митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

МИР

1. Что разумеется под словом «мир» и может ли он помещаться в душе человека с духовным просвещением сердца?

Спросил авву Исаию, что разумеется под словом «мир»? Он отвечал: словом мир обозначается деятельность по разуму и воле падшего естества, когда исполняем плотские пожелания, когда надеемся остаться надолго в земной жизни, когда печемся более о теле, нежели о душе. (Авва Исаия).

Стр. 142 (43).

Мир – не иное что, как похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская; все это заключается в сердце. Надо все это выгнать из сердца, чтоб оно просветилось, потому что мир и духовное просвещение сердца противны друг другу. Надо одному выйти вон, чтоб поместилось другое, и чем более будет выходить мир, тем более будет просвещаться сердце. (Святый Тихон Воронежский).

Стр. 362 (16).

2. По какой причине не должно прежде разлучения души с телом доверять себе и думать, что ты умер для мира?

Некоторый старец пришел к другому старцу и сказал ему: я умер для мира. Первый отвечал на это: не доверь себе, доколе душа твоя не разлучится с телом. Ты говоришь: я умер, но диавол жив: козни его бесчисленны.

Стр. 528 (165).

3. Каково должно быть отношение к людям, принадлежащим миру?

Или бегая, бегай от человеков, или наругайся миру и человекам, принадлежащим миру, в большей части случаев, представляя себя юродивым.

Стр. 389 (75).

Объяснение значения, в котором аскетические Отцы употребляли выражение поругаться миру, можно видеть в жизнеописании преподобных Симеона и Иоанна.

4. Можно ли сказать, что тот отрекся от мира, кто еще во многих случаях действует по началам мира?

Возлюбивший Бога, возгоревшийся желанием, чтоб Бог устроил в нем жилище Себе, не восхотевший остаться в бедственном сиротстве, да заботится, во-первых, о том, чтоб сохранять заповеди Иисуса, чтоб проводить жизнь ради Иисуса. Иисус не далеко от каждого из нас. Между Им и нами – одна преграда: наши страсти. И потому, если утверждаешь, что ты отрекся от мира, а действуешь во многих случаях по началам мира, то ты не вполне отвергся, ты обольщаешь сам себя. (Авва Исаия).

Стр. 212 (461).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle