священник Стефан Остроумов

Глава седьмая. Мильтиад

Предание церковное из всех апологетов второй половины второго века менее всего знает о Мильтиаде279. Мы знаем только трех доевсевианских писателей, упоминавших о Мильтиаде; сочинения двух из них дошли до нас только в извлечениях Евсевия, который, сверх своего обыкновения, не позаботился сохранить имена этих двух писателей, упоминавших о Мильтиаде. Кроме них, с Мильтиадом знаком Тертуллиан280. Он поставляет апологета в хро-нологическом порядке между св. Иустином и св. Иринеем и отзывается о нем неприязненно („ecclesiarum sophista»), ибо Мильтиад был решительный противник монтанизма281.

Мильтиад – это единственный (кроме Афинагора) из известных нам греческих апологетов христианства II в., о котором Евсевий не делает никакого упоминания в своей „Хронике». Произошло это, по всей вероятности, оттого, что Юлий Африкан, „Хроникой» которого Евсевий пользовался при составлении своей „Хроники», не знал апологета Мильтиада.

В V-й книге „Церковной Истории» (гл. 17) Евсевий говорит, „что и писатель Мильтиад написал книгу против вышеозначенной ереси (т. е. монтанизма); приводя некоторые слова монтанистов, он (не Мильтиад, но анонимный антимонтанистический малоазийский писатель) прибавляет: „это нашел я в одном сочинении, направленном против творения брата нашего Мильтиада, в котором он доказываете что пророк не должен провещать в исступлении, и представил их слова в сокращенном виде». – Мысль, что пророк не должен говорить в исступлении (экстазе), сколько известно, не была провозглашена до Мильтиада. И св. Иустин, и Афинагор думали об этом предмете иначе282. В этом Гарнак видит великое значение Мильтиада. „Он первый, говорит критике провозгласил в церкви II в. новую теорию о сущности истинного профетизма, – теорию, которой древнейшие апологеты еще не знают”283.

Второе, приводимое Евсевием, свидетельство о Мильтиаде принадлежит перу римского писателя284. Этот анонимный писатель между прочим старается опровергнуть утверждение артемонитов, будто их христология господствовала в Риме в продолжение всего II-го в. Он пишет: „Они (артемониты) говорят, что все древние мужи и даже апостолы приняли и учили так, как сами (артемониты) ныне учат, что истинная проповедь сохранялась до времени Виктора, который был тринадцатый от Петра римский епископ, и что истина была обезображена при его преемнике Зефирине. Слова их были бы, быть может, и вероятны, если бы не опровергались, во первых, божественным писанием, во вторых, сочинениями некоторых братий, появившимися до времени Виктора и написанными в защищение истины против язычников и против бывших в то время ересей: я говорю о книгах Иустина, Мильтиада, Татиана, Климента и многих других, которые все Христа называли Богом”285.

Замечательно, что анонимный римский писатель помещает Мильтиада между св. Иустином и Татианом, a Тертуллиан между св. Иустином и св. Иринеем. Из этого можно с некоторою вероятностью заключать, что литературная дея-тельность Мильтиада относится к третьей четверти II века.

Евсевий, приведя свидетельство малоазийского антимонтаниста, продолжает уже от себя: „Мильтиад оставил нам и другие памятники ревностного своего занятия в божественном писанин, именно, книги как против язычников, так и против иудеев. Оба эти предмета рас-крыты им в двух сочинениях. Кроме сего, он написал апологию к мирским властителям (πρὸς τοὺς κοσμικοὺς ἄρχοντας), в защиту той философии, которой сам держался»286.

Евсевий, как предполагает Гарнак287, знал перечислен-ный им сочинения Мильтиада и однако историк не сделал ни одной цитаты из этих сочинений. Может быть, в них не заключалось никаких интересных для Евсевия исторических и автобиографических сведений. – об анти-монтанистическом сочинении Мильтиада Евсевий от себя не упоминает. Таким образом, нам известны чрез Евсевия следующие сочинения Мильтиада: 1) Слово „Против Эллинов” – две книги. 2) Слово „Против Иудеев” – две книги, 3) Сочинение против монтанистов о том, что „пророк не должен говорить в экстазе»; точное название сей книги нам неизвестно. 4) Наконец, „О христианской философии к светским властям”288. – Кто такие „светские» или „мирские власти?» По мнению Гейнеке и Валезиуса, так названы провинциальные начальники (ргаеsides provinciarum)289. Но Отто, Герцог, Кейм и Гарнак разумеют под „светскими властями» римских государей Марка Аврелия и Люция Вера или же Марка Аврелия и Люция Коммода290.

В этом перечне сочинений Мильтиада нет сочинения против гностиков, о существовании которого можно догадываться из известия Тертуллиана, откуда видно, что Мильтиад, вместе с св. Иустином, св. Иринеем и монтанис-том Проклом, полемизировал с валентинианами291.

В „Каталоге» бл. Иеронима читаем о Мильтиаде следующее: „Мильтиад, о котором упоминает Родон в своем сочинении, написанном им против Монтана, Прискиллы и Максимиллы, написал против тех же еретиков превосходную книгу, а также и другия книги против язычников, иудеев и подал царствовавшим в то время императорам апологию. Он жил во времена Марка Антонина и Коммода»292.

В этих сведениях бл., Иеронима есть кое что новое, сравнительно с сведениями Евсевия о Мильтиаде. Так, цитуемый Евсевием, анонимный малоазийский писатель у бл. Иеронима приобретает имя Родона, ученика Татиана. Но это простая, ни на чем не основанная догадка автора „Каталога». Он сам о ней позабывает в следующей главе „Каталога», где автором цитованного Евсевием антимонтанистического сочинения малоазийского писателя является уже не Родон, но Аполлоний293.

Второе отличие сведений бл. Иеронима от сведений „Церковной Истории» о Мильтиаде заключается в том, что Евсевий не называет поименно тех государей, которым Мильтиад адресовал свое сочинение „О христианской философы а бл. Иероним определенно указывает, что Мильтиад свою апологию подал Марку Аврелию и Коммоду.

Весьма вероятно, что это указание не имеет большой цены, ибо представляет только догадку бл. Иеронима294. Но оно важно в том отношении, что свидетельствует, как автор „Каталога» понял выражение „ κοσμικοὶ ἄρκοντες «.

В письме к Магнусу бл. Иероним вместе с другими апологетами упоминает и о Мильтиаде. Здесь сочинение Мильтиада против язычников названо „превосходным сочинением”.

* * *

279

Мильтиада-апологета не должно смешивать с Мильтиадом монтанистом, о котором упоминается в 16-й гл. V-й кн. „Церковной Истории» Евсевия.

280

См. 5 гл. соч. „Против Валентиниан”.

281

„Apologeten.» S. 278–279. Скудость предания о строго православном писателе Мильтиаде служит поучительным уроком для Гарнака, который в скудости предания о Мелитоне и Аполлинарии готов видеть следствие неправославия этих апологетов.

282

„Real-Encl.» Herzogs. В. 10, S. 8 (2-te Aufl.).

283

„Apologeten.» S. 280.

284

Автора „Малого Лабиринта», писавшего в Риме около 230 г.

285

„Церк. История» V, 28. Липсиус полагает, что здесь разумеется именно апология Мильтиада („Die Quellen der ältesten Ketzergeschichte». S. 66, Anm. 1).

286

„Церковная История» V, 17.

287

„Apologeten.» S. 281.

288

,,᾽Υπὲρ τῆς κατἀ χριστιανοὺς φιλοσοφίας πρὸς τοὺς κοσμικοὺς ἄρχοντας «.

289

„Real-Encl.» Herzogs. В. 10, S. 9. 2-te Aufl.

290

„Apologeten.» S. 282. Anm. 441.

291

Соч. Тертул. против валентиниан, гл. 5-я.

292

Соч. бл. Иерон. т. 5-й, стр. 312.

293

Ibid. (XL-я гл. „Каталога»).

294

Нельзя незаметить, что бл. Иероним жизнь и деятельность („floruit», „florebat») очень многих писателей относит ко временам „Марка Антонина и Коммода» (См. „Каталог”, гл. XXIII, XXVII – XXX, XXXII и XXXIX).



Источник: Москва. Типографія Э. Лисснеръ и Ю. Романъ, Арбатъ, д. Платонова. 1886. От Совета Московской Духовной Академии печатать дозволяется. Москва, Марта 19 дня, 1886 года. Академии Ректор протоиерей С. Смирнов.

Комментарии для сайта Cackle