Азбука веры Православная библиотека епископ Христофор (Смирнов) Поучение, сказанное при посещении города Волоколамска в соборе 6 июля [1890 года]


епископ Христофор (Смирнов)

Поучение сказанное при посещении города Волокамска в соборе 6 июля 1890 года

Привет вам, возлюбленные о Христе братия, и благословение от преподобного Сергия Радонежского, преп. Саввы Сторожевского и преп. Иосифа Волокамского, мощам которого судил мне Господь ныне поклониться. Давно, с тех пор, как наречен я именем богоспасаемого града вашего, имел я желание быть среди вас и лично выразить вам благодарность за привет ваш и благожелания, принесенные мне по случаю посвящения моего во епископа. Но условия моего служения не благоприятствовали исполнению сего моего желания. Только ныне судил мне Господь иметь молитвенное общение с вами, хотя и краткое. Душевно сожалею, что по многим причинам не могу войти в более тесное и искреннее общение с вами через совершение божественной вечери господа нашего Иисуса Христа, через приобщение Тела и крови его. Но и за то благодарение Господу, что хотя немногие минуты я могу соутешиться верою вашею, о которой свидетельствуете вы своим присутствием в сем св. храме не в обычный час. Вижу я здесь и отцов и матерей, и детей малых, и юношей, и взрослых и радуюсь, что, несмотря на разделяющее нас расстояние мы не чужие друг другу, что между нами, и вообще между народом русским и его архипастырями, сохраняется союз, который не успело еще разрушить тлетворное дыхание времени. Благодарение за сие Господу. Да так и должно быть. Если мы и далеки друг от друга по месту жительства, если мы и не знаем друг друга, мы однако близки во Христе, мы все одинаково присные Богу чрез Иисуса Христа, великого Архиерея нашего, примирившего и примиряющего нас с Богом, соединившего и соединяющего нас, по-видимому далеких и чужих, в единое братство, в одну родную семью, даже больше – в одно тело и в один дух. Мы рождены и возрождены единым благовествованием Христовым, в лоне единой матери – Церкви, которая одинаково заботится обо всех, воспитывая нас каждого к иной, лучшей жизни. У нас одна вера, одно крещение, один Бог и отец всех, мы носим одно имя – имя Христово, у нас один жертвенник, и все мы от единого хлеба и единой чаши причащаемся и питаемся. Сопутствуемые заботами и попечениями Церкви, просвещаемые словом Божиим и укрепляемые божественною благодатию, преизобильно изливаемою на нас в божественных таинствах, все мы до единого можем постепенно возрастать в мужа совершенна, в меру возраста и исполнения Христова и достигнуть упования звания нашего – вечного общения с Спасителем нашим Богом и нескончаемого блаженства в обителях Отца Небесного, уготованных нам начальником нашей веры и Совершителем нашего спасения, – но можем достигнуть тогда лишь, если пребудем верны его завету. А завет Его, думаю и надеюсь, вы знаете. В предсмертной беседе с учениками Он говорил им, а в лице их и нам всем, «веруйте в Бога и в Меня веруйте. Я иду уготовать место вам и когда уготовлю вам место, прииду опять и возьму вас с собою, чтобы и вы были там, где Я. Если пребудете со мною и я пребуду в вас. Если любите меня и хочете быть моими учениками, заповеди мои соблюдайте. Заповедь сию даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Если пребудете в любви и Бог пребудет в вас. Будьте едино, как я с Отцом Моим». Вот завет, завещанный нам Спасителем нашим.

Пребудьте же верны этому завету: веруйте в Бога и в Господа Иисуса Христа, единого Ходатая и первосвященника, прошедшего небеса, сидящего одесную Отца и выну ходатайствующего о нас; содержите во всей чистоте и полноте благовествование Христово, преданное св. Апостолами и сохраняемое св. Церковью, которая одна верная хранительница и истолковательница его, которая есть столп и утверждение истины. Держитесь твердо преданий и установлений Церкви, которые преданы нам от святых Апостолов, утверждены Соборами и строго соблюдались отцами и учителями Церкви восточной, и нашей родной, русской. Не увлекайтесь тщетною лестию самозваных учителей, хулящих Церковь православную и раздирающих тело Христово своими лжемудрствованиями и самочинными собраниями. Отделившись от православной Церкви, потерявши путь истины, они, подобно человеку, заблудившимися в лесу, блуждают по разным распутиям сами и влекут за собою других, якобы ища истины, а самом деле все больше и больше удаляясь от нее: тень истины принимают за саму истину, ложный свет за настоящий. Это поистине слепые вожди слепых: сами идут в пропасть и увлекают других; это – безводные источники, как называл Апостол лжеучителей своего времени: они обещают чистую, живую воду, а дают воду мутную, гнилую, не утоляющую жажду, не освежающую и не оживляющую, а заражающую и отравляющую тело и душу.

Нет, братия, Иисус Христос вчера и днесь, той же и вовеки. Христос один, создавший Церковь свою, давший ей обетование, что и врата ада не одолеют ея; одно благовествование Его всецело и неповрежденно сохраняемое в Церкви. Иного благовествования, иной Церкви, кроме основанной Иисусом Христом, нет и быть не может, как не может быть иного Христа, кроме Христа, пришедшего во плоти, которого исповедует православная Церковь. Всякий, кто стал бы возвещать иное благовествование, не согласное с учением православной Церкви, хотя бы это был ангел с неба, всякий, кто не исповедует Христа, исповедуемого православной Церковью – по Апостолу анафема да будет. Если вам говорят: зде Христос или онде, если разные самочиния общества раскольнические уверяют вас, что у них истина, – не имите веры: истина одна, как один Христос, возвестивший нам слово истины, искупивший нас своими страданиями и крестною смертию и возвративший нас к нетленной жизни. Разве разделился Христос? Разве кто-нибудь иной другое распялся за нас? Разве не знаем мы, что Христос, создавая Церковь свою, поставил одних Апостолами, других пророками и евангелистами, иных пастырями и учителями, которым вверены Словеса Божии и строение Таин Божиих? Разве неизвестно нам, что все Церкви, основанные Апостолами, свято сохраняют веру, унаследованную от Апостол со всеми преданиями и установлениями, принятыми в письмени или без письмени. Эту-то веру от греко-восточной Церкви принял русский народ, эту веру свято содержит наша греко-российская Церковь. И целые сонмы угодников Божиих – мучеников, подвижников, праведников восточной и нашей церкви – живые свидетели, что наша вера – вера православная, вера отеческая, вера вселенская, вера соборная, вера Апостольская, вера Христова. Да и вблизи вас самих есть живой свидетель истины и неповрежденности православной греко-российской веры и Церкви – преподобный Иосиф Волокамский: он ревностно стоял за свою веру против лжеучителей своего времени в слове и в письмени и оправдывал сию свою веру своею святою жизнию. И за то Бог прославил его нетлением св. мощей его, вблизи вас почивающих. Поминайте же чаще сего богопрославленного наставника веры и благочестия и взирающе на скончание жития его, подражайте вере его.


Источник: Христофор (Смирнов), архим. Поучение, сказанное при посещении города Волокамска в соборе 6 июля (1980 года) // Прибавления к Творениям св. Отцов 1890. Ч. 46. Кн 4 С. 337-341 (1-я пагин.).

Вам может быть интересно:

1. Как относились к царской власти святые мученики первых времен протоиерей Андрей Хойнацкий

2. Учение западных вероисповеданий о причинах оправдания протоиерей Александр Рождественский

3. Поучение на день Преполовения протоиерей Василий Бандаков

4. О Боге Мздовоздаятеле. Частное мздовоздояние профессор Митрофан Филиппович Ястребов

5. Из записок путешественника по Афону: (К вопросу об изучении творений преп. Симеона Нового Богослова) иеромонах Пантелеимон (Успенский)

6. Поездка в Рим профессор Василий Александрович Соколов

7. Мои воспоминания о Памфиле Даниловиче Юркевиче протоиерей Климент Фоменко

8. Памяти высокопреосв. Сергия (Спасского), архиеп. Владимирского профессор Анатолий Алексеевич Спасский

9. Новое открытие имени еврейского народа в египетских памятниках профессор Фёдор Герасимович Елеонский

10. Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки протоиерей Ливерий Воронов

Комментарии для сайта Cackle