митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

КЕЛЬЯ ИНОКА

1. Чем является для инока его келья?

Келья инока подобна печи Вавилонской, в которой три отрока обрели хлад духовный, или подобна столпу облачному, из которого Моисей говорил с Богом.

Стр. 388 (72).

2. Можно ли назвать темницею свою келлию, если пребываешь в ней и вспоминаешь непрестанно Бога?

Пребывать в келлии и воспоминать непрестанно Бога – вот темница! О ней-то сказано: в темнице бех, и посетите мене.

Стр. 406 (181).

3. Какую пользу для души инока приносит его пребывание в келлии?

Брат пришел в Скит к отцу Моисею и просил у него назидательного слова. Старец сказал ему: Поди, пребывай в твоей келлии, и келлия научит тебя всему.

Стр. 313 (1).

4. Влияет ли на порядок жительства инока его исхождение из келлии?

Сказал некоторый Отец: «Удивляюсь, слыша, что иные могут заниматься в келлиях своих рукоделием и вместе совершать правило свое без упущения и смущения». К этому присовокупил он слова, достойные замечания: «истинно говорю, я если схожу за водою, то уже чувствую расстройство в жительстве моем и в принятом для него порядке; уже этим наводится помрачение, препятствующее действию рассудительности моей». (Преп. Исаак Сирский)

Стр. 254 (24).

5. Почему иноку необходимо быстрее возвращаться в свою келлию?

Если отлучишься куда-либо из монастыря твоего, – старайся скорее возвратиться в него, чтоб продолжительное отлучение не ослабило твоего молитвенного настроения. (Антоний Великий).

Стр. 30 (141).

6. Почему иноку опасно пребывать вне келлии продолжительное время?

Вопрос: Что значит сказанное аввою Антонием: рыбы, будучи вынуты из воды, умирают: то же случается и с монахом, если он пребывает вне келлии продолжительное время? – Ответ: Жизнь души есть непрестанное памятование и любление Бога. Это по преимуществу должно быть именуемо жизнью души и духа.

По этой причине, если монах будет подолгу оставаться в городах, – он умирает, убиваемый зрением соблазнов и обращением среди их; он лишается духовной жизни, удаляясь от Бога и забывая Его, изгоняя из сердца своего любовь ко Христу, приобретенную многими трудами в келлейном безмолвии. В нем ослабевает ревность к удручению себя подвигами, – он предается лености и увлекается вожделениями. Возмущается чистота его сердца от действия на него страстных впечатлений, входящих чрез чувства, – чрез зрение, слух, разговоры, осязание, вкус, обоняние. Этими впечатлениями он усиленно влечется к любодеянию и другим порокам, которые для монаха – смерть и погибель. И так, справедливо сказал блаженный Антоний: как рыба умирает, будучи вынута из воды на сушу, так умирает и монах, оставивший свою келлию и живущий в городах. (Антоний Великий).

Стр. 45 (204)

Поведали нам ученики аввы Евлогия Скитского: Когда старец посылал нас в Александрию продавать рукоделие, то завещавал нам оставаться в этом городе не более трех дней. Если же, говорил он, вы пробудете долее трех дней и впадете в какой-либо грех, то я не повинен в грехе вашем. Мы спросили его: почему же другие монахи, пребывая в городах и селах с мирскими людьми, не чувствуют вреда для душ своих? Старец, отверзая нелживые уста, сказал нам: поверьте мне, чада мои: со времени принятия мною монашества, я прожил в Скиту тридцать восемь лет, не выходя никуда. По истечении тридцать восьмого года, пошел я с аввою Даниилом в Александрию к патриарху Евсевию по некоторой нужде. Когда мы вошли в город, то встретили там много монахов, и отверзлись мои очи: я увидел, что некоторых из них били вороны крыльями по лицу, других обнимали обнаженные женщины и шептали им на ухо; с иными играли обнаженные дети мужского пола и мазали их смрадом; иным подносили нюхать мясо и вино. Из этого я понял, что демоны возбуждали в уме каждого монаха брань, соответственно той страсти, которою он одержим. По этой причине, братия, я не хочу, чтобы вы замедляли в городе и подвергались нападению таких помыслов, правильнее же демонов. (Авва Евлогий).

Стр. 115 (1).

7. С кем пребывает инок, когда находится в келлии своей и когда находится вне ее?

Говорили старцы: когда Моисей входил в облако, то говорил с Богом: когда же выходил из облака, то говорил с народом, так и монах, когда находится в келлии своей, то беседует с Богом; когда же выйдет из келлии, то приступают к нему демоны.

Стр. 400 (149).

8. Боялись ли святые Отцы часто выходить из своей келлии?

Об авве Исидоре, пресвитере, поведали: однажды пришел к нему брат и приглашал его на вечерю любви. Но старец не захотел идти и сказал: Адам прельстился снедию и был изгнан из рая. Брат сказал ему на это: Ты боишься даже выйти из келлии своей? Старец отвечал: да боюсь, сын мой, потому что диавол, яко лев рыкаяй, ищет кого поглотити.

Стр. 245 (2).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle