Библиотеке требуются волонтёры

Мученичество святого Игнатия Богоносца

Источник

1. Вскоре по вступлении Траяна на Римский престол, Игнатий, ученик апостола Иоанна, муж по всему апостольский, тщательно управлял Антиохийскою Церковию. Едва еще прошли прежния бури столь многочисленных гонений при Домициане; а он, подобно доброму кормчему, кормилом молитвы и поста, неутомимостию в учении, ревностию духа противодействовал и предстоящему волнению, боясь, чтобы не потонул кто либо из малодушных или неопытных. Итак, когда гонение не на долго утихло, он радовался, что Церковь находится в тишине; сам же в себе скорбел о том, что еще не достиг надлежащей любви к Иисусу, и совершенного достоинства ученика. Он помышлял, что исповедание посредством мученичества теснее соединит его с Господом. Посему, проведши еще несколько годов для Церкви, где на подобие Божественного свещника просвещал душу каждого человека изъяснением Божественных Писаний, наконец получил по своей молитве.

2. Ибо когда Траян, на девятом году своего царствования, возгордился победою над скифами, даками и другими народами, и думая, что ко всеобщей покорности недостает для него только Богочестивого общества христиан, стал грозить, что если кто не будет покланяться идолам вместе со всеми язычниками, то таковый подвергнется гонению: тогда страх заставлял всех благочестно живущих или приносить жертвы идолам, или умереть. Тогда-то доблественный воин Христов, заботясь о Антиохийской Церкви, по своей воле был приведен к Траяну, жившему в сие время близ Антиохии, и поспешавшему в Армению и к парфянам. Как скоро он предстал пред лице царя Траяна, – то сей сказал: кто ты таков, злой бес, что стараешься нарушать наши законы, да и других к тому же побуждаешь, дабы они несчастным образом погибли? Игнатий отвечал: никто Богоносца не называет злым бесом. Ибо злые духи бежат от рабов Божиих. Если же ты думаешь, что я неприязнен оным, и называешь меня злым для бесов; то я на сие согласен. Ибо имея Христа, небесного Царя, я разрушаю их наветы. Траян спросил: а кто такой Богоносец? Игнатий отвечал: тот, кто имеет Христа в своем сердце. Траян сказал: и так ты думаешь, что мы не имеем богов в нашей душе, которые помогают нам против врагов? Игнатий отвечал: ты, по заблуждению, языческих бесов величаешь богами: но один есть Бог, сотворивший небо и землю и море, и все, что в них находится; и один Христос Иисус, Сын Божий единородный, который да удостоит меня своего царствия. Траян спросил: ты говоришь о Том, который был распят при Понтие Пилате? Игнатий отвечал: о Том, который распял на кресте мои согрешения вместе с виновником оных, и все демонское коварство, всю злобу поверг под ноги носящих Его в своем сердце. Траян сказал: итак, ты носишь в себе Распятого? Игнатий отвечал: так точно; ибо написано: вселюся в них и похожду. Тогда Траян произнес: мы повелели, чтобы Игнатий, по собственным словам носящий в себе Распятого, был взят воинами, и приведен в Рим на снедение от зверей для забавы народа. Святый мученик, услышав такое определение, с радостию воскликнул: благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня стяжать совершенную любовь в Тебе, связывая меня вместе с Апостолом Твоим Павлом, железными узами. Сказавши сие, он с радостию наложил на себя оковы, помолившись прежде о Церкви, и предавши ее со слезами Господу; и тотчас, как отличный некий овен, предшествующий доброму стаду, был схвачен зверскою жестокостию воинов, которым должно было отвести его в Рим на пожрание кровожадным зверям.

3. Итак, отправясь с великою охотою и радостию от желания пострадать, из Антиохии в Селевкию, здесь взошел в корабль, и с великим трудом доехав до города Смирны, сошел с великою радостию с корабля, и поспешил увидеть св. Поликарпа епископа Смирнского, соученика своего (ибо они были прежде учениками св. апостола Иоанна); и, побыв у него, и сообщив ему духовные дарования, и похвалившись пред ним узами своими, побуждал к участию в своем подвиге как вообще всю Церковь (ибо все азийские города и Церкви принимали святого посредством епископов, пресвитеровь и диаконов, и все спешили к нему, дабы получить от него часть дарования духовного); так наипаче святого Поликарпа, дабы скорее сокрыться ему от мира посредством зверей, и явиться пред лицем Христовым.

4. И все сие так говорил, и так свидетельствовал, толико простирая любовь ко Христу, что был совершенно уверен в получении неба за доброе исповедание, и по усердию молящихся о его подвижничестве; а также сделал возмездие церквам, встретившим его чрез своих предстоятелей послав к ним благодарственные послания, источающия, вместе с молитвою и увещанием, духовную благодать. Таким образом видя, что все весьма расположены к нему, он боялся, чтобы братская любовь не подавила в нем усердия к Господу, тогда как для него весьма счастливо отверзлась дверь к мученичеству. На сей конец он написал послание к Римской Церкви, которое здесь и приложено.

«Игнатий, называемый также Богоносцем (Феофором), помилованный величием всевышнего Отца и Иисуса Христа единого Сына Его, Церкви возлюбленной и просвещенной волею восхотевшего все, что соответствует любви Иисуса Христа Бога нашего, которая и председательствует в Римской стране, будучи Богодостойна, достолепна, достоблаженна, достохвальна, достойна благопоспешения, достойно чиста, и превосходящей в любви, носящей имя Христа, имя Отца, которую и приветствую именем Иисуса Христа Сына Отчего, – соединенным по плоти и духу во всякой заповеди Его, безразлично исполненным благодати Божией, желает премногой во Иисусе Христе Боге нашем, непорочной радости.

Поскольку я, по молитве к Богу, достиг того, чтобы видеть ваши Богодостойные лица, так как я и о другом множайшем молился: то ныне я, будучи связан за Христа Иисуса, надеюсь лобызать вас, если на то будет воля Божия, чтобы я удостоился достигнуть конца. Ибо начало благополучно, если только я сподоблюсь благодати безпрепятственно получить мое наследие. Но боюсь вашей любви, чтобы она мне не повредила: ибо вам удобно сделать то, чтó вы хотите, а мне трудно приобрести Бога, если вы будете жалеть о мне. Я не хочу угождать вам как человекам, но желаю угодить Богу также, как и вы угождаете. Ибо я никогда не буду иметь такого случая приобрести Бога, да и вы сделаете лучшее дело, если будете молчать. Ибо если вы будете молчать обо мне, то я сделаюсь Божиим, а если возлюбите плоть мою, то я опять буду ходить в ней. Не делайте для меня ничего, кроме того, чтобы я пожрен был Богу, так как готов еще жертвенник, и вы, соделавшись в любви единым хором, воспели Отцу во Христе Иисусе, что Бог сподобил епископа Сирийского быть на Западе, препославши его с Востока. – Хорошо восходить от мира к Богу, чтобы взойти после в Нем. Вы никогда никому не завидовали, и других научали; я же хочу, чтобы и то было твердо, что вы предписываете уча; только просите для меня силы и внутрь и вне, дабы не только говорить, но и желать, дабы я не только назывался христианином, но и был им; ибо если я действительно буду, тогда можно и говорить, что я даже и тогда верен, когда не будет меня в мире. Ничто видимое не вечно; ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:18). Ибо там паче является Бог наш Иисус Христос, сущий во Отце. Христианство не есть такая вещь, о которой надлежит только молчать, но есть дело великое.

Я пишу Церквам, и свидетельствую всем, что я добровольно умираю за Бога, если вы не воспрепятствуете мне. Прошу вас, не имейте ко мне неуместной приверженности. Оставьте меня соделаться пищею зверей, чрез которых можно приобрести Бога. Я пшеница Божия, и должен быть измолот зубами зверей, чтобы сделаться чистым хлебом Христовым. Даже ласкайте зверей, чтобы они соделались для меня гробом, и нисколько не оставили моего тела, дабы я по смерти не сделался кому в тягость. Тогда я буду по истине ученик Христа, когда мир не увидит и тела моего. Молитесь обо мне Христу, чтобы я сими средствами соделался жертвою. Я не повелеваю вам как Петр и Павел; они Апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселе раб; когда же пострадаю, тогда получу от Иисуса освобождение, и востану в Нем свободным. Теперь я, будучи узником, учусь не желать ничего мирского или суетного.

От Сирии до Рима я сражаюсь со зверями на земле и на море, ночью и днем, будучи связан с десятью леопардами; – это есть отряд воинов, которые, и получивши благодеяния, делаются еще хуже. Впрочем я более учусь от их обид: но сим не оправдаюсь (1Кор. 4:4). О, если бы я сподобился зверей, приготовленных для меня; я молюсь, чтобы они были готовы; и я буду ласкать их, чтобы они тотчас меня пожрали, а не так как некоторых, к коим они из боязни не коснулись; и если они, упорствуя, не захотят, то я их принужу. Извините меня: я знаю, чтó мне полезно; теперь я начинаю быть учеником. Ничто видимое, или невидимое не удержит меня в том, чтобы приобрести Христа. Да приидут на меня огонь и крест, толпы зверей, удары, терзания, раздробление костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, злые мучения от диавола: только бы я приобрел Христа. Нет никакой для меня пользы в удовольствиях мира, ни в царствах века сего. Мне лучше умереть во Христе Иисусе, нежели царствовать над концами земли. Ибо какая польза человеку, если он и целый мир приобретет, душе же своей повредит (Матф. 16:26)? Я ищу Того, Который за нас умер; я Того хочу, Который востал за нас. Но мне дóлжно теперь родиться. Простите мне, братия, не препятствуйте мне жить; не желайте, чтобы я умер, – я, желающий быть Божиим. Не радуйтесь для мира; дайте мне принять чистый свет: преселившись туда, я соделаюсь человеком Божиим; позвольте мне быть подражателем страдания Бога моего. Если кто имеет Его в себе, тот да помыслит, чего я желаю, и да пожалеет о мне, зная, что такое меня удерживает.

Князь века сего хочет увлечь меня, и разрушить во мне мою волю по Боге. И так никто из вас да не содействует ему; лучше будьте на моей стороне, т. е. на стороне Божией. Не говорите об Иисусе Христе так, чтобы вместе желать и мира. Зависть да не пребудет в вас; не тогда верьте мне, когда я лично прошу вас; но более верьте тому, что я пишу. Я живой пишу к вам, желая умереть; мое желание распято, и нет во мне огня любящего вещество; а находится во мне живая и говорящая вода, изнутри взывающая ко мне: иди к Отцу. Я не чувствую приятности в тленной пище, ни в удовольствиях века сего; я хочу хлеба Божия, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа Сына Божия, явившегося в последнее время от семени Давида и Авраама; хочу Божиего пития – крови Его, которое питие есть любовь нетленная, и жизнь вечная. Я не хочу более жить так, как человеки; но это будет, если вы захотите; но вы должны желать того, чтобы вы и сами были приняты. Кратким письмом прошу я вас; верьте мне. А Иисус Христос откроет вам, что я говорю по истине: Он есть неложные уста, которыми Отец изрек истину. Молитесь обо мне, чтобы я достиг. Я написал вам не по плоти, но по разуму Божию. Если я пострадаю, то вы сего восхотели, если я отвержен буду, то вы возненавидели.

Воспоминайте в молитве вашей Церковь Сирийскую, которая вместо меня имеет Пастырем Бога. Один Иисусь Христос будет блюсти ее, и также любовь ваша, а я стыжусь считаться между ними, да и недостоин сего, так как последний и изверженный; но я удостоился сделаться чем нибудь, ежели приобрящу Бога. Приветствует вас дух мой и любовь Церквей принявших меня во имя Иисуса Христа, не так как мимоходящего. Ибо и те из них, которые не были ко мне близки на моем пути по плоти, вводили меня в город.

Пишу к вам сие из Смирны чрез достоблаженнейших Ефесеев. А со мною вместе находится между многими другими Крок, вожделенное для меня имя. Я думаю, что вы знаете о тех, которые прежде меня отправились из Сирии в Рим во славу Божию; скажите им, что я близко. Все они достойны Бога и вас, и вам надлежит их во всем успокоить. Написал же я вам сие за девять дней до сентябрьских календ (т. е. двадцать третьего августа). Укрепляйтесь до конца в терпении Иисус Христове. Аминь».

5. Таким образом приготовив по своему желанию письмом тех из братий в Риме, которые бы воспротивились его намерению, он был выведен из Смирны (ибо воины побуждали Христоносца придти заранее до публичных зрелищ в великом Риме, дабы он пред глазами народа Римского был предан диким зверям, и получил венец за подвиги) и прибыл в Троаду. Потом, будучи отправлен отсюда в Неаполь, пошел чрез Филиппы, Македонию и также около Епира к Епидамну, и на пути по приморским местам нашедши корабль, переплыл Адриатическое море, а из него вступил в Тирренское, не останавливаясь на островах и в городах; и как скоро показались святому Путеолы, то он спешил сойти, желая идти по стезе Апостола Павла. Но как случившийся сильный ветр не позволял сего, дуя в корму корабля, то он и проплыл мимо, ублажая любовь братьев в сем месте. И таким образом в один день и ту же ночь, при благополучных ветрах, мы против воли приближались, воздыхая о том, что праведник скоро разлучится с нами; чтож касается до него самого, его молитвы исполнялись; ибо он спешил скорее преставиться от мира, чтобы соединиться с Господом, которого он возлюбил. И так когда вошли в Римскую пристань, и публичные зрелища приближались к концу, то воины жаловались на медлительность, а епископ с радостию покарялся их понуждениям.

6. Потом пошли из так называемого Порта, и поскольку уже всюду прошел слух о святом мученике, то с ним много было братьев исполненных страха и радости: ибо они радовались тому, что удостоились видиться с Богоносцем, но страшились того, что его вели на смерть. Некоторым же он повелел молчать, когда те горели желанием и предлагали удержать народ, чтобы он не требовал смерти праведника. Он же тотчас провидя это, и сделавши всем приветствие, просил их иметь истинную любовь к нему, и сказавши им более, нежели сколько было в письме, убедил не препятствовать ему стремиться к Господу; и таким образом, с коленопреклонением всех братьев, помолившись Сыну Божию о Церквах, о прекращении гонения, о взаимной любви всех братьев, поспешно был отведен к амфитеатру, и по прежнему повелению Кесаря, был тотчас впущен в оный, потому что зрелища скоро должны были кончиться, (сие же зрелище, называемое на римском языке тринадцатым, было самое знаменитое, и народ весьма охотно стекался на оное) предан жестоким зверям подле храма, так что сим, соответственно Писанию желание праведного приятно (Прит. 10:24), совершенно исполнилось желание св. мученика Игнатия, чтобы не обременить никого из братьев собиранием его останков, так как он еще прежде в письме желал, чтобы таков был конец его. Ибо остались только твердейшия части его тела, которые были отвезены в Антиохию, и положены в полотно, как безценное сокровище, по благодати, обитавшей в мученике, оставленное св. Церкви.

7. Сие случилось за тринадцать дней до январских календ (т. е. в двадцатый день декабря), в консульство у римлян Суры, и вторичное Сенеция. Мы бывшие зрителями сего, возвратившись домой со слезами, имели всенощное бдение, и много просили с коленопреклонением и молением Господа, чрез случившееся укрепить нас слабых. Потом немного уснувши, некоторые из нас увидели внезапно востающего и обнимающего нас, некоторые же, равным образом, видели молящегося блаженного Игнатия, а другие орошенного пóтом, как бы после великих трудов, и представшего Господу. И так видевши сие с великою радостию, и после разсказавши взаимно сновидения, мы воспевали Бога, подателя благ, ублажали святого, и заметили для себя день и час, дабы, собираясь во время его мученичества, иметь общение с подвижником и доблественным мучеником Христовым, поправшим диавола, и совершившим путь своего христолюбивого желания во Христе Иисусе Господе нашем, чрез которого и с которым слава и держава Отцу, со Святым Духом во веки. Аминь.


Источник: Мученичество святого Игнатия Богоносца // Христианское чтение. 1822. Ч. 8. С. 340-356.

Комментарии для сайта Cackle