митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ОТНОШЕНИЕ К СОГРЕШАЮЩИМ

1. Каково должно быть наше отношение к согрешающим?

Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда; этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 280 (71).

2. Как относиться к ближнему, впавшему в тот или иной грех?

Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих. (Антоний Великий).

Стр. 23 (61).

3. Должно ли осуждать ближнего, если собственными очами увидишь его творящим какой-либо грех?

Если увидишь собственными твоими очами брата блудодействующим или отделывающим другой какой грех, то не осуди его, но помолись Богу о нем, говоря: Господи! сохрани брата моего и меня от обольщения демонами! К этому присовокупи: проклят будь ты, диавол! это твое дело; брат мой не сделал бы его сам по себе, – и наблюдай сердце твое, чтоб оно не осудило брата, и не отступил от тебя Святый Дух.

Стр. 444 (24).

4. Полезно ли скрывать согрешения ближнего?

Брат спросил авву Пимена: если я увижу согрешения брата моего, то полезно ли скрыть это согрешение? Старец сказал ему: когда мы прикрываем согрешения братий, Бог покрывает наши согрешения; когда же мы обнаруживаем согрешение брата, тогда и Бог откроет согрешения наши.

Стр. 337 (69).

5. Должно ли трудиться в избавлении ближнего от греха его?

Говорил: Сколько имеешь силы, потрудись в избавлении ближнего от греха его, не укоряя его за грех: и Бог не отвращается от обращающихся к Нему. Злоба и лукавство да не вкрадутся в сердце твое, чтоб ты имел возможность говорить: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. (Авва Иперхий).

Стр. 283 (19).

6. Почему святые Отцы предпочитали человека согрешающего и кающегося человеку не согрешающему и не кающемуся?

Сказал авва Пимен: человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным.

Стр. 339 (75).

7. Как относились святые Отцы к согрешающим?

Авва Аммон рукоположен был во епископа. В этом сане он действовал из благодатного настроения и духовного разума, приобретенных монашеским жительством. Однажды привели к нему на суд беременную девицу и требовали от него церковного наказания для девицы. Епископ оградил ее крестным знамением и повелел ей дать шесть пар полотен, говоря: ей предстоит труд родов, как бы не умерла она, или не умерло дитя ее; на цену этих полотен по крайней мере могут быть совершены похороны. Обвинители девицы сказали ему: что ты делаешь? дай ей епитимию. Он отвечал им: братия! разве вы не видите, что она близка к смерти? как же мне возложить на нее еще что-либо?

Стр. 64 (10).

Пришел однажды авва Аммон в некоторое местопребывание иноков, чтоб разделить с братиею трапезу. Один из братий того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Эго сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтоб и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом и брат и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном к верху. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. Что это? сказал авва Аммон братиям: Бог да простит согрешение ваше. После этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовию: брат! внимай себе!

Стр. 64 (11).

Некоторый брат впал в тяжкий грех. Он пришел к авве Аммону и сказал ему: я впал в такое-то согрешение и не имею сил для покаяния; оставляю монашество и иду в мир. Старец уговорил брата остаться в монашестве, обещаясь принять на себя труд покаяния в грехе его пред Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние в этом грехе. Только один день он пребыл в покаянии, как и последовало откровение от Бога, что грех прощен брату ради любви старца.

Стр. 65 (13).

В скиту один из братий впал в согрешение и был отлучен от Церкви иеромонахом – настоятелем. Когда брат выходил из церкви, тогда авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: и я – грешник.

Стр. 79 (5).

Однажды авва Исаия увидел, что брат совершает тяжкий грех; он не обличил его, сказав сам себе: если Бог, Который создал его, и видит это, милует его, то кто я, чтоб мне обличить его.

Стр. 134 (3).

Вопросили некоторые из отцов авву Пимена, говоря: если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом? Старец отвечал им: что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, – пройду мимо, ничего не говоря ему.

Стр. 333 (41).

В некотором общежитии один из братии подвергся греховному искушению. Жил в тех местах отшельник, не выходивший из келлии много лет. Отец общежития пришел к старцу и поведал ему о брате, подвергшемся искушению. Старец повелел изгнать его из обители. Брат, вышедши из общежития, зашел в некоторую пещеру и там предался плачу. Случилось проходить тут братиям, шедшим к отцу Пимену. Они услышали плач брата и, вошедши в пещеру, нашли его в великой скорби. Они упрашивали его, чтоб он шел с ними вместе к отцу Пимену; но он не захотел, а сказал: оставьте меня, пусть умру здесь. Братия, пришедши к отцу Пимену, сказали ему об этом. Авва упросил их сходить к брату и сказать ему: авва Пимен зовет тебя. Брат пришел к нему. Увидев его очень печальным, старец встал, заключил его в свои объятия, обошелся с ним очень приветливо и упросил его вкусить с ним пищи. Между тем авва Пимен послал одного из живших при нем братий к отшельнику с следующим приглашением: с давних лет желаю видеть тебя, слышав о тебе; но по общей лености нашей, мы доселе не виделись друг с другом. Ныне по устроению воли Божией и по встретившейся нужде придти тебе сюда, приди и увидимся. Этот отец никогда не выходил из келлии своей. Услышав такое приглашение, он сказал сам себе: если б Бог не возвестил старцу, то он не послал бы за мною. Он встал и пришел к авве Пимену. Они радостно приветствовали друг друга и сели. Пимен сказал старцу: на некотором месте жили два человека и оба имели по мертвецу. Один из них оставил своего мертвеца и пошел плакать над мертвецом другого. Эти слова привели старца в умиление, он вспомнил о поступке своем, а авва Пимен сказал ему: высокий, высокий! ты на небе, а я на земле.

Стр. 338 (71).

Несколько монахов, вышедши из хижин своих, собрались вместе и беседовали о благоверии, монашеском подвижничестве и о средствах Богоугождения. Из числа беседующих два старца увидели Ангелов, которые держали монахов за мантии их и похваляли беседовавших о вере Божией; старцы умолчали о видении. В другой раз монахи сошлись на том же месте и начали говорить о некотором брате, впавшем в согрешение. Тогда святые старцы увидели смердящего, нечистого кабана и, уразумев согрешение свое, открыли прочим о видении Ангелов и о видении кабана. При этом старцы рассуждали между собою, что каждый из нас должен соединиться духом во едино с ближним своим, – с его плотию, со всем человеком, во всем сострадать ему, во всем сорадоваться, все скорбное для ближнего оплакивать. Просто сказать: быть в отношении к нему, как бы была у него с ближним его одна общая плоть, одна общая душа; скорбеть, когда случится с ним печаль, как о самом себе. И Писание свидетельствует, что мы едино тело о Христе; также оно говорит, что у множества веровавших в Господа было одно сердце и одна душа.

Стр. 457(40).

8. Пример о том, как истинные иноки, глубоко сострадавшие согрешающим, по своей горячей любви возвращали на путь спасения впавших в грехи любодеяния, разделяя с последними покаяние.

Два брата, монахи, пришедши в соседний город, чтоб там продать работу свою целого дня года, и остановились в гостинице. По продаже рукоделия один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице, и по наущению диавола впал в любодеяние. Уходивший брат, возвратясь, сказал оставшемуся: вот! мы запаслись всем нужным, – возвратимся в келлию. Другой брат отвечал: я не могу возвратиться. Когда же брат начал упрашивать его, чтоб он возвратился, говоря: почему тебе не возвратиться в келлию? этот исповедал ему грех свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня, впал в любодеяние и потому не хочу возвратиться. Брат, желая приобрести и спасти душу брата, сказал ему с клятвою: и я, отлучившись от тебя, подобным образом впал в любодеяние; однако воротимся в келлию и вдадимся в покаяние. Богу все возможно, возможно ему даровать нам прощение за покаяние наше и избавить муки в огне вечном, казней во аде и тартаре, где нет места покаянию, где огнь неугасающий и жестокие пытки находятся в непрестанном действии. Они возвратились в келлию свою. Потом пошли к Святым Отцам, пали к стопам их, стеня и воздыхая, проливая обильные слезы, исповедали им падение, которому подверглись. Святые старцы наставили их на делание покаяния и дали заповеди, которые они исполняли тщательно. Не согрешивший брат приносил покаяние, как бы сам согрешил, за согрешившего, по великой любви, которую имел к нему. Господь призрел на подвиг любви, открыл святым Отцам тайну, и что, за любовь того, кто не согрешил, а подверг себя труду покаяния для спасения брата, даровано прощение и согрешившему. В этом событии исполнились слова Писания: мы должны есмы по братии души полагати.

Стр. 446 (27).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle