митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ЖИЗНЬ В ИСТИННОЙ ЛЮБВИ ДРУГ К ДРУГУ

1. Пример о том, как истинная любовь и глубокое смирение между старцами не давала места спорам и ссорам, даже в том случае, если бы они хотели поссориться.

Два старца жили в одной келлии, и никогда не возникало между ними ни малейшего неудовольствия. Видя это, один сказал другому: поссоримся и мы, хотя однажды, как ссорятся люди. Другой отвечал: вовсе не знаю я, каким образом может породиться ссора. Первый сказал: вот, я поставлю посреди нас глиняную посуду и скажу: она моя, а ты скажи: она не твоя, а моя. Из этого родится спор, а из спора – ссора. Сговорившись так, они поставили посуду посреди себя, причем один сказал: она – моя. Другой отвечая: а я полагаю, что она – моя. Первый опять сказал: не твоя она, но моя. Тогда второй отвечал: а если она – твоя, то возьми ее. Таким образом они не могли достичь до того, чтобы поссориться.

Стр. 459 (46).

Вот плод жительства по евангельским заповедям и навыка к смирению. Сердце, стяжавшее этот навык, – не способно к сварливости и ссорам: оно готово на все уступки для избежания спора и ссоры.

2. Пример о том, что древние старцы соглашались на совместное жительство с другими только в том случае, когда между ними воцарялись любовь и сострадание друг к другу, проявлявшиеся в том, что один при согрешении другого брал половину вины грехов его на себя.

Были два брата: один из них был старец, другой – молодой. Старец предложил молодому жить вместе и просил его об этом. Молодой отвечал: я – грешен: мы не можем жить вместе. Старец сказал: можем, и снова просил его о том же. Старец был самой чистой жизни и не хотел слышать, чтоб монах имел когда-либо помышление лукавое. Молодой сказал ему: дай подумать в течение этой недели, и потом опять поговорим. Когда, по прошествии недели, старец пришел к нему, – он, желая испытать старца, сказал: авва! на этой неделе я впал в великое искушение. Старец спросил: и хочешь покаяться? Когда молодой выразил желание покаяться, старец сказал: половину этого греха я принимаю на себя. Тогда молодой сказал: теперь можем оба жить вместе. И они пребыли вместе до переселения своего в вечность.

Стр. 469 (62).

3. Какие примеры мирного взаимного сожительства друг с другом показали святые Отцы в своей жизни?

Авва Пимен, авва Анув и прочие братия их, числом пять, сыны одной матери, приняли монашество в Скиту. На эту пустыню сделало нападение варварское племя Мазики; они разорили хижины монахов и умертвили многих из отцов. В числе убитых им и преподобный Моисей Мурин. Пимен и братия его спаслись бегством из Скита. Они пришли в место, называемое Ференуф, и все семь остановились на время там в опустевшем идольском храме, с намерением обсудить избрание места для постоянного жительства. При этом авва Анув сказал авве Пимену: сделай милость ты и братия, исполните мою просьбу: в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы. Авва Пимен отвечал: сделаем по желанию твоему. Они и поступили так. В храме стояла каменная статуя. Анув, вставая ежедневно рано утром, кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения. Так делал он в течение всей недели. В субботу братия сошлись вместе, и сказал авва Пимен авве Ануву: видел я, авва, что ты в течение этой недели кидал каменьями в лицо статуи, а потом кланялся ей и просил у нея прощения: верующий во Христа не должен кланяться идолу. Старец отвечал: сделал это я для вас. Когда, как вы видели, я кидал камнями в лицо статуи, произнесла ли она что? рассердилась ли она? Авва Пимен отвечал: нет. Анув: опять, когда я просил у нея прощения, смутилась ли она? сказала ли: не прощаю? Авва Пимен отвечал: нет. На это сказал авва Анув: так и мы, семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, – будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом пред нею, не тщеславится и не надмевается. Если же вы не хотите вести себя таким образом, – вот! четверо врат у этого храма: пусть каждый идет, куда хочет, и выбирает место для жительства, какое хочет. Братия пали ниц пред аввою Анувом, дали обещание поступать по его совету, и пребыли вместе в великом смирении и терпении многие годы, с одною целию стремления к христианскому совершенству. В ночи они спали четыре часа, четыре часа проводили в псалмопении и четыре в рукоделии. Днем они занимались попеременно молитвою и рукоделием до шестого часа, выделывая разные вещи из пальмовых ветвей. До девятого часа занимались чтением, а после этого приготовляли себе пищу, собирая некоторые полевые травы. Впоследствии рассказывал авва Пимен: мы провели все время жизни нашей в труде, подчиняясь распоряжениям аввы Анува. Одному из нас он поручил хозяйство наше: мы ели то, что было предлагаемо нам; никто из нас не позволял себе сказать: дай мне чего-нибудь другого, или: я этого не хочу. Таким образом мы провели всю жизнь нашу в безмолвии и мире.

Стр. 321 (13).

Жительство свое проводил Пимен Великий в среде небольшого общежития, состоящего из родных братьев его. Находясь постоянно с ними, он уединялся в себе и достиг совершенства постоянным и усиленным трезвением, устраняя все препятствия, которыми могло бы нарушиться его делание. Очень верное средство к сохранению сердечного мира и безмолвия и неразлучной с ними умной молитвы преподает святой Апостол: друг друга тяготы носите, говорит он, и тако исполните закон Христов. Люди наиболее устремляются в противное этому состояние: они ищут от ближних неупустительности и совершенства в добродетели, несвойственных и невозможных человеку, притом имея о добродетели самое недостаточное, даже превратное понятие. Такое безрассудное стремление не допускает сердцу погрузиться в самовоззрение и истинное смирение, из которых истекают умная молитва и сердечное безмолвие; такое безрассудное стремление содержит сердце в непрестанном возмущении и приносит уму множество чуждых смысла помыслов и мечтаний. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

В обширной пустыне Скита совмещалось разнообразное жительство иноческое. Там были и общежития, и жительство вдвоем или втроем, называемое царский путь, и отшельничество или жительство наедине. Из оставшихся повестей о Пимене Великом очевидно, что по духовному преуспеянию он первенствовал между братиями, что для духовного назидания стекались иноки к нему, хотя он, постоянно смиренномудрый, отдавал преимущество во всем отношениям старшему своему брату авве Ануву. В этих повестях имеется основание к догадке, что по времени Пимен стал во главе своего общежития, вероятно, по смерти Анува. В повестях келлия Пимена Великого иногда называется монастырем, чем означается вообще уединенное помещение.


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle