1 ар.13). Память его совершается во второе воскресение великого поста. вв). Собор препп. отец наших Антония и Феодосия Печерских (выш. 3 ар., шир. 2 ар. 3 вер.). гг). Икона новоявленных свв. Митрофана и Тихона, епископов Воронежских (выш. 1 ар. 7 вер., шир. 13 вер.14).

В лампадах и малых лампадках для возжения елея пред иконами насчитывают до 60 огней в праздники. Пред иконою в память события 17 окт. 1888 г. неугасаемая лампада (в 7 стаканчиков и 6 свечей). Замечательны две сребропозлащенные лампадки – дар неизвестного благотворителя: одна пред Иверскою иконой Божией Матери, вес. 1 ф. 44½ зол., а другая с эмалью, вес. 84½ зол., пред образом св. Николая. Подсвечников 6 в том числе 2 выносных.

К нерукотворенному древнему образу Спасителя привешена пелена темно-синяя, с изображением чаши и с надписью внизу ее: «Чашу спасению прииму, имя Господне призову». Вышивала шерстью девица Глафира В. К-ва, купеческая дочь.

Часовня, одна из лучших в Москве, высокая, пространная и светлая, зимой отопляемая каменным углем освящена в день воскресный, 21 окт. 1890 г., с крестным ходом из Андроньева монастыря, совершенным с разрешения Его высокопреосвященства, Московского митрополита Иоанникия, при многочисленном стечении народа. Участвуя в крестном ходу со множеством священных хоругвей15 и видя в нем иконы препп. Сергия и Андроника, кто из празднолюбцев не помышлял с отрадой сердца о том, что и он идет путем праведных (Пс.1:6), которым, назад тому пять столетий, шли из обители нашей и дошли до места, где ныне часовня преподобные отцы наши Сергий и Андроник? При таком настроении души, как тепла и усердна была молитва к ним! В новоосвященной часовне возглашены обычные многолетия и произнесено было настоятелем монастыря следующее краткое слово:

«Путие праведных подобны свету светятся, говорит премудрый Соломон (Прит.4:18). Праведные, живя на земле светят светом своей веры и добрых дел, которые суть плод веры. Видящие свет их прославляют Отца нашего небесного (Мф.5:16) и с псалмопевцем в умилении восклицают: «блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем! Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его! Они не делают беззакония, ходят путями Его. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. О, если б направлялись наши пути к соблюдению уставов Твоих, Господи»! (Пс.118:1–5). Праведные, и отходя от земли, оставляют светлый след по себе, передавая в наследие ей то добро, которым обогащали ее во время жизни. Оттого память их благоговейно сохраняется отдаленным потомством, – память их в род и род!

К числу таких светлых прославленных Богом на небе и на земле личностей, принадлежит святитель Мирликийский Николай, которого древний, местно чтимый образ услаждает теперь взор наш. Как в настоящие минуты не вспомнить преподобных и богоносных: Сергия Радонежского чудотворца, великого предстателя пред престолом Божиим за Русскую землю, и Андроника, первоначальника нашей обители, – как нам не вспомнить их, находящимся на том месте, идеже стоясте нозе (Пс.131:7) их? Предание о том, что преп. Сергий здесь именно после долгой беседы с игуменом Андроником и монастырскою братиею, прощально благословлял их, подтверждается направлением нижегородского пути мимо этого места, так как известно о блаженным Сергие, что он ходил в Нижний Новгород, по воле святителя Алексия, для умирения князя Бориса, захватившего, вопреки желанию старшего брата, княжество Нижегородское (Ист. гос. росс. V, 10 по изд. 1817г.); это было в 1365 г., спустя пять или шесть лет по основании Спасо-Андрониевского монастыря. Свято и достопамятно место сие, на котором мы находимся, ознаменованное построением новой благолепной часовни!

Благодарным сердцем призывая благословение свыше на благоговейного раба Божия Василия, усердием которого сооружена сия молитвенная, ныне освященная храмина, – послушал бы я прощальной беседы Сергия с Андроником, исполненной глаголов духовных и благих советов, потому что святые люди и говорят обыкновенно о святых предметах! Назидательно и братолюбие, по которому преп. Сергий не минул обители бывшего ученика своего, а св. Андроник не отпустил его без проводов – без провожания его в дальнюю дорогу. Нет сомнения, что обитель любимого ученика Сергиева неоднократно удостаивалась посещения сего благодатного старца – пустынника, наставника монахов, так как ему нередко, из послушания благоговейно им чтимому святителю Алексию, случалось ходить в Москву или чрез Москву в другие города и умиротворять князей.

Полезно нам со тщанием рассматривать пути праведных, образ их жизни и деяний, дабы по их следам, чрез очищение себя исполнением заповедей, восходить к духовному просвещению и блаженному с Богом соединению. «Для чего и осиял Господь небо церковное толиким множеством прославленных Святых, подобно как небо стихийное множеством звезд, если не для того, чтобы каждый из нас мог по своей потребности принимать от них свет и управление своего пути»? (Слова и речи митр. Филарета. М. 1848, ч. 1, стр. 307). Во множестве благих примеров, подаваемых святыми, без сомнения, откроются достоподражательные черты для каждого из христиан, по особенному состоянию его души, по особенным обстоятельствам жизни. Не ограничиваясь удивлением только их ангелоподобной жизни, будем стараться, по мере сил и возможностей, подражать им.

Преподобные отцы Сергие и Андрониче! молите со святителем Николаем и всеми святыми, во еже спастися нам.

По выходе из часовни, настоятель с казначеем монастыря о Димитрием иеромонахом посетили квартиру В.А. Александрова, устроителя и благоукрасителя сего освященного здания. Он рад был принять образ святителя Николая, в сребропозлащенной ризе поднесенной от благодарной ему навеки обители. Мы благословили этим образом его самого, тронутого до глубины души, и благочестивую его жену Домнику Семеновну со чады. Александров (да позволено будет сказать и о нем, что любит народ наш, и сомнище той созда нам. Лук.7:4–5) благодарил Бога, который благодетельствовал чрез него святой обители. «Одного прошу я у Господа, сказал он, того только ищу теперь, чтобы построение новой каменной часовни рано или поздно было ознаменовано установлением ежегодного в день 5 июля (праздник преп. Сергия) крестного хода в оную из Спасо-Андроньева монастыря».

Прилагаем расписание часовенных служб, совершаемых ежедневно и начинаемых с февраля по 8 сентября в 5-ть, а во остальное время года в половине 5 часа вечера.

Воскресенье: молебен Спасителю с акафистом и св. Николаю чудотворцу.

Понедельник: молебен Архангелу Михаилу с акафистом и св. Николаю.

Вторник: молебен св. Николаю и преп. Сергию Радонежскому с акафистом.

Середа: молебен св. Николаю с акафистом и препп. Андронику и Савве.

Четверг: молебен св. Николаю с акафистом и святителю Алексию.

Пятница: молебен Божией Матери с акафистом и св. Николаю.

Суббота: в 5 часов всенощная служба и панихида об упокоении в Бозе почившего Императора Александра II.

Всенощная служба бывает и в другие предпраздничные дни.

* * *

1

Преп. Сергий когда-то посетил Махрищский монастырь (в 35 вер. от Лавры) и гостил здесь несколько дней у преп. игумена Стефана. Последний проводил святого друга версты за три от обители, где они отдохнули у источника и распростились. И поныне стоит под этим источником часовня – памятник их дружеского прощания, и ежегодно к этой часовне бывает крестный ход из Махрищской Сергиевской приходской церкви. Местное предание (Житие пр. Сергия. М. 1885, стр. 122).

2

Часовня в русском мире, И. Снегирева. Душепол. Чт. 1862, ч. 3, стр. 246.

3

В духовном Приказе производились судебные дела.

4

Часовня в русском мире, И. Снегирева. Душепол. Чт. 1862, ч. 3, стр. 239, 249 и 253.

5

Приказ церковных дел то входил в состав Духовного Приказа, то действовал отдельно, имея особенным предметом своего ведомства церковное благочиние в Москве. Ист. Моск. Епарх. Управления, Н. Розанова, ч. I, стр. 7.

6

Монастырь в то время владел вотчинами. По переписным 1700 года книгам состояла за ним крестьянских дворов 210. Опис. госуд. архива старых дел, П. Иванова. М. 1850, стр. 344

7

На плане Москвы, составленном под смотрением архитектора Ивана Мичурина в 1739 г., значится Воронья улица, идущая от Рогожской площади на восток (Древность Москвы, П. Хазского. М. 1854, § 491), или по нынешнему от улицы Николоямской до Рогожской заставы, близ которой часовня. Из плана Москвы 1796 г. ясно видно, что Воронья улица в то время простиралась до Рогожской заставы (– § 623).

8

На углу Вороньей улицы (так названной по слободе Вороньей, которая была исстари расположена в этой местности) находился, конечно, на самом краю города питейный дом под названием: «Крутой Яр», отчего Андроньевская улица, расположенная между улицами Вороньею и Семеновскою, прежде называлась Крутоярскою. Название московских улиц, А. Мартынова. М. 1881, стр. 7 и 35.

9

В монастыре сохранилась копия с сего прошения. Требовалось позволение на устройство навеса, но едва ли дано было, или навес был после снят.

10

Замечателен в Моск. Успенском соборе, на северной стене, над ракою святителя Ионы, древний Спасов образ новгородского письма, в серебряном окладе; под этим образом – подобием нерукотворенного в прошлом столетии написан на деке, в итальянском стиле, молящийся коленопреклоненно пред распятием св. Иона.

11

Предполагается издать этот рисунок во многих экземплярах, отдельно от вашей статьи.

12

Писал по золотому фону иконописец Михаил Андреев Рогожкин.

13

Писал художник Федор Петрович Курков.

14

Новые иконы настенные и иконостастные писал, за исключением двух или трех, иконописец Василий Ив. Денисов. Все они защищены от пыли дорогими стеклами.

15

Множество хоругвей составляет украшение наших монастырских храмов и придает особое величие крестным ходам. Изготовляются для самой часовни новый хоругви обществом хоругвеносцов при нашем монастыре.


Источник: Часовня Московского Спасо-Андрониева монастыря / Соч. архим. Григория. - Москва: Унив. тип., 1891. - 20 с.

Комментарии для сайта Cackle