митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ

1. Что служит венцом добродетелей?

Венец добродетелей – любовь. (Авва Исаия).

Стр. 203 (410).

2. Чем свидетельствуется любовь?

Любовь свидетельствуется неосуждением ближних. (Авва Исаия).

Стр. 216 (481).

3. Что должен делать человек, когда стремится вступить на путь любви?

Произволяющий вступить на путь любви да отречется от попечении о человеках, каковы бы они ни были, добры или злы, и да устремит все желание сердца к Богу. От такого стремления к Богу начинает действовать естественный гнев, который противостоит всему, что насевает враг. Тогда закон Божий начертывается на душе и являет свое присутствие в ней деятельностью по побуждениям страха и любви. Человек, достигший этого состояния, дерзновенно говорит с Апостолом: аз не точию связан быти хощу, но и умерети готов есмъ за имя Господа Иисуса Христа.

Блаженна душа, достигшая такой любви. Она соделывается бесстрастною. (Авва Исаия).

Стр. 214 (469).

4. Может ли обитать любовь Божия в тех, кто любит еще что-либо, принадлежащее миру?

Доколе мы любим что-либо, принадлежащее миру: дотоле любовь Божия не может обитать в нас. Засвидетельствовано это Писанием: Не можете, говорит оно, трапезе Господней причаститися и трапезе бесовской. Кто возвестит вам место вечное? ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руцы отрясаяй от даров: отягчаваяй уши да не услышит суда крове: смежаяй очи да не узрит неправды. Сей вселится в высоцей пещере, камене крепкого: хлеб ему дастся, и вода его верна. (Авва Исаия).

Стр. 209 (448).

5. Имеет ли какое преуспеяние любовь там, где есть гордость?

Авва Иоанн Раифский говорил: какое может иметь преуспеяние любовь там, где гордыня.

Стр. 297 (2).

6. Оскудевает ли любовь к ближнему у того, кто познал сладость келлии и удаляется от людей?

Он говорил: человек, познавший сладость келлии, убегает ближнего, хотя любит и почитает его. (Авва Феодор Фермейский).

Стр. 366 (5).

7. Должно ли менять любовь к ближнему на любовь какой-либо вещи?

Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи: потому что любовию к брату ты стяжал внутри тебя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтоб приобрести великое. Пренебреги излишним и ничего незначащим, чтоб приобресть многоценное. Будь умершим в жизни твоей, чтоб тебе не жить для смерти. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 280(72).

8. Какие примеры любви к ближнему показали святые Отцы в своей жизни?

Сказывали о авве Агафоне, что он стремился к исполнению всякой заповеди Божией: когда случалось переправляться через реку, – он сам, первый, принимался за весла; когда приходили к нему для посещения братия, – он, по совершении обычной молитвы, немедленно собственными руками поставлял трапезу, потому что был исполнен любви Божией.

Стр. 55 (3).

Однажды братия в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: Мы не знаем, что такое – любовь. Вот образец любви: авва Агафон имел ножик, необходимый ему для рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не дал брату выйти из келлии, пока не уговорил его принять понравившуюся ему вещь.

Стр. 56 (4).

Надо принять в соображение, какого труда стоило вновь приобрести в глубокой пустыне орудие, необходимое для рукоделия, составлявшего и часть келейного подвига и единственное средство к содержанию себя. При таком только соображении можно оценить должным образом поступок старца, строго внимательного к себе, дорожившего своим безмолвием. Преподобный авва Агафон, хотя и проводил жизнь безмолвника, но предпочитал безмолвию исполнение заповедей любви к ближнему, подобно преподобному Моисею Мурину и в противоположность преподобному Арсению Великому. Последний совместил в любви к Богу любовь к ближнему и возвел вторую на высоту таинственного подвига, превысшего дел, совершаемых при посредстве тела.

Говорил авва Агафон: если б возможно было мне взять тело у кого-либо из прокаженных и передать ему мое, то сделать это было бы для меня наслаждением. Такова совершенная любовь.

Стр. 56 (5).

Поведали о авве Агафоне, что он, отправляясь однажды в город для продажи своего рукоделия, нашел там больного странника, поврежденного на улице, – и никто не принял на себя попечений об этом страннике. Старец остался при нем; на цену, полученную за свое рукоделие, нанял хижину, оставшиеся деньги от найма келлии употреблял на нужды больного. Так провел он четыре месяца, до выздоровления странника. Тогда Агафон возвратился в свое место.

Стр. 56 (6).

В другой раз шел авва Агафон в город для продажи скромного рукоделия и на дороге увидел лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: куда идешь? Иду в город, отвечал авва Агафон, продать рукоделие мое. Прокаженный сказал: окажи любовь, снеси и меня зуда. Старец поднял его, на плечах своих отнес в город.

Прокаженный сказал ему: положи меня там, где будешь продавать рукоделие твое. Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия, – прокаженный спросил его: за сколько продал ты это? За столько-то, отвечал старец. Прокаженный сказал: купи мне хлеб. Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил его: это за сколько продал? За столько-то, отвечал старец. Купи мне еще хлеб, сказал прокаженный. Старец купил. Когда авва распродал все рукоделие и хотел уйти, – прокаженный сказал ему: ты уходишь? Ухожу, отвечал авва. Прокаженный сказал: окажи любовь, отнеси меня туда, где взял. Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли. Авва оглянулся на прокаженного, – и не увидел никого: это был Ангел Господень, пришедший испытать старца.

Стр. 57 (7).

Он говорил: сколько зависело от меня, – я никогда не засыпал с скорбью в сердце моем на кого-либо и никому не допустил заснуть с какою-либо скорбью на меня. (Авва Агафон).

Стр. 57 (10).

Однажды авва Иоанн шел из скита с другими братиями. Была ночь, и проводник их сбился с пути. Братия сказали авве Иоанну: авва! Что делать нам? Брат сбился с пути, как бы нам не умереть блуждая! Старец отвечал: если скажем ему об этом, – он опечалится и будет стыдиться нас. Вот что сделаем: я скажусь больным и откажусь от дальнейшего путешествия, а останусь здесь до утра. Он сделал так. Сказали и прочие: и мы не пойдем далее, но побудем при тебе. Они просидели на месте до утра и брата не обличили.

Стр. 290 (24).

Один из старцев скита послал ученика своего в Египет привести верблюда, чтоб отвезти в Египет сделанные им корзины. Когда ученик вел верблюда, другой старец, встретившись с ним, сказал: если б я знал, брат, что ты идешь в Египет, то я попросил бы тебя привести и для меня другого верблюда. Брат передал это своему старцу. Этот, движимый великою любовию, сказал ученику: поди, сын мой, отведи верблюда к нему и скажи: мы еще не готовы исполнить нужду твою. Ты же поди с этим верблюдом в Египет и снова приведи к нам его, чтоб отвезти и наши сосуды. Брат поступил так, как было приказано ему, – пошел к другому старцу и сказал ему: отец мой говорит, так как мы еще не готовы, – возьми верблюда и исполни твою нужду. Старец навьючил верблюда и пошел в Египет. Там, когда он снял с верблюда поклажу, брат взял верблюда, чтобы опять отвести его в Скит. Отправляясь в путь, он сказал старцу: молись о мне. Старец спросил его, куда идет он? Иду в Скит, отвечал брат, чтоб привезти сюда и наши корзины. Старец, услышав это, пришел в умиление, пожалел о случившемся и сказал со слезами: простите меня, сладчайшие! любовь ваша похитила плод у меня.

Стр. 468 (59).

Другой старец, когда сделал свои корзины и уже перевязал их веревками для отправки, услышал, что сосед его говорил: что мне делать? торговый день приблизился, а мне нечем связать корзин моих. Старец немедленно развязал собственные корзины, а веревки принес к соседу, говоря: вот! эти – излишние у меня. Возьми и перевяжи ими корзины твои. По великой любви он сделал так, чтоб дело брата было окончено; его собственное дело осталось неоконченным.

Стр. 468 (60).

9. Пример о том, что древние подвижники в любви и простоте сердца разделяли равно между собою заработанную ими плату, учитывая не только трудившихся, но и тех, кто по причине болезни не мог трудиться.

Однажды три брата отправились на жнитво и нанялись выжать пространство определенной меры. Один из них, с первого дня почувствовав себя больным, возвратился в свою келлию. Два остались жать. Сказал один из них другому: брат! ты видишь, что третий брат наш впал в болезнь, воодушевись ревностию – воодушевляюсь и я ею – в надежде на Бога, за молитвы брата нашего, вдвоем сделаем дело, за которое взялись трое, выжнем участок. Когда таким образом они выжали все пространство, которое обязались выжать, и пришли получать плату за труд свой, то пригласили заболевшего брата, сказав ему: приди, брат, получи плату за труд твой. Он отвечал им: какую плату получать мне, когда я не жал? они сказали на это: твоими молитвами совершена жатва: и так приди, получи плату. Из этого у них родился спор. Он говорил: не возьму денег, потому что я не работал; они не хотели успокоиться, если он не возьмет своей части. Не согласившись, все трое пошли судиться к некоторому великому старцу. Первый брат говорил старцу: мы пошли втроем жать в поле некоторого владельца за плату. Когда пришли на место жатвы, я в самый первый день сделался болен и возвратился в келлию мою, не будучи в состоянии даже в течение одного дня принять участие в работе; ныне они принуждают меня, говоря: брат, приди, получи плату за работу, которой я не работал.

Другие два брата говорили: точно, мы пошли жать и взялись выжать пространство, которое нам отмеряли. Если б мы жали и все трое, то лишь с великим трудом могли бы выжать такой участок; за молитвы же этого брата мы двое выжали его скорее, нежели могли бы выжать трое, почему и сказали ему: приди, получи следующую тебе плату, а он не хочет сделать этого. Старец, услышав такой спор, удивился и сказал одному из своих монахов: ударь в било, чтоб братия, находящиеся по келлиям, сошлись все сюда. Когда они пришли, старец сказал им: приидите, братия, услышьте сегодня праведный суд. Потом пересказал им все, слышанное от братий, пришедших судиться, и присудил первого брата взять следующую ему плату, употребить ее по своему усмотрению. И вышел этот брат печальным: он плакал, как бы совершено было над ним неправосудие.

Стр. 521 (147).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle