митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ

1. В чем состоит истинный душевный покой?

Братия! не нерадите о жительстве и спасении вашем, удостоверяйтесь, что во всяком деле, в котором действует леность, действует и злоба. Берегитесь, чтоб не отняты были у вас срок и поприще, данные для покаяния, прежде, нежели вы успеете достичь в покой Сына Божия. Покой этот состоит в смирении, долженствующем обымать собою все поведение и все поступки инока, в незлобии, во всецелом отвержении ненависти, так, чтоб не ощущать ее ни к одному человеку, в воздержании от всякого действия, неблагоугодного Богу, в постоянном зрении грехов своих, в мертвости ко всякому злу. Обетование Бога не может быть ложным, если мы постараемся приобрести такое настроение, то Он будет присущ нам и укрепит нашу немощь по благости Своей. (Авва Исаия).

Стр. 218 (494).

2. От чего зависит мир души?

Мир души – от повиновения сил ея уму. (Авва Исаия).

Стр. 216 (486).

3. Когда человек достигает душевного мира?

Когда, наконец, человек пройдет поприще борьбы и получит защиту от Бога, тогда он достигает мира души, устремляет жертвенник и возносит на нем приношения из имущества, приобретенного продолжительными трудами подвижничества. (Авва Исаия).

Стр. 176 (191)

4. Когда мы достигаем душевного покоя: тогда ли, когда ищем его, или же когда убегаем от него?

Опять сказал: Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами. (Авва Пимен Великий).

Стр. 334 (49)

5. Что должен делать человек, чтобы обрести ему спокойствие в душе своей?

Авва Алоний говорил: Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога, никого нет другого в мире, то не возможет обрести спокойствия в душе своей.

Стр. 68 (2).

Авва Алоний сказал: Если б я не разрушил всего, то не мог бы воссоздать себя.

Стр. 68 (3).

Значение этого изречения тождественно с предшествовавшим. Оба изречения изображают совершенное умерщвление ко всему и оставление всех попечений, кроме попечения о спасении. Возводится инок в такое состояние верою. Только из такого состояния он может всецело устремиться к Богу умною молитвою; только при таком состоянии умная молитва может объять собою все существо человека. Тогда она возносит делателя своего в ту любовь к Богу, которая законоположена Богом.

Некоторый брат усильно просил авву Сисоя сказать ему назидательное слово, и авва сказал: пребывай трезвенно (бодрствуя над собою) в келлии твоей и мысленно представь себя Богу (предстань Богу, ощутив Его присутствие) со многими слезами, в сокрушении духа, и найдешь покой.

Стр. 351 (5).

6. Действует ли наш сердечный мир на отношение к нам ангелов и человеков?

Стяжи мир в себе, и будут иметь мир с тобою небо и земля. (Препод. Исаак Сирский).

Стр. 280 (70).

7. Чего надо избегать, чтобы, безмолвствуя в келлии, можно было достигнуть душевного покоя?

Брат спросил авву Пимена: что мне делать? Я, безмолвствуя в келлии, не могу прийти в спокойное состояние? Старец сказал ему: не укоряй, не осуждай, не злословь никого, и Бог даст тебе покой: ты будешь безмолвствовать, не тревожимый смущениями.

Стр. 339 (73).

8. Доставляет ли человеку душевный покой самоуничижение?

Опять сказал: Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях. (Авва Пимен Великий).

Стр. 335 (50).

9. Как должно поступать и говорить при всяком случае, чтобы обрести покой в этом и будущем веке?

Авва Пимен спросил авву Иосифа: научи меня, как мне сделаться монахом? Старец отвечал: если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: я – кто? и не осуждай никого.

Стр. 301 (2).

10. Везде ли найдет для себя покой тот, кто соблюдает молчание?

Авва Пимен говорил: Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил.

Стр. 346 (105).

11. Может ли войти в сердце человека покой от Бога, если его чувство находится во власти губителей и не действует по воле Божией?

Авва Исаия повторял объяснение древними святыми старцами Скита следующих слов Священного Писания: рече Господь Моисею: еще едину язву Аз наведу на фараона и на Египет и по сих отпустит вы отсюду. Глаголи убо о той во уши людей, да испросит кийждо у соседа, и жена у соседа своея сосуды серебряны и златы, и ризы. По устроению промысла Божия Египтяне ощутили величайшую щедрость; Израильтяне обобрали их, и впоследствии употребили взятое золото и серебро на сооружение скинии. Сосудами златыми и серебряными и ризами – говорил авва – знаменуются чувства, порабощенные врагам – демонам. Доколе человек не исторгнет чувств своих из-под владычества врагов и не достигнет того, чтоб чувства начали действовать по воле Божией, дотоле покров покоя Божия не осенит его. Если же освободит их от врагов и покорит Богу, то покой от Бога входит в него. И скинии не осенял облак до того времени, как окончено было все устроение ее; когда же она была совершена, осенило ее облако. Подобным образом не осеняло облако храма Соломонова, доколе не были исполнены в нем все работы без оскудения. Когда же они были окончены; когда вознесены были тук и кровь на жертвенник; когда обонял Господь благоухание всесожжений, тогда светлое облако низошло на храм. (Авва Исаия).

Стр. 140 (35)

Дотоле человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, доколе не прилепится к Богу всем сердцем своим: дотоле не даруется ему покой от Бога. (Авва Исаия).

Стр. 141 (36).

12. Может ли достигнуть покоя в Боге человек, который для приобретения каждой добродетели не проливает пота в подвиге?

Если человек не прольет пота в подвиге для снискания каждой добродетели, то он не возможет достигнуть в покой Сына Божия. (Авва Исаия).

Стр. 218 (493).

13. Имеют ли в себе духовный покой предающиеся тем или иным страстям?

Предающийся ярости и гневу, славолюбивый, лихоимец, чревоугодник, часто бывающий в обществе мирян, желающий, чтоб во всем исполнялась его воля, вспыльчивый, исполненный страстей, – все эти пребывают в смятении, как бы сражающиеся ночью в непроницаемой тьме, будучи вне страны жизни и света. Та страна предоставлена во владение милостивым, смиренномудрым, очистившим сердца свои. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 253 (16).

14. Каким образом охраняли свой душевный покой подвижники благочестия от возникавших мирских ссор и недоразумений?

Однажды Паисий поссорился с одним из посетителей своих и подрался с ним до пролития крови. Авва Пимен сидел тут и не сказал им ни слова. В это время взошел к ним авва Анув, старший между братиями по годам, и, увидев случившееся, обратился с упреком к авве Пимену за то, что Пимен не позаботился о примирении поссорившихся. Пимен отвечал: они братия и помирятся. Анув повторял упрек; тогда Пимен отвечал: я положил в сердце моем, что меня здесь не было.

Стр. 319 (6).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle