митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ОСУЖДЕНИЕ

1. Почему необходимо бегать осуждения ближних?

Не осуждай никого, чтоб не отступил от тебя страх Божий и ты не был предан в руки невидимых врагов. (Антоний Великий).

Стр. 32 (163).

Не порицай никого из смертных, чтоб молитвы твои не соделались мерзостными пред Богом. (Антоний Великий).

Стр. 33 (178).

2. Должно ли осуждать согрешающих?

Брат сказал авве Пимену: смущаюсь и хочу оставить место жительства моего. Старец спросил его: по какой причине? брат отвечал: потому что доходит до меня слух о некотором брате, наносящий вред душе моей. Старец сказал: Отец! слух, дошедший до тебя, – несправедлив. Брат сказал: Отец! будь уверен, что справедлив, потому что брат, передавший мне его, верен. Старец сказал: он неверен! если б был верен, то не передавал бы злого слуха. Брат отвечал: и я, собственными глазами моими, видел соблазн. Услышав это, старец посмотрел на землю и, подняв с нее небольшой сучок, спросил: это что? Брат сказал: это сучок. Потом посмотрел старец на потолок хижины и, указав на поперечное бревно, на котором держался потолок, спросил: а это что? брат отвечал: это бревно. Старец сказал ему: положи в сердце твоем, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны этому малому сучку.

Стр. 339 (76).

3. По какой причине человек осуждает других?

Брат спросил старца: по какой причине я осуждаю братию? Старец отвечал: потому что ты еще не познал себя самого; видящий себя не видит недостатков брата. (Авва Стратигий).

Стр. 357 (9).

4. Как поступать человеку, когда появляются у него помыслы осуждения ближнего?

Если, в то время как безмолвствуешь в келлии, придет тебе помысл осудить брата, то суди его из рассматривания грехов твоих, признавая свои грехи более значащими, нежели грехи брата. Если же считаешь некоторые дела твои добрыми, то не думай о них, чтоб они были и благоугодны Богу. Здоровые члены тела заботятся о немоществующих, и, доколе не возвратится им здравие, служат им по причине естественного союза с ними. (Авва Исаия).

Стр. 147(72).

5. Что нужно делать, чтобы хранить уста свои от осуждения?

Если будем благословлять злословящих нас, то есть, говорить о них доброе, – этим возложим уже узду на уста наши. (Антоний Великий).

Стр. 19 (31).

6. Может ли осуждать ближних тот, кто приносит истинное покаяние?

Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием грехов своих. (Авва Исаия).

Стр. 221 (515).

Если грехи твои привлекут к себе все внимание твое, то этим отвлечешь себя от внимания грехам ближнего. (Авва Исаия).

Стр. 221 (516).

7. Пример о том, как люди могут по своему легкомыслию и собственной испорченности осуждать ближнего по поверхностному взгляду на действия их и впадать в осуждение людей, жизнь которых проводится в святости.

В некотором общежительном монастыре был монах, уже старый и самой благочестивой жизни. Сокрушенный тяжким, невыносимым недугом он провел долгое время в великих страданиях. Братия не могли придумать, чем помочь ему в болезни его, потому что тех средств, которые требовались для врачевания его, не было в монастыре. Услышала некоторая раба Божия о затруднительном положении болящего и начала просить отца киновии (общежительного монастыря), чтоб дозволил ей взять болящего в свою келлию, находившуюся в городе. Она намеревалась ухаживать за ним, а более желала сделать это по той причине, что в городе удобнее было получать нужное для него по болезни. Отец приказал братиям отнести болящего в келлию рабы Божией. С великим уважением она приняла старца, начала служить ему ради имени Господа и для стяжанйя награды в вечности, которую она веровала получить от Христа Спасителя нашего. По прошествии трех лет и более служения ее, неблагомыслящие люди, сообразно собственному нравственному расстройству, начали выражать подозрение о чистоте отношений старца к служившей ему деве. Услышал это старец и молил Господа Иисуса Христа так- Ты, Господь Бог наш, един ведущий все, видишь множество болезней недуга моего и нищеты моей и милостиво взираешь на горестное положение, в которое привела меня немощь моя, угнетающая меня столь долгое время и столь сокрушившая меня, что сделалось мне необходимым служение этой рабы Твоей, служащей мне ради имени Твоего. Воздай ей, Господь и Бог мой, достойную награду в вечной жизни, как Ты благоволил обетовать эту награду по благости Твоей тем, которые ради имени Твоего будут услуживать нищим и немощным. Когда приблизился день кончины его, сошлись к нему очень многие святые Отцы и братия из монастыря, и он сказал им: прошу вас, владыки, отцы и братия, по кончине моей возьмите жезл мой и воткните его в насыпь могилы моей. Если он пустит корни и даст плод, то знайте, что совесть моя чиста в отношении к рабе Божией, служившей мне. Если же жезл не оживет: – знайте, что я осквернился падением. Человек Божий скончался. Тогда, по завещанию его, отцы воткнули жезл на могиле его, и жезл ожил, пустил листья, а в свое время принес и плод. Все удивились и прославили Бога. К созерцанию чуда стеклись многие даже из соседних стран и возвеличивали благодать Спасителя. И мы видели это деревцо, свидетельствуют писатели повести, и благословили Господа, покрывающего Божественным промыслом Своим всех служащих Ему в простоте и истине.

Стр. 447 (28).

Событие это показывает, как опасно легкомысленное суждение и осуждение ближних по поверхностному взгляду на действия их, по взгляду, исходящему наиболее из собственной испорченности. Осуждая по видимому грешника, легко можно осудить святого и праведника. Этому подверглись многие, забывшие повеление Господа, заповедавшего тщательный суд прежде осуждения, заповедавшего заключать о людях по плодам их, а не по наружной обстановке, воспретившего судить по лицу, по поверхностному взгляду: не судите на лица, но праведных суд судите.

8. Осуждал ли Господь подвижников, допускавших в своей жизни осуждение ближних?

Однажды авва Исаак Фиваидский пришел в общежитие. Увидев там брата, впадшего в грех, прогневался на него и повелел изгнать. После этого, когда Исаак возвращался в келлию свою, пришел Ангел Господень и, встав пред дверьми келлии, сказал: я не попущу тебе войти в келлию твою. Исаак начал просить Ангела, чтоб объявил ему вину его. Ангел отвечал: Бог послал меня, сказав: поди и спроси у Исаака, куда повелел он поместить согрешившего брата, которого он осудил? Исаак немедленно принес покаяние, сказав: Господи! я согрешил, прости меня. Ангел сказал ему: встань. Бог простил тебя. Но впредь не поступай так: не осуждай кого-либо прежде, нежели Господь осудит его. Восхитили человеки суд и не предоставляют его Мне, говорит Господь.

Стр. 248 (10).

9. Как боролись святые Отцы с помыслом осуждения?

Авва Агафон, когда видел какое-либо дело и помысл побуждал его к осуждению, – говорил сам себе: Агафон! ты не сделай этого! Таким образом помысл его успокаивался.

Стр. 60 (23).

10. Осуждали ли святые Отцы кого-либо?

Авва Аммон никогда не осмеливался осуждать кого-либо.

Стр. 62 (3).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle