Источник

Глава IV. Псамафийский монастырь

Жизнь патр. Евфимия

Псамафийский монастырь св. бессребреников Космы и Дамиана (около Студия), основанный Евфимием, позже патриархом Константинопольским (907–912), известен между прочим пребыванием в нем его основателя. Среди братии нашелся один инок, который написал мемуары из своего времени, в которых центральным лицом изображен Евфимий. Как назывались эти мемуары, мы не знаем, ибо единственный список их сохранился без начала, без нескольких листов в средине и без конца. Издатель К. von Boor озаглавил их Vita Euthymii (Berlin, 1888), и благодаря этому обстоятельству мемуары отнесены были в агиографическую литературу. Но если это и Vita, то уже отнюдь не βίος τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν, так как она написана в после-Фотиевский период и не по правилам агиографической схемы. Правильнее она могла бы быть озаглавлена: Historia contemporanea или Ἱστορία ἡ καθ’ ἡμᾶς.

Драгоценные мемуары, изданные и прекрасно разобранные и оцененные Боором (S. 79–203) и довольно подробно рассмотренные Η. П. Поповым,320 не нуждаются здесь к новой оценке во-первых потому, что они, повторяем, не есть житие св. патр. Евфимия и во-вторых потому, что говорят о деятеле уже начала X века. Ограничимся здесь перечнем биографических данных до вступления Евфимия на патриарший престол.

Евфимий жил в монастыре св. Феодора. – Боор поясняет: в Пиги (Πηγή), но такого определения нет в Vita: может быть обитель эта находилась и в другом месте столицы, напр. над кладбищем Пелагиевым (ср. ж. Антония). – К нему прежде всего спешил нововоцарившийся имп. Лев Мудрый (в 886 г.). Евфимий, пользуясь своим влиянием на царя, ходатайствовал о смягчении участи своих противников, но сам он был ярым противником всемогущего министра Стилиана и предсказал ему кончину. Высоко ценимый имп. Львом, Евфимий прибыл в столицу (откуда?) на средства императрицы Феофании и назначен был патриаршим синкеллом (Стефана, или Антония?); следствием отказа его исполнять эту должность был новый разрыв его со двором. Евфимий основал монастырь Псамафийский, снискал расположение у Льва Катакилы, жил в своем монастыре и напрасно старался о разрыве между имп. Львом и его супругою Феофанией, которой он предсказал скорый конец. – Опять не агиографический прием. Святые предсказывали скорую кончину своим нечестивым недругам; но здесь пророчество относилось к святой царице. – Ярый противник брака царя Льва с Зоею, Евфимий был сослан в Константинопольский же монастырь Диомидов. Но предсказав заговор родственников Зои и по обнаружении их, он снова был приглашен ко двору. Вследствие его попытки явиться посредником между царем Львом и Александром явилась новая натянутость отношений между ним и Львом. Евфимий посвящал время и литературным занятиям и имел общение с выдающимися духовными особами. Патриаршество ему было предсказано. – Не смотря на современность писателя, он все-таки кое-что и забыл из биографии Евфимия, напр. о подвижничестве его в монастыре Астакинского залива, о чем упомянул Арефа (ср. стр. 153).

* * *

320

Имп. Лев VI Мудрый и его царствование. Μ. 1892 стр. XLVII–LIV.


Источник: Греческие жития святых VIII и IX веков : Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения ист. и ист.-лит. : [Дис.]. Ч. 1- / Хр.М. Лопарев. - Петроград : тип. Акад. наук, 1914. - 27.

Комментарии для сайта Cackle