священник Стефан Остроумов

Глава шестая. Клавдий Аполлинарий, епископ иерапольский

С доевсевианскими сведениями о Аполлинарии мы можем познакомиться только из „Церковной Истории» Евсевия260. В 19-й главе V-й книги ее приводится следующее антимонтанистическое письмо Антиохийского епископа Серапиона к Карику и Понтию: „Чтобы вы знали, что деяния той лживой школы, которая называется новым пророчеством, осуждаются всем братством на земле, я посылаю вам сочинения блаженнейшего Аполлинария, который был епископом Иерапольским в Азии».

В своей „Хронике» Евсевий, против своего обыкновения, не упоминает ни о времени подачи апологии Аполлинария, ни о государе, которому она подана. Под 2186 г. (172 г. по P. X.) историк пишет только: „Прославился Аполлинарий, епископ Иерапольский в Азии, и Мелитон Сардийский, епископ Лидии, который и подал апологию за христиан Антонину» (т. е. Марку Аврелию)261.

Имена Аполлинария и Мелитона стоят рядом и в „Церковной Истории» Евсевия, – там где историк причисляет обоих апологетов к писателям, которых православие ясно видно из их сочинений262.

В 27 гл. ІV-й кн. „Церковной Истории» историк поместил обзор сочинений Аполлинария. „Многия сочинения Аполлинария, говорит он, находятся в руках многих263. Мне известны следующие: сочинение к вышеупомянутому императору (Марку Аврелию), пять книг „Против Эллинов” первая и вторая книги „Об истине», первая и вторая книги „Против Иудеев”; позднее составленный им сочинения „Против ереси фригян”, которая скоро затем выступила с своими новшествами, а тогда только начиналась, и Монтан в то же время с своими пророчицами полагал только фундамент своим ложным учениям”.

Евсевий называет Аполлинария сильным и непобедимым борцом против монтанизма („ὅπλον  ἰσκυρὸν καὶ ἀκαταγώνιστον»)264.

В 5-й главе V-й кн. „Церковной Истории» Евсевий ссылается на Аполлинария для подтверждения рассказа о громоносном легионе. „Внешние историки, говорит он, не знакомые с истинной верой, хотя и упоминают об этом чуде, однакож не сознаются, что оно произошло по молитвам христиан; напротив, единоверные, как любители истины, рассказывают о нем просто и без хитрости. К числу последних относится и Аполлинарий265, который говорит, что легион, своею молитвою совершивший это чудо, получил от царя сообразное с сим происшествием наименование, то-есть на римском языке назван громоносным”. Эти слова Евсевия способны вызвать недоумение и недоверие. Как Аполлинарий, современник маркоманской войны, живший близко от зимней квартиры двенадцатого („громоносного”) легиона, – мог не знать, что двенадцатый легион задолго до поражения квадов и маркоманов (174 г.) назывался „громоносным?» Что-нибудь одно: или то сочинение Аполлинария, на которое ссылается Евсевий266, было подлож-ное, или оно было интерполировано, или в нем сказано было меньше того, что вывел из него Евсевий. Быть может, апологет сказал только: „теперь государь с правом называет двенадцатый легион громоносным”, или употребил другое какое-либо выражение, из которого Евсевий вывел несоответствующее, но желательное для него заключение267.

Вот и все сведения Евсевия об Аполлинарии, eп. Иерапольском. В добавление к ним мы можем привести только следующую догадку Ренана. Из помещенного в „Пасхальной Хронике»268 отрывка какого-то сочинения Аполлинария мы видим, что этот апологет, подобно Мелитону, писал о Пасхе. В перечне сочинений Аполлинария у Евсевия мы не видим никакого сочинения о Пасхе. Поэтому, гадает Ренан, нужно думать, что речь о Пасхе Аполлинарий ведет в одной из двух книг „Против Иудеев”269.

Сведения Евсевия об Аполлинарии нельзя не признать скудными; историк не делает ни одного цитата из сочинений Аполлинария, хотя один раз ссылается на его сочинение, без указания – какое это сочинение. – Аполлинарий был анти-монтанист. Полемику с монтанизмом он вел в то время, когда монтанизм только еще зарождался. Евсевий любить опровергать ереси, указывая в особенности на то, что они при самом своем возникновении находили отпор со стороны столпов кафолической церкви270. Где же в таком случае причина того, что Евсевий не воспользовался сочинениями Аполлинария для опровержения монтани-стической ереси271 ?

Гарнак видит причину этого, в том, что Аполлинарий, как борец с монтанизмом, „был для Евсевия слишком мало решителен”. Вместо обоснования этой догадки для Гарнака служит замечание Евсевия, что Аполлинарий „писал при самом возникновении монтанизма», – связанное с тем фактом, что Евсевий не цитует ни одной строки из сочинений Аполлинария, но пользуется при изображении монтанизма позднейшими писателями272. Других аргументов в пользу своей догадки Гарнак представить не может.

Между тем с этой догадкой не мирятся благоприятные отзывы Серапиона, епископа Антиохийского, самого Евсевия и бл. Иеронима об антиеретической деятельности Аполлинария. Так, Серапион называет Аполлинария „блаженнейшим” („μακαριώτατος») и рекомендует его антимонтанистические сочинения Карику и Понтию. Евсевий называет Аполлинария „сильным и непобедимым борцом против монтанизма», мужем, засвидетельствовавшим свое апостольское православие в своих сочинениях, другом истины. И во всей „Церковной Истории» нет ни одного намека на то, чтобы Евсевий подозрительно смотрел на православие епископа Иерапольского.

Поэтому отсутствие цитат в „Церковной Истории» из антимонтанистических сочинений Аполлинария всего проще объяснять тем, что Евсевий знал эти сочинения из вторых рук (напр., из письма епископа Серапиона) или же тем, что историк не имел под руками в нужную минуту противоеретических писаний Аполлинария.

Гарнак заподозревает также указание Евсевия, что антимонтанистическая полемика Аполлинария относится к тому времени, когда „ересь катафригов... только начиналась и Монтан с своими пророчицами только полагал фундамент своим лжеучениям”273. Апология Аполлинария, говорит Гарнак, адресована к одному Марку Аврелию, следоват., написана по смерти Люция Вера и до времени кесарства Коммода – между. 170 и 176 годами. В апологии продолжает критик, упоминается о поражении маркоманнов, событии совершившемся в 174 г. Следоват., апология написана немного ранее 176 г. Между тем Евсевий говорит, что сочинения „против катафригов” Аполлинарий написал после других сочинений. Таким образом, появление книги „против катафригов” относится приблизительно ко 180 г. А это время нельзя назвать временем возникновения монтанизма, так как Евсевий сам в „Хронике» относит возникновение „ереси катафригов” к 173 г.274.

Но не нужно позабывать, что рассказ о громоносном легионе, помещен, быть может, не в апологии, а в каком-либо другом сочинении Аполлинария, напр., в книгах „против Эллинов” или в кн. „О истине». В таком случае, нельзя уже сказать, что апология подана немного ранее 176 г., но между 170 и 176. Есть даже некоторые, хотя не особенно убедительные, основания утверждать, что апология написана около или немного позже 170 г. Первое основание – это сопоставление в „Хронике» Евсевия под одним годом (172-м) известий о „прославлении» Аполлинария и о подаче апологии Мелитоном. Очень может быть, что первоначально в „Хронике» под 172-м годом стояло известие не о „прославлении» только Аполлинария, но и о подаче его апологии. Второе основание тесно примыкает к первому и подтверждает его. Дело в следующем: в „Пасхальной Хронике» под I-м годом 237 олимпиады (169 г. по P. X.) помещено известие: „Мелитон... и Аполлинарий, Иерапольский епископ, и многие другие нашего учения подали книгу апологии Марку Аврелию Антонину». Весьма вероятно, что это известие независимо от известия „Хроники» Евсевия об Аполлинарии, ибо составитель „Пасхальной Хроники», как мы уже видели, является в своих сведениях о Иерапольском епископе независимым от Евсевия275. Если же, несмотря на это, мы признаем известие „Пасхальной Хроники» списанным с известия „Хроники» Евсевия, то тогда приобретает большую силу предположение, что в „Хронике» Евсевия под 172 годом первоначально находилось известие о подаче Аполлинарием и Мелитоном апологий Марку Аврелию. Таким образом, время подачи апологии Аполлинария мы должны отнести к первым годам единодержавия Марка Аврелия, согласно указаниям „Хроник” Евсевия и „Пасхальной». Вследствие этого теряет силу возражение Гарнака, будто Аполлинарий писал против монтанистов около 180 г., т. е. гораздо позже времен возникновения монтанизма, тогда как Евсевий уверяет, будто Аполлинарий ратоборствовал против ереси монтанистов во время ее возникновения.

Переходим к сведениям бл. Иеронима о епископе Иерапольском Аполлинарии. В „Каталоге» читаем следующее: „Аполлинарий, епископ Азийского города Иераполя, славился при императоре Марке Аврелии Вере, которому и подал замечательную книгу, написанную в защиту христианской веры. Существуют и другия его творения, а именно: пять книг „Против язычников” и две книги „Об истине» и „Против катафригов”, в то время по почину Монтана в первый раз появившихся вместе с безумными пророчицами Прискиллой и Максимиллой»276.

Это известие бл. Иеронима только перевод из 27 гл. ІV-й книги „Церковной Истории» Евсевия. Впрочем, есть одно различие: бл. Иероним не упоминает о двух книгах „Против Иудеев”. Быть может, об этих книгах не упоминалось в той рукописи „Церковной Истории» Евсевия, которою пользовался бл. Иероним. По крайней мере, и Руфин в своем переводе „Церковной Истории» Евсевия пропускает при перечне книг Аполлинария анти-иудейские сочинения этого апологета.

В 18-й гл. „Каталога» бл. Иероним говорит: „Иоанн обнародовал Иудейское предание о тысячелетии, которому последовали Ириней, Аполлинарий и другие, которые говорят, что по воскресении Господь во плоти будет царствовать со святыми»277. Всего вероятнее, что здесь бл. Иероним разумеет не Аполлинария Иерапольского, но Аполлинария Лаодикийского, о хилиастических убеждениях которого автор „Каталога» не раз упоминает в своих сочинениях. Обращаем внимание на то, что в 18 гл. „Каталога» имя Иринея стоит прежде имени Аполлинария.

В трактате о Мелитоне, епископе Сардийском (гл. четвертая), мы видели уже, что бл. Иероним в письме к Магнусу восхваляет антиеретические сочинения Мелитона и Аполлинария, совершенно умалчивая об апологетических сочинениях этих епископов-апологетов278.

* * *

260

Аполлинарий, которого Ориген приветствуст в заключении письма к Африкану, – наверно не Аполлинарий, eп. Иерапольский („Apologeten» S. 232, Anm. 308).

NB. Апологет Иерапольский в большинства рукописей называется не Аполлинарием, но Аполинарием. Так он назван у Евсевия, в Пасх. Хронике и у Фотия (Herzog: „Real-Enc.» i-ter. В., S. 419 Hamb. 1851). Но мы держимся общенринятого в наше время правописания.

261

„Chr. Evseb.» Schöne. T. II, p. 172.

262

„Церковная Истории». IV, 21.

263

Между неупомянутыми Евсевием сочинениями Аполлинария мы можем назвать только книгу „περὶ εὐσευείας» (о благочестии). (Photius, cod. 14).

264

„Церк. Ист.» V, 16. Здесь Евсевий говорит, что, кроме Аполлинария, борцами против монтанизма были „многие другие, жившие в то время ученейшие мужи». Не называя их имен, Евсевий тут же цитует одного „из этих писателей». Блаж. Иероним называет этого анонима то Аполлонием, то Родоном (гл. 39 и 40 „Каталога»), а Руфин и Никифор Каллист назывлют его Аполлинарием Иерапольским.

265

Что здесь разумеется Аполлинарий, епископ Иерапольский, а не другой какой, – это видно из того, что в „Хронике» известия о прославлении Аполлинария и о громоносном легионе стоят рядом.

266

Большинство ученых думает, что Евсевий в настоящем случае ссылается на апологию Аполлинария; но это только догадка, неимеющая твердых оснований.

267

Последняя догадка принадлежит Неандеру („Gesell, d. Christi. Religion und Kirche.» B. i, S. 148; 4-te Aufl.).

268

Praefat. p. 13 et 14, edit. Dindorfli (Ссылка Гарнака).

269

E. Renan. „Hist. d. orig. d. clir.» „Marc Aurele» p. 19S.

270

„Церковная История», IV, 4.

271

в 16 – 17 гл. V-й книги „Церковной Истории» цитуется Евсевием анонимный антимонтанистический писатель из Малой Азии. Быть может, это Аполлинарий. Так, по крайней мере, Руфин и Никифор Каллист называют малоазийского анонима.

272

„Apologeten.» S. 253.

273

„Церк. Ист.» IV, 27. Гарнак опять таки предполагает в этом замечании не ошибку, но намеренный обман со стороны Евсевия, вызванный желанием Евсевия объяснить нерешительность Аполлинария в борьбе с монтанизмом. („Apologeten.» S. 233).

274

„Apologeten.» SS. 233, 238 и 239. Впрочем, дата возникновения монтанизма не установлена твердо. Аноним, цитируемый Евсевием („Ц. И.», V,16), относит возникновение монтанизма к проконсульству Грата, a последнее, по „Хронике» Евсевия, падает на 171 или 172 г.

275

Разумеем цитат „Пасхальной Хроники» из какого-то сочинения Аполлинария.

276

Соч. бл. Иерон. т. 5-й, стр. 307 (26-я гл. „Каталога»).

277

Ib. стр. 303.

278

Не лишне заметить, что в письме к Магнусу бл. Иероним называет Аполлинария Иерапольского sacerdos. т. е. жрец или священник. Преосв. Филарет заключает из этого, что Аполлинарий писал антиеретические сочинения еще до принятия епископского сана („Ист. уч. об оо. Церкви», том 1-й. стр. 92).



Источник: Москва. Типографія Э. Лисснеръ и Ю. Романъ, Арбатъ, д. Платонова. 1886. От Совета Московской Духовной Академии печатать дозволяется. Москва, Марта 19 дня, 1886 года. Академии Ректор протоиерей С. Смирнов.

Комментарии для сайта Cackle