митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ОБРАЩЕНИЕ ГРЕШНИКА НА ПУТЬ ПОКАЯНИЯ

Каковы примеры тому, как Божественная благодать чрез слово Божие обращает человека на путь покаяния?

Блаженной памяти Павел Простый, ученик аввы Антония, поведал отцам следующее: Однажды пришел он в монастырь для посещения и наставления братии. После обычный взаимных приветствий они пошли в церковь Божию к молитвенному правилу. Блаженный Павел, остановясь у входа, смотрел на каждого входящего в церковь, внимал тому душевному расположению, с которым каждый входил; он, по особенному дару благодати Божией, видел состояние души каждого подобно тому, как мы другу друга видим лица. Все входили с светлыми и веселыми лицами, с каждым шел Ангел, радуясь о нем; но одного из братий увидел Павел с лицом черным; все тело его было темно; с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри; святый Ангел, печальный и плачущий, следовал издалека. Проливая слезы и часто ударяя себя рукою в грудь, Павел сидел у дверей церковных и горько рыдал о том, кого он увидел в таком душевном состоянии. Некоторый из братий, увидев внезапную перемену в старце, его слезы и рыдание, и полагая, что он увидел что-либо достойное сожаления во всем обществе их, упрашивали его сказать им о причине плача; предлагали ему войти с ними в церковь; но Павел не принял предложения их и, отказавшись войти в церковь, сидел у дверей и горько оплакивал виденное им. По окончании непродолжительного церковного молитвословия, Павел опять внимательно смотрел на выходящих, чтоб видеть, в каком душевном состоянии каждый выйдет из церкви. И вот! видит он, что муж, у которого прежде лицо было черным и все тело темным, выходит из церкви с лицом светлым; тело его было чисто, демоны, которые прежде держали его, шли вдали, возле же него шел Ангел в веселии и радости о нем. Павел пришел в восторг от радости и, благословляя Бога, взывал: о неизреченное милосердие Божие и благость! о Божественная милость и неисчислимые щедроты! Поспешно взошел он на возвышенное место и громким голосом сказал: приидите, видите дела Господа, как они страшны, как они достойны всякого удивления! Приидите, видите Того, Кто хочет всем человекам спастись и в познание истины придти! Приидите, поклонимся и припадем пред Ним, и скажем: Ты один можешь отпускать грехи! На голос Павла стеклось все братство монастыря, желая услышать, что он скажет. Когда пришли все, Павел поведал виденное им, когда братия входили в церковь, и после, когда выходили. И спросил он мужа сказать причину, по Которой Бог даровал ему такое внезапное изменение. Обличенный Павлом, брат открыто поведал всем окружавшим его: я – грешник, и в течение продолжительного времени, доселе, жил, предаваясь любодеянию; ныне, вошедши в святую Божию церковь, услышал глас читаемого пророка Исаии, правильнее же глас Бога, говорившего чрез пророка: Измыйтеся и чисти будете: отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима: научитеся добро творити. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, и аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте. Я, продолжал он, приведен был этими словами в необыкновенное умиление и, воздохнув от глубокого сознания в греховности моей, возопил мысленно к Бoгy: Боже, пришедый в мир грешники спасти! соверши на самом деле со мною грешным и недостойным то, что Ты обетовал ныне чрез пророка Твоего. Вот! ныне же даю Тебе обещание, исповедуя его сердцем и утверждая словом, что уже не буду более делать этого греха, что отрицаюсь от всякого беззакония, и послужу Тебе отселе чистою совестью. Господи! от сего дня и часа прими меня, приносящего покаяние и припадающего Тебе, отрицающегося всякого греха. Дав эти обеты, я вышел из церкви, положив завет в душе моей не делать ничего неблагоугодного пред очами Господа. Услышав это, все братия воскликнули к Господу громким голосом, говоря: Возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил ecu. Христиане! познавая из Священного Писания и Божественных откровений великую благость Божию к тем, которые благоговейно обращаются к Нему и покаянием очищают прежде содеянные грехи свои, познавая, что они не только не подвергаются казням за эти грехи, но и наследуют вечные блага, – не будем отчаяваться в спасении нашем. Бог, как чрез Исаию пророка обетовал тех, которые погрязли в грехи, снова омыть, убелить, подобно овечьей шерсти и снегу, и исполнить небесными благами горнего Иерусалима, так опять чрез пророка Иезекеиля с клятвою удостоверяет нас: Живу Аз, глаголет Господь, не хочу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему.

Стр. 347 (3).

Какие примеры того, как Господь разными путями приводил человека к покаянию?

Авва Иоанн из Келлий поведал: В Египте была блудница необыкновенной красоты, очень богатая. Ее посещали люди знатные. Однажды она пришла к церкви и хотела войти в нее, но иподиакон, стоявший у дверей, не допустил ее, сказав: ты недостойна войти в дом Божий, потому что ты в нечистоте. Блудница настаивала, чтоб ей дозволен был вход, а иподиакон не допускал ее. Они начали спорить. Епископ, услышав шум, вышел к дверям. Блудница сказала ему: иподиакон не пускает меня в церковь. Епископ отвечал ей: невозможно войти тебе, потому что ты в нечистоте. Пораженная этим, блудница воскликнула: отселе я уже не буду блудодействовать. Епископ сказал на это: если ты принесешь сюда имение твое, то поверю, что престанешь от греха. Блудница принесла пред епископа имущество свое, он бросил его в огонь. После этого блудница, обливаясь слезами, вошла в церковь и сказала: если здесь так поступлено со мною, то что было бы там? – Она принесла покаяние и соделалась сосудом избранным.

Стр. 299 (1).

Пример о том, как Господь чрез разнообразные видения приводит к покаянию людей, проводивших жизнь свою в нерадении.

Некоторый брат желал удалиться в пустыню, но родная мать его противилась этому. Он говорил матери: мать! отпусти меня, потому что я хочу спасти душу мою. Мать, не имея возможности удержать его, отпустила. Он, пришедши в пустыню, сгубил в нерадении всю жизнь свою. Между тем мать его умерла. По прошествии некоторого времени и сам он сделался болен, пришел в самозабвение и, восхищенный на суд, нашел тут мать свою в числе судимых. Она, увидев его, удивилась и сказала: что это значит, сын? и ты пришел на это место осужденных? Где же слова твои, которые ты повторял мне всегда: хочу спасти душу мою. Устыдился он, услышав это, – стоял, не имея что отвечать. И вот раздался голос, повелевающий возвратить его, а взять другого брата из общежительного монастыря. Возвратившись в себя, он поведал присутствовавшим все, что видел и что слышал. В подтверждение слов своих он просил, чтоб кто-нибудь сходил в общежительный монастырь и посмотрел, скончался ли тот брат, о призыве которого он слышал. Посланный нашел, что так. Видевший видение выздоровел, заключил себя в затвор, в котором пребывал неисходно, помышляя о спасении своем, принося покаяние и оплакивая свое прежнее поведение в состоянии небрежения. Умиление достигло в нем величайшего развития. Многие уговаривали его несколько снизойти себе, чтоб не подвергнуться какому-либо повреждению от непрестанного плача, но он не соглашался на это, – говорил: если я не мог вынести обличения матери моей, то как вынесу обличение и муки в день суда, в присутствии Христа и Ангелов Его.

Стр. 470 (66).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle