митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ДУША В БОГЕ И ВНЕ ЕГО

1. Что происходит с душей, когда она пребывает в Боге?

Душа подобна железу, которое, будучи оставлено в небрежении, покрывается и повреждается ржавчиною, а будучи вложено в огонь, очищается. Доколе держат его в огне, оно само бывает как бы огнем; никто не может прикоснуться к раскаленному железу, как не может прикоснуться к огню. То же совершается и с душею. Доколе она пребывает при Боге, доколе умною и сердечною молитвою поучается в Боге, дотоле пребывает как бы раскаленною огнем, пожигая всех врагов своих, которые покрыли ее ржавчиною во время нерадения ее. Что совершает чувственный огонь с железом, то совершает Божественный огонь с душею: он очищает и обновляет ее, и душа, соединившись с Божественным огнем, уже не услаждается ничем, принадлежащим суетному миру, но почивает в своем естестве, в котором сотворена Богом, в которое удостоилась снова вступить возрождением. (Авва Исаия).

Стр. 230 (562)

2. Соделывается ли причастницей Духа Божия душа человека, которая возвысилась превыше всех демонских козней?

Прилепляяйся сквернодейце, говорит Апостол, едино тело есть с блудодейцею: прилепляяйся же Господеви един дух есть с Господом. Под именем блудницы разумеется всякое пожелание падшего естества. Если душа возвысится превыше всех, сопротивляющихся ей на воздухе, то она пребывает в Боге и соделывается причастницею Духа Его; тогда исполняется над нею сказанное: прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем; тогда Господь научает ее, как она должна молиться, поклоняясь Ему поклонением истинным и удовлетворительным, прилепляясь к Нему. Он пребывает в ней, даруя ей мир и постоянно содержа в мире, открывая в ней Свою славу и неизреченные дарования. (Авва Исаия).

Стр.228 (554)

3. Как смотрят на мир те, кто удостоился милости Божией и дарования Святого Духа и могут ли они полюбить снова мир?

Удостоившиеся милости Божией и дарований Святого Духа смотрят на мир, как на темницу, в которой они заключены, и убегают общения с ним, как смерти. Такая душа не может полюбить мир, если б и захотела полюбить. Она помнит то состояние, в котором бедствовала, прежде вступления своего в то состояние, в котором начала покоиться в Боге, она помнит, что сделал с нею мир, и то запустение, в которое привел он ее. (Авва Исаия).

Стр. 231 (564)

4. Что привело к духовному совершенству души возлюбивших Христа?

Тщательное рассматривание себя составляет принадлежность возлюбивших Иисуса и возложивших свою надежду на Него. Души их соделываются невестами небесного Жениха и украшаются всеми добродетелями. Святое Крещение возродило их к пакибытию, заменило в них естество ветхое естеством обновленным, а покаяние поддержало в них чистоту естества обновленного, соделало их девами, точно святыми, как забывшими все ветхое до такой степени, что ничто из ветхого даже не приходит им на память. К такой душе относятся слова Писания: слыши, дщи, и виждъ, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты твоея. Удивятся такой душе все небесные силы; удивятся они чистоте, в которую облекло ее покаяние, удивятся они тому чудному единению с Господом, в которое введена душа покаянием.

Они воскликнут в сретение такой душе: кто сия восходящая, убеленная и украшенная Братом своим, посреди дщерей Его! (Авва Исаия).

Стр. 237 (594)

5. В каком случае душа человека способна бывает к духовному плодоношению?

Суманитяныня приняла Елисея по той причине, что не имела расположения пристрастного ни к какому человеку. Суманитяныня есть образ души, а Елисей есть образ Святого Духа. Когда душа отступит от смешения с миром и его попечений, тогда приходит к ней дух Божий, и она, доселе бесплодная, соделывается способною к чадорождению.

Стр. 399 (144)

6. Какому состоянию подвергается душа, когда она по святом крещении порабощается дьяволом и в какое состояние приходит, когда она благостию Божиею совершает покаяние?

Если душа по святом крещении будет снова порабощена диаволом, то он подвергает ее страшному уничижению, низлагая коварно во все скверны; он извергает из души образ и законы истинного Царя, заменяет их своим образом и своими законами, вводит душу в попечения века сего, вовлекает в нерадение и постыдные страсти, в исполнение воли демонов. Когда же благость святого и великого Царя Иисуса дарует душе покаяние, тогда душа оживляется радостию и покаянием отверзает вход в себя Царю Иисусу. Он, взошедши в душу, погубляет врага, истребляет мерзостный образ его и мерзостные законы, освобождает душу, поставляет в ней Свой святой образ, дает ей Свой святой закон, научает ее успешной борьбе со врагом, умиротворяет все чувства ее, и с этого времени начинает обитать в душе, как уже принадлежащей Ему. (Авва Исаия)

Стр. 231 (565)

7. Может ли душа вступить в покой Сына Божия и быть принятой в общение ангелов, если она не имеет образа Иисуса Христа?

Невозможно душе вступить в покой Сына Божия, если она не имеет образа Его. Никакой купец не принимает и не выдает монеты, не имеющей на себе царского изображения: не имеющие этого изображения монеты не влагаются в казнохранилище царское; так и душа, незапечатленная образом великого Царя, Иисуса Христа, не принимается Ангелами в общение их. Они отвергают ее, говоря: «как войти тебе сюда, когда ты не имеешь на себе Царского образа». (Авва Исаия).

Стр. 231 (566)

8. Может ли пребывать в душе человека Божественная любовь, а душа преуспеть в Боге, если она (душа) имеет пристрастие к миру?

Знамение Царского образа есть любовь, как объявил это Сам Господь, сказав: о сем разумеют вcu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Но Божественная любовь не может пребывать в нас, если душа будет разделяться и, ища Бога, не оставит пристрастия к миру. Душа не сподобится духовного преуспеяния в Боге, связавшись чем-либо, принадлежащим миру. (Авва Исаия).

Стр. 232 (567)

9. Оскудевает ли духовная сила в душе, которая шествовала путем веры, затем обратилась к средствам разума?

Душа, шествующая стезями жительства и путем веры и часто исполнявшая дело веры, если обратится к средствам разума, то немедленно начинает хромать в вере; в ней оскудевает духовная сила ее, являющаяся в чистой душе от различных заступлений (которыми Бог помогал этой душе), и пребывающая в ней прямотою и простотою ее во всех ее действиях. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 270 (48)

10. Заботится ли о себе та душа человека, которая навсегда предала себя Богу верою и деятельно познала на себе содействие Божие?

Душа, однажды навсегда предавшая себя Богу верою и стяжавшая многими опытами деятельное познание содействия Божия, уже не заботится о себе, но связуется удивлением и молчанием, не может возвратиться к средствам, которые представляет разум, и действовать ими, чтоб по причине их противного направления вере не лишиться промышления Божия, непрестанно в тайне бдящего над нею и следящего за нею во всем касающемся ея. Но та душа, которая возомнила о себе, что она силою разума своего достаточна промышлять о себе, обезумела. Те, в которых воссиял свет веры, уже не позволяют себе помолиться, ниже попросить у Бога, даруй нам сие или прими от нас это, и нисколько не пекутся о себе, потому что мысленными очами веры ежечасно

видят Отеческий Божий промысл, осеняющий их от того истинного Отца, Которого безмерно великая любовь превосходит всякое отеческое возлюбление, сильного и могущего более всех преизобильно споспешествовать нам, более, нежели сколько мы просим, промышляем, разумеем. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 271 (48)


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle