Источник

Глава V

Мф.5:1–2. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря.

Господь восходит в горнее место, чтобы и других увлечь за Собою. Но толпы народа не имеют силы взойти. А следуют [за Ним] ученики, к которым только [quibus et ipsis] Он, не стоя, а сидя и уменьшившись в росте [или: тесно окруженный], обращает слово. В самом деле, ведь они не могли понимать Его в блеске Его величия. Некоторые из наших более простых братий на основании буквального смысла полагают, что блаженства и остальное, что следует за ними, Спаситель изрек на горе Елеонской [Масличной], что совсем не так, ибо из предыдущего и последующего видно, что это место находилось в Галилее; мы полагаем, что это или гора Фавор, или другая какая-либо гора. Да, наконец, непосредственно после окончания Им слов Своих, прибавлено: «Когда же вошел Иисус в Капернаум» (Мф.8:5).

Мф.5:3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Это то же, что мы читаем в другом месте: «И смиренных духом спасет» (Пс.33:19).70 А чтобы кто-нибудь не подумал, что Господь проповедовал нищету [бедность], которая иногда бывает следствием необходимости, Он прибавил: «духом», чтобы ты понимал не бедность, а смирение. Блаженны нищие духом, которые бедны по воле Духа Святого. Потому относительно нищих этого именно рода и Спаситель говорит через Исайю пророка: «Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис.61:1).

Мф.5:4.71:  Блаженны плачущие; ибо они утешатся.

Этот плач – не есть плач об умерших по общему закону природы, а об умерших в грехах и пороках. Так оплакивал Самуил Саула, ибо Господь раскаялся в том, что помазал его на царство (1Цар.15:35); подобно этому и Павел говорит, что горестно оплакивает тех, которые после прелюбодеяния и осквернения не раскаялись (2Кор.12:21).

Мф.5:5. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю.

Не землю Иуды [или: Иудеею] и не землю этого мира, не землю, которая поверглась проклятию и приносит терние и волчцы (Быт.3:17–18), и которая находится скорее во власти каждого жестокого и воинственного человека; но ту землю, которую сильно желает Псалмопевец, восклицая: «Верую, что увижу благость Господа на земле живых» (Пс.26:13). Такого рода обладатель и торжествующий после победы описывается также и в Псалме сорок четвертом: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды» (Пс.44:4–5). Действительно, этой [нашей] землей никто не овладевает через кротость, но только через гордость.

Мф.5:6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Нам недостаточно желать правды, если мы не томимся от сильного стремления, как бы голода, к правде, так что под этим примером мы должны будем понимать, что мы никогда не бываем достаточно праведными, а всегда должны чувствовать потребность творить дела правды (esurire justitiae opera).

Мф.5:7. Блаженны милосердные, ибо они помилованы будут72.

Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всяком греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого (Гал.6:2).

Мф.5:8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

[Это те], кого не обличает совесть в каком-либо грехе. Чистый [Господь] созерцается чистым сердцем; храмом Божиим не может быть что-либо оскверненное.

Мф.5:9. Блаженны миротворцы [примирители], ибо они будут наречены сынами Божиими».

Разумеются те, которые сначала в сердце своем, а потом и среди несогласных братии устанавливают согласие73. В самом деле, какая польза в том, что другие примиряются с твоей помощью, когда в твоей собственной душе происходит борьба пороков?

Мф.5:10. Блаженны подвергающиеся преследованию ради правды, ибо им принадлежит Царство Небесное74.

Знаменательно прибавляет [или: говорит]: «правды ради», ибо многие подвергаются преследованию за свои грехи и не бывают праведны. Вместе с тем обрати внимание на то, что восьмое блаженство истинного обрезания оканчивается [или: определяется] мученичеством.

Мф.5:11. Блаженны вы, когда люди будут злословить вас и будут преследовать вас и говорить против вас всякое зло, говоря лживое [на вас] из-за Меня75.

То злословие должно быть оставляемо без внимания [или: презираемо], которое производит блаженство, которое произносится лживыми устами ругателя. Поэтому Он и определяет особенным образом, какое именно злословие дает [злословимому] блаженство, говоря: «всякое злословие против вас произносящие лживо из-за Меня». Итак, где Христос есть причина злословия, там злословие должно быть вожделенным (optanda est).

Мф.5:12. Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша на небесах велика (copiosa). Ибо так преследовали пророков, которые были прежде вас76.

Я не знаю, кто из нас способен исполнить то, чтобы, когда слава о нас искажается поношениями, мы радовались о Господе. Итак, мы должны радоваться и веселиться, чтобы на небесах нам была уготована награда. В некоем свитке мы читаем следующее изящно написанное изречение: «Не ищи славы, и не скорби, когда будешь бесславен».

Мф.5:13. Вы соль земли.

Апостолы называются солью, потому что через них [навсегда] сохраняется весь род человеческий.

Посему если соль утратит свою силу [evanuerit – исчезнет], то чем она снова станет солию77.

Если сам учитель впадет в заблуждение, то кем другим будет исправлен.

Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Пример взят из земледелия. Действительно, соль необходима для приготовления пищи и для высушивания мяса; другого употребления для нее нет. Впрочем, мы читаем в св. Писании, что некоторые города вследствие раздражения победителей были посыпаны солью, так что на земле не взошло ни одного ростка (Суд.9:45) 78. Итак, пусть учители будут внимательны и помнят, что «могущественные подвергнутся сильному наказанию»79 и что нет никакого средства к избавлению: разрушенные остатки великих людей будут низведены в ад.

Мф.5:14–16. Вы есть свет мира. Не может скрыться город, расположенный на верху горы, и не возжигают светильник, и не поставляют его под мерою [modio ­­ четверик, зерновая мера], но на подсвечнике, чтобы светил всем находящимся в доме. Так да сияет свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на Небесах80.

Спаситель учит верности в проповедании, чтобы апостолы не скрывались из страха и не уподоблялись светильнику, стоящему под сосудом для измерения зерна, но с полной свободой отдавались тому, чтобы провозглашать на кровлях то, что слышали в потаенных местах [как бы в спальнях ­­ in cubiculis](Мф.10:27).

Мф.5:17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Или так, что в своем Лице Он исполнит то, что предсказано другими пророками; или так, что Своей проповедью Он дополнит то, что прежде по слабости воспринимающих было грубо и несовершенно (Мф.5:20–22), уничтожая совершенно гнев, запрещая воздаяние око за око, зуб за зуб и даже скрытую в мысли похоть.

Мф.5:18. Доколе не прейдет небо и земля.

Нам обещаются Новые небеса и Новая земля, которые создаст Господь. Итак, если новые должны быть сотворены, то древние, естественно, должны отойти. А в дальнейших словах:

«Ни одна малая буква, ни одна черта не уничтожатся из Закона до тех пор, пока все существует».81

под образом буквы показывается, что даже самое по видимому малое в законе исполнено духовными священнодействиями и повторится по содержанию своему в Евангелии. Итак, какое образование и ученость необходимы для того, чтобы показать, что в ежедневных жертвоприношениях исполняются также различные священнодействия и даже то, что кажется [в законе] суеверным?

Мф.5:19–22. [начало]:  Итак кто нарушит одну из сих самых меньших заповедей и научит так людей, тот меньшим наречется в Царстве Небесном; а кто исполнит и так научит, тот великим назовется в Царстве Небесном. Я же говорю вам, если праведность ваша не превзойдет [не будет большей – nisi abundaverit] праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: Не убий; а тот, кто убьет, будет отвечать пред судом. Я же говорю вам».82

Этот отрывок связан с предыдущим изречением (testimonium), где говорится: «Ни одна малая буква или ни одна черта не погибнет из Закона до тех пор, пока все существует».

Итак, Он укоряет фарисеев за то, что, презрев заповеди Божий, они установили свои собственные предания. Поэтому не приносит пользы для них учение в народе, когда они нарушили хотя бы и малую заповедь закона. Это мы можем понять и иначе: образованность учителя, поврежденная хотя бы малым грехом, низводит его с высшей степени, и он мало приносит пользы, уча правде, которую он уничтожает самой малейшей виной. А совершенное блаженство состоит в том, чтобы делом исполнить то, чему будет учить словом.

Мф.5:22. [окончание]:  Что всякий, гневающийся на брата своего, будет ответствен пред судом».83

В некоторых кодексах прибавляется: «без причины». В действительности мысль точно определяется [и без этого]; ею запрещается всякий гнев, когда Писание говорит: «Гневающийся на брата своего». В самом деле, если нам повелевается наносящему удар подставить другую щеку и любить наших врагов, и молиться за преследующих нас (Лк.6:27–29), то этим исключается всякий повод к гневу. Итак, слова: «без причины» должно уничтожить, ибо гнев человека [хотя бы по причине] не творит правды Божией (Иак.1:20).

«Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону»84

Это слово «рака» есть собственно слово еврейское: гаса (דקה), которое значит κενός, т.е. «пустой», бессодержательный, которого на обыкновенном языке мы можем назвать ругательным именем «безмозглый».

Если за праздное слово мы должны дать85 ответ, то тем более за бесчестие (Мат.12:36)86. Кроме того, многознаменательно прибавляется: «Кто скажет брату своему», ибо брат наш есть не кто иной, как тот, кто87 имеет с нами единого Отца. Итак, когда он одинаково с нами верует в Бога, то познает и Христа – Божию премудрость (1Кор.1:24), а потому на каком основании он может быть отмечен прозвищем, указывающим на глупость?

«А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

По соответствию с вышесказанным подразумевается: «брату своему. Кто скажет брату своему «безумный»...». и т. д. Действительно, кто скажет человеку, одинаково верующему в Бога: «безумный», тот сам нечестив в вере.

Мф.5:23–24. Итак, если ты приносишь дар свой к жертвеннику и там вспомянешь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом своим, и тогда уже приходи, чтобы принести дар свой 88.

Он не сказал: «Если «ты» имеешь что-нибудь против брата своего», но: «Если «брат твой» имеет что-нибудь против тебя», чтобы необходимость примирения для тебя показалась тем более настоятельной. Коль скоро мы не можем примириться с ним, я не знаю, принесем ли мы наши дары Богу как должно.

Мф.5:25–28. [начало]:  Скоро приходи к соглашению с противником своим, пока еще находишься на пути с ним, чтобы противник твой не предал тебя как-нибудь судье, а судья не предал тебя служителю, и чтобы ты не был брошен в темницу. Истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не заплатишь последний кодрант

[т.е. мелкую монету]. «Вы слышали, что сказано древним: Не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий...».89

Вместо того, что мы находим в латинских кодекcax, consentiens, «соглашающийся», в греческих написано εύνοών , т. е. «имеющий благоволение» или: «благосклонный». А из предыдущего и последующего смысл становится ясным, именно: Господь и Спаситель наш, пока мы живем в этой жизни, увещевает нас к миру и согласию, соответственно чему и апостол говорит: «Если возможно, – насколько это зависит от вас – имейте мир со всеми людьми» (Рим.12:18).90 Ибо и в предыдущем отрывке Он сказал: «Если приносишь дар свой к жертвеннику и там вспомянешь, что брат твой имеет нечто против тебя».91 и по окончании этого непосредственно прибавляет: «Будь в согласии» (приходи к соглашению) или: «будь благосклонен к врагу твоему» и прочее; и в следующих словах приказывает: «Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас и молитесь за преследующих вас и злословящих вас" (Мф.5:44).92 Хотя это и понятно, и мысль последовательна, однако многие думают, что это сказано о теле и душе или о душе и духе; но такое толкование совершенно не подходит к делу. В самом деле, каким образом тело может быть послано в темницу, если душа не будет в согласии [с ним], так как душа и тело одинаково должны быть заключены, и притом тело может совершать только то, что повелит душа; или: каким образом Дух Святый, обитающий в нас, может предать судье противоборствующую душу или тело, когда Он Сам есть Судия. Другие же, -соответственно словам послания Апостола Петра: «Противник ваш диявол ходит как рыкающий лев» (1Петр.5:8) и прочее, – под врагом разумеют дьявола; в заповеди Спасителя они думают видеть повеление о том, чтобы мы, пока это возможно для нас, были благоволительны к дьяволу, который есть и враг, и мститель, и не заставляли его нести наказание за нас. Действительно, так как он предлагает нам то, что подстрекает нас к порокам, то, когда мы грешим добровольно, хотя бы и соглашаясь с его внушениями, он также должен страдать из-за нас. Такие толкователи говорят, что каждый из святых бывает благожелателен к дьяволу, если не заставляет его переносить за себя мучения. Некоторые же рассуждают, еще более насильственно изменяя смысл: в крещении каждый отдельно вступает в договор с дьяволом, и говорит: «Отказываюсь я от тебя, дьявол, и от великолепия твоего, и от пороков твоих, и от мира твоего, который во зле лежит» (1Ин.5:19). Итак, если мы сохраняем этот договор, то будем благожелательны и в согласии с дьяволом, противником своим, и никоим образом не будем заключены в темницу; а если в чем-нибудь преступим то, о чем договаривались с дьяволом, то будем преданы судье и служителю и будем брошены в темницу, и не выйдем оттуда, пока не заплатим последнего квадранта. Квадрант есть род монеты, которая заключает в себе две минуты [лепты]. Потому и в другом Евангелии говорится, что известная бедная вдовица положила квадрант в ящик храма (Мк.12:42), а еще в другом две минуты [лепты] (Лк.21:2). Это не значит то, что Евангелия не согласны между собой, а то, что один квадрант заключает в себе две меньшие монеты. Итак, он говорит то, что не выйдешь из темницы, пока не разрешишься даже от самых малейших грехов.

Мф.5:28. [окончание]:  Кто будет взирать на женщину с похотливостью, уже чудодействовал с нею в сердце своем93.

Между словами πάθος и προπάθεια, т. е. между страстью и мысленным пожеланием различие состоит в том, что страсть рассматривается как порок, а мысленное пожелание, хотя заключает в себе вину начала [порока], но не ставится на одну ступень с преступлением. Итак, кто увидит женщину, и душа его будет затронута, тот94 поражен мысленным пожеланием. Если же он согласится и от помысла перейдет к страстному движению, как написано у Давида: «Перешли к помыслу сердца» (Пс.72:7),95 то он перешел от мысленного пожелания к страсти, и для того, чтобы согрешить, ему недостает только удобного случая, а не своего желания. Итак, тот, кто будет смотреть на женщину с чувственным пожеланием, т. е. если будет смотреть с тем, чтобы удовлетворить похоти и расположить ее к совершению греха, тот по справедливости называется совершившим прелюбодеяние с ней в сердце своем.

Мф.5:29–30. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Так как Он выше говорил о похотливости по отношению к женщине96 , то теперь помыслы и чувства, обращающиеся на разные предметы, Он правильно называет «глазом». А именем правой руки и прочих частей тела указывается на первые движения воли и страстей; потому что мы действиями оканчиваем то, что начинаем мыслью. Итак, необходимо остерегаться, чтобы находящееся в нас лучшее не склонилось быстро к пороку; ведь если правый глаз и правая рука соблазняют нас, то тем более [может соблазнить] то, что в нас есть худшее [sinistra ­­ находящееся слева]: ибо если колеблется душа, то насколько больше [может колебаться] тело, которое гораздо более склонно к грехам. Иначе: В правом глазу и правой руке показывается наша любовь [affectus] к братьям, женам, детям и близким родственникам; если мы замечаем, что они служат нам препятствием к созерцанию истинного света, то мы должны отсечь части этого рода, чтобы не погибнуть навеки, пока мы хотим других сделать приобретением. Вот почему о первосвященнике, душа которого посвящена служению97 Богу, говорится: «Да не осквернится он прикосновением ни к [умершему] отцу, ни к матери, ни к детям» (Лев.21:11),98 т. е. да не знает он никакой привязанности, кроме любви к Тому, на служение Которому он посвящен.

Мф.5:31–33. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

В одной из следующих речей Спаситель изъясняет это место полнее, говоря, что Моисей повелел давать разводную запись по причине жестокосердия супругов, т. е. не раздорам делая уступку, а предупреждая человекоубийство (Втор.24:1–4). Действительно, ведь лучше стать хотя бы и в прискорбное разногласие [и разойтись], чем вследствие ненависти пролить кровь.

Мф.5:34–37. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»

(est, est), ""нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого».

Иудеи известны тем, что всегда имеют весьма дурную привычку клясться составными частями мира (per elementa), как в этом часто обличает их пророческое слово (Ис.65). Кто клянется, тот или любит, или чтит того, кем он клянется. В законе заповедано, чтобы мы клялись только Господом Богом нашим (Втор.6:13)99. А иудеи, клянущиеся ангелами, городом Иерусалимом и храмом, а затем составными частями мира, почитали твари и плотские вещи поклонением и почтением, приличествующим только Богу. Затем обрати внимание на то, что Спаситель не запрещает клясться именем Божиим [или: Богом ­­ per Deum], но запрещает клясться небом и землей, и Иерусалимом, и головой своей. Но и это есть уступка закона им, как бы детям, так что, как жертвы они приносили Богу, чтобы не приносить их перед идолами, так и клясться им позволяется именем Божиим не потому, что это делать следует, а потому, что лучше это делать во имя Божие, чем во имя демонов. А евангельская истина не допускает клятвы, так как место клятвы заступает каждое нелживое слово (fidelis sermo).

Мф.5:38–39. [начало]:  Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому.

Тот, Кто сказал: «Око за око», не хотел этим уничтожить и другое око, а хотел сохранить оба. Господь же наш, отвергая возмездие (vicissitudinem), пресекает самый зародыш грехов. Действительно, в законе полагается воздаяние [за греховное действие], в Евангелии же – благодать [милость прощения]. Там (искореняется) исчерпывается100 виновность, а здесь устраняется самый источник грехов.

Мф.5:39. [окончание] – 41:  Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Здесь описывается сын (vir) Церкви, подражатель Того, Который говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29) и Который подтверждает Свое учение тем, что, получив удар в щеку, говорит: «Если Я сказал дурно, то изобличи Меня в зле, а если нет, то почему ты бьешь Меня?» (Ин.18:23).101 Это есть то же самое, что и Давид говорит в псалме: «я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом» (Пс.7:5). И Иеремия восклицает в книге Плач Иеремии: «Добро человеку, когда он понесет иго» [или: «будет сидеть"] от юности своей. Он дает бьющему его щеку свою, он пресыщается поношениями» [от других] (Плач.3:27, 30).102 Это говорится против тех, которые думают, что Бог Закона – один, а Бог Евангелия – другой, но такое мнение не верно, потому что и там, и здесь одинаково учат кротости. – А соответственно таинственному значению (это) нужно понимать так: мы получаем повеление подставлять не левую свою щеку, когда получили удар в правую, а подставлять другую, т. е. другую правую. В самом деле, праведник не имеет левой [т. е. дурной] стороны. Если еретик нанесет нам оскорбление в споре и захочет поразить правый догмат, то пусть тогда противопоставляется ему другое свидетельство от Писаний, и мы должны до тех пор подставлять последовательно правые [учения], пока гнев врага ослабеет.

Мф.5:42–43. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

Если мы будем понимать это, как сказанное только о милостыне, то для большинства бедняков эта заповедь неисполнима, да и для богачей, если они будут раздавать всегда, невозможно всегда делать это. Посему впоследствии апостолам подается благо милостыни, т. е. учителям подаются заповеди, чтобы они, получив даром, даром и раздавали (Мф.10:8). Сокровище (pecunia) этого рода никогда не истощается; наоборот, чем более оно раздается, тем более оно увеличивается; и, хотя источник и орошает находящиеся около него нивы, но вода в нем никогда не иссякает.

Мф.5:44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Многие люди, судя о заповедях Божиих по слабости своей, а не по силам людей святых, думают, что повелеваемое Богом невозможно исполнить, и утверждают, что для добродетели достаточно не иметь ненависти к врагам; кроме того, заповедь о любви к ним будто бы превосходит силы человеческой природы. Потому необходимо знать, что Христос не заповедует невозможное, а только совершенное, – что было осуществлено Давидом в отношении к Саулу и Авессалому (1Цар.24, 1Цар. 26; 2Цар.18). Также и первомученик Стефан молился за побивающих его камнями врагов (Деян.7:60). И апостол Павел желал быть проклятием за гонителей своих (Рим.9:3).103 Вот этому Иисус и учил; это Он и исполнил, восклицая на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).

Мф.5:45–48. Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари [сборщики податей]? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Если кто-либо, сохраняя заповеди Божий, делается сыном Божиим, то он есть сын не по природе, но по своей воле.

* * *

10

У пер.: Евангелие Матфея – ред.

70

В тексте «Толкования» дана ссылка: (Пс.33:16) – ред.

71

В соответствии с новым Синодальным русском переводом стихи 4-й и 5-й переставлены. У переводчика они идут в обратном порядке – ред.

72

По новому Синодальному русскому переводу: «Блаженны милостивые» – ред.

73

У пер.: устрояют соглашение – ред.

74

По новому Синодальному русскому переводу: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» – ред.

75

По новому Синодальному русскому переводу: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» – ред.

76

По новому Синодальному русскому переводу: «Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» – ред.

77

По новому Синодальному русскому переводу: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою» – ред.

78

В тексте «Толкования» дана сноска: (Соф.2:9) – ред.

79

В тексте «Толкования» дана сноска на (Прем.6:7). – Видимо, речь идет о стихе 8 по новому Синодальному русскому переводу: «начальствующим предстоит строгое испытание» (Прем.6:8) – ред.

80

По новому Синодальному русскому переводу: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного» – ред.

81

По новому Синодальному русскому переводу: «Ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» – ред.

82

По новому Синодальному русскому переводу: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам» – ред.

83

По новому Синодальному русскому переводу: «Что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду – ред.

84

Верховное судилище – ред.

85

У пер.: имеем воздать – ред.

86

По новому Синодальному русскому переводу: «За всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда» – ред.

87

У пер.: который – ред.

88

По новому Синодальному русскому переводу: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» – ред.

89

Стихи 25–27 по новому Синодальному русскому переводу: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий...» (Мф.5:25–27) – ред.

90

По новому Синодальному русскому переводу: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» – ред.

91

По новому Синодальному русскому переводу: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя.».. – ред.

92

По новому Синодальному русскому переводу: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» – ред.

93

По новому Синодальному русскому переводу: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ред.

94

У пер.: таковой – ред.

95

По новому Синодальному русскому переводу: «Бродят помыслы в сердце» – ред.

96

У пер.: о похотливости к женщине – ред.

97

У пер.: на служение – ред.

98

По новому Синодальному русскому переводу: «Даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя» – ред.

99

Вопросительный знак в тексте «Толкования» – ред.

100

У пер.: изглаждается – ред.

101

По новому Синодальному русскому переводу: «Если Я сказал худо, то покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня» – ред.

102

По новому Синодальному русскому переводу: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. Подставляет ланиту свою бьющему его, пресыщается поношением [от других]» – ред.

103

По новому Синодальному русскому переводу: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» – ред.


Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...) / Ч. 16: Толкование на Евангелие по Матфею. 113-316 с.

Комментарии для сайта Cackle