митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ПОКАЯНИЕ

В чем заключается истинное покаяние?

Авву Исаию спросили: в чем заключается покаяние? Он отвечал: Святый Дух научает нас удалиться от греха и более не впадать в него. В этом состоит покаяние. (Авва Исаия).

Стр. 142 (41)

Брат вопросил авву Пимена: в чем состоит покаяние во грехах? Старец отвечал: в том, чтоб более не делать этого греха. Непорочные и праведные потому и названы так, что оставили грехи свои и сделались праведными.

Стр. 333 (43).

Каковы действия истинного покаяния?

О покаянии написано в притчах: тесны стези дому ее: брашна же леностного не яде, сугуба одеяния сотвори мужу своему. Бысть яко корабль, куплю деющий издалеча: собирает себе богатство. На основании этих слов рассмотрим покаяние. Действия его подобны действию купца, который, нагружая корабль, слагает в него не один товар, но все, что признает доставляющим прибыток. Если видит другого купца, понесшего потери, то не подражает ему; он подражает тем купцам, которые обогатились. Всякое убыточное торговое предприятие он отвергает; все, доставляющее выгоду, старается усвоить себе, прибегая для этого и к займам. Он заботится покупать наиболее такой товар, который уже доставлял ему наибольшую прибыль. Он спрашивает обогатившихся и не завидующих ему, за какую цену можно купить и продать разные предметы торговли. Такой деятельности купца подобна деятельность души, желающей благополучно предстать Богу. Она не довольствуется каким-либо одним добрым делом; она старается исполнить все, споспешествующее намерению ее; она убегает от всего, наносящего ей вред. – Брат! соделавшись таинственным купцом Господа нашего Иисуса Христа, приложи все старание о купле Царя твоего, удаляясь от всего, приносящего убыток. Приносят убыток: слава человеческая, гордость, оправдывание себя, нерадение, злоречие, любостяжание, любопрения, самохвальство, мирские заботы. Все это вредно в купле Иисусовой, – и не возмогут благоугодить Иисусу те купцы Его, которые в товаре своем имеют и эти принадлежности. (Авва Исаия).

Стр. 236 (591).

Что производят в человеке совершаемые им подвиги покаяния?

Иоанн Креститель имел одежду из волоса верблюжьего, был опоясан кожаным поясом по чреслам и жил в пустыне. Это служит знамением умерщвления плоти подвигами и образом покаяния. Подвиги покаяния совершают предварительное очищение человека и соделывают его способным взойти на крест. Крест есть знамение духовного бессмертия. (Авва Исаия).

Стр. 190 (300).

Какую пользу приносит человеку покаяние?

Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, говоря: «как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник?» Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь. (Авва Исаия).

Стр. 234 (576).

Потщимся пребывать в объятиях покаяния и питаться млеком из святых сосцов его, чтоб оно воспитало нас. Презрим все видимое, чтоб млеко это усладилось в устах наших. Подчинимся его власти и его наставлениям, чтоб оно уврачевало нас. Если мы боремся со врагами, и они начнут низлагать нас по причине детского возраста нашего, то восплачем в объятиях покаяния, и оно умолит Отца нашего, чтоб Он защитил нас от насилия и обиды. (Авва Исаия).

Стр. 234 (577).

Благословен Бог покаяния! и благословен Богу возлюбивший покаяние и подклонивший выю под иго покаяния! родится он свыше в паки бытие совокуплением воли своей с волею Божиею. (Авва Исаия).

Стр. 235 (586).

С того времени, как поврежден грехом род наш, ни один человек не может быть без греха; но покаяние способно возвратить каждого человека в обновленное состояние, в состояние непорочности. На этом основании Писание произносит увещание ко всем нам, чтоб мы оставили деятельность родоначальника нашего по плоти, преслушавшаго заповедь, и вступили в деятельность Господа нашего Иисуса Христа. Деятельность эта изображена в святых заповедях Господа. Он совершил над нами неизреченную милость, принял на Себя рабство человека, и этим средством отворил рай, заключенный для человека. Он даровал человеку все святые Свои добродетели, даровал ему питаться плодами с древа жизни. Древо жизни – святая чистота. Эту чистоту Господь явил в Себе, устранив херувима и пламенное обращаемое оружие, которыми возбранялся путь к древу жизни. Путь этот – уразумение святых слов Господа, которое дарует Он умам верных учеников Своих. Он хранит их неусыпно. Он затыкает внутренний слух их от змея, и ни одно лукавое слово змея не проникает в сердце их; Он поддерживает в них памятование той горькой работы, в которой они томились до избавления своего, и это памятование удерживает их от дел, возвращающих в эту работу. Он возбуждает в них частое благодарение к Себе, Спасителю, искупившему их честною кровию Своею, загладившему на кресте рукописание, которым они обрекались на вечное рабство, отделавшему их братиями и друзьями Своими, излившему на них благодать Святого Духа. (Авва Исаия).

Стр. 238 (596).

По какой причине и до какого времени даровал Господь покаяние человеку?

Будем исполнять должное по силам нашим, и великая сила Господа нашего Иисуса Христа поможет смирению нашему. Он ведает, что человек окаянен, и потому даровал ему покаяние на все время земной жизни его. И действует на нас могущественное и спасительное покаяние до последнего издыхания нашего. (Авва Исаия).

Стр. 199 (359).

Во всякой погрешности твоей приноси покаяние, и не подвергнешься недоумению в час смерти. (Авва Исаия).

Стр. 200 (371).

Именем Господа Иисуса во святом Крещении даровано нам отпущение грехов; но враг наш, по зависти и ненависти к нам, опять связал нас грехом. Господь же наш Иисус Христос, ведая злобу демонов, которою они заразились против человека с самого сотворения его, приложил к дару Крещения дар Покаяния, действующий до последнего издыхания нашего. Если б не было покаяния, не было бы и спасающихся. (Авва Исаия).

Стр. 207(440).

Доколе имеем на себе печать святого Крещения, постараемся изгладить при посредстве покаяния грехи наши, чтоб обрести милость в день суда, который приблизился и уже наступает. (Авва Исаия).

Стр. 207(441).

Прибегнем к благости Божией, умоляя Бога, чтоб Он умилосердился над нами и даровал силу свергнуть тяжкое иго мира, утопающего в греховной скверне. Не дремлет враг наш! Ежечасно старается он уловить нас и похитить наши души. С нами – Господь наш Иисус Христос. Он сокрушит врага святым Своим словом, если мы будем соблюдать это слово. (Авва Исаия).

Стр. 213 (466).

Доколе имеем возможность прибегать к милосердию Божию и пользоваться богатством щедрот Божиих, доколе находимся в теле, раскаемся от всего сердца в грехах наших. Кратко поприще земной жизни. Если возложим на себя подвиг, соответствующий силам нашим, то наследуем вечную и неизглаголанную радость. Если же обратимся вспять, то уподобимся тому юноше, который вопросил Господа, что ему делать, чтобы спастись, и который ушел от Господа, опечаленный ответом Господа. Господь сказал ему: вся елика имаши, продаждь и раздай нищим, и возьми крест свой, и гряди по Мне. Этими словами Господь научает нас, что спасение наше состоит в отсечении воли падшего естества. Юноше представилось тягостным отдать все имущество нищим, но еще более тягостным нести крест. Предоставление имущества нищим есть частная добродетель. Она соделывает человека способным нести крест. Ношение же креста заключается в отречении от всех видов греха, и рождает любовь, без которой не может состояться ношение креста. (Авва Исаия).

Стр. 213 (467).

Бывает ли совершенным покаяние вне безмолвия?

Любящий беседу со Христом любит быть уединенным. Любящий пребывать в обществе многих есть друг мира сего. Если любишь покаяние, то возлюби и безмолвие, ибо вне безмолвия не бывает совершенного покаяния. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 277(61).

Кто бывает чужд истинного покаяния?

Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. (Авва Исаия).

Стр. 236 (588).

Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние. (Авва Исаия).

Стр. 236 (589).

Кто презирает нерадивых, тот разрушает в себе покаяние. (Авва Исаия).

Стр. 236 (590).

Может ли человек совершать покаяние без смиренномудрия и телесного подвига?

Земля не может принести плода, не будучи засеяна и орошена водою; так и человек не может совершать покаяния без смиренномудрия и удручения тела подвигами. (Авва Исаия).

Стр. 193 (324).

Имеет ли грех силу там, где совершается покаяние?

Он говорил: что может грех там, где покаяние? (Авва Иоанн Раифский).

Стр. 297 (2)

Будет ли прощен Богом человек, если он впадет в какое-либо согрешение и потом обратится к добродетельной жизни?

Брат вопросил его, говоря: Отец! если человек впадет в какое-либо согрешение и потом снова обратится к добродетельной жизни, то будет ли прощено ему Богом согрешение его? Старец отвечал: Бог заповедал человекам поступать так: тем более Сам Он поступит так. Он заповедал Апостолу Петру прощать брату своему седмьдесят крат седмерицею. (Авва Пимен Великий).

Стр. 342 (86).

Хорошо ли постоянно пребывать в покаянии?

Брат спросил старца: хорошо ли постоянно пребывать в покаянии? Старец отвечал: видим, что когда Иисус, сын Навинов, пал лицом на землю, тогда явился ему Бог.

Стр. 396 (122).

На какой срок должен отлучить себя согрешивший от всякой любви человеческой и почему?

Согрешивший должен отлучить себя от всякой любви человеческой, доколе не известится, что Бог принял его покаяние: любовь мира сего отлучает от любви Божией.

Стр. 405 (173).

Принимает ли Господь покаяние от впавших в тяжкие грехи?

Воин спросил старца: приемлет ли Бог покаяние? Старец много говорил ему об этом назидательного и наконец присовокупил: скажи мне, любезнейший, если твой плащ будет изрублен мечами врагов, кидаешь ли ты его? Воин отвечал: нет! починив, снова употребляю его. На это старец сказал: если ты бережешь свое платье, то неужели Бог не будет милостив к созданию Своему.

Стр. 528 (163).

Должно ли смущаться тем помыслом, который во время покаяния представляет, что нет уже прощения в прежде соделанных тобою согрешениях?

Отрекшись от мира и посвятив себя Богу покаянием, не допусти смутить тебя помыслу, если он будет представлять, что ты не получишь прощения в содеянных тобою согрешениях. Но опять не пренебрегай заповедями Божиими, обращаясь к прежним грехам, иначе они не простятся. (Авва Исаия).

Стр. 185 (262).

Тот, кто находится в делании покаяния и исполняет заповеди духовные, должен ли исполнять заповедь о служении ближнему?

Авва Феодор Фермейский сказал: человек, пребывающий в делании покаяния и исполняющий заповеди духовно, не обязывается исполнять их телесно.

Стр. 366 (2).

Так, пребывающий в безмолвии и оплакивающий грехи свои уже не должен, оставляя келлию и делание покаяния, посещать болящих, заключенных в тюрьмах и так далее.

Что необходимо человеку, чтобы не прельститься и не впасть в руки врагов покаяния?

Чтобы не прельститься и не впасть в руки врагов покаяния, человек нуждается в великом рассуждении, в отсечении всякого плотского похотения, в постоянном внимании себе, в трезвении во всех путях своих. (Авва Исаия).

Стр. 235 (587).

Пример о том, что Господь принимает покаяние согрешающих, если только последние, оплакивая свои грехи, не возвращаются более к прежним своим грехопадениям.

Поведал старец: епископу некоторого города возвестили, что из числа замужних жен-христианок две ведут развратную жизнь. Опечалило епископа это известие; подозревая, что, может быть, и другие ведут себя подобным образом, он обратился с молитвою к Богу, прося разрешения недоумению, чего и удостоился. После Божественного страшного жертвоприношения, когда присутствовавшие приступали один за другим к принятию святых тайн, епископ видел на лице каждого состояние души его, каким она подвержена грехам. Лица грешных мужей видел он черными, как бы выгоревшими от зноя; глаза у них были красные, кровавые. У других людей были лица светлые, а одежды яркой белизны. Тело Господа одних, принимавших его, сожигало и опаляло, других просвещало, соделывало подобными свету: входя в уста, Оно разливало свет по всему телу. Между этими мужами были и пустынножители и проводившие жизнь супружескую. После мужчин начали приступать женщины. И между ними увидел епископ одних с черными лицами, с красными, кровавыми глазами, других с лицами белыми и светлыми. Между прочими женами подошли и те две, которые были обвинены пред епископом; тем большее обратил он на них внимание. Он увидел, что они приступают к святому таинству с светлыми и честными лицами, облеченные в мантии необыкновенной белизны. Когда они сделались причастницами таинства Христова, то как бы осветил их свет.

Снова обратился епископ к молитве, умоляя Бога о объяснении показанного ему в откровении. Ему предстал Ангел Господень и повелел о всем предложить себе вопросы. Святой епископ немедленно спросил о двух женщинах, справедливо ли или несправедливо они были обвинены. Ангел отвечал, что все сказанное о них, сказано верно. Тогда епископ возразил Ангелу: каким же образом, когда они причащались тела Христова, лица их сияли, на них были белые мантии, и от всего образа их исходил не малый свет? Ангел сказал: по той причине, что они раскаялись в поступках своих и отступили от них; они посредством слез, воздыхания и исповеди соделались достойными Божественного дара, вдобавок дали обещание, если получат прощение в прежних грехах, никогда не позволять себе порочного поведения. За это они удостоились божественного изменения, разрешены от грехов, отселе живут воздержно, благочестиво и праведно. Епископ удивлялся не столько изменению жен – это случается со многими – сколько дару от Бога, Который не только избавил их вечной муки, но даже сподобил благодати. Ангел сказал ему: Справедливо удивляешься, как человек! Но Господь и Бог наш и ваш по естеству Своему благ и милосерд. Он оставляющих свои греховные деяния и приступающих к Нему посредством исповеди не только избавляет вечной муки, но и удостаивает почестей. Так Бог возлюбил мир, что Сына Своего единородного дал за него. Сын Божий, когда люди были врагами его, благоволил умереть за них: тем более освободит их от адских козней, когда они сделались Его домочадцами и приносят покаяние в совершенных ими проступках; Он предоставит им наслаждение блаженством, которое Сам приуготовал для них. Знай то, что никакие согрешения человеческие не побеждает милосердия Божия, если только человеки посредством покаяния очистят прежде содеянные грехи добрыми делами. Всеблагий Бог знает немощь вашего рода, крепость страстей, силу и хитрость диавола, – прощает, как сынам, человекам, впадающим в согрешения, ожидает исправления их, долго терпя им. Когда они обращаются и умоляют благость Его, снисходит, как немощным, разрешает мучение их и дарует блага, приготовленные праведным. – Епископ опять сказал Ангелу: прошу тебя, объясни мне и значение различных видов, которые принимаются лицами согрешающих различно, чтоб я, узнав это, вполне освободился от неведения. Ангел сказал ему: те, у которых лица светлы и радостны, живут в воздержании, чистоте и правде, скромны, сострадательны и милосерды. Те же, у которых лица черны, преданы любодеянию и прочим беззакониям. Те, у которых глаза были красными и кровавыми, живут в злобе и неправде, любят обманывать, лукавствовать, хулители и человекоубийцы. – Ангел присовокупил: помогай тем, которым желаешь спасения. Для того именно удостоена услышания молитва твоя, чтоб, просвещенный видением, ты объяснял ученикам твоим грехи, чтоб исправлял их наставлениями и увещаниями, усвоял их посредством покаяния, умершему ради их и воскресшему из мертвых Господу Иисусу Христу. По степени сил, усердия и любви к твоему Господу, заботься о всех их, чтоб они обращались от грехов своих к Богу, сказывая им открыто, каким подвержены они грехам, и уговаривая, чтоб по причине их не отчаявались в спасении своем. Когда они будут приносить покаяние и обращаться к Богу, – получат спасение душам своим и обилие будущих благ. Ты же, подражая Господу твоему, Который оставил небо и сошел на землю для спасения человеков, получишь величайшую награду.

Стр. 544 (178).

Пример о том, как некий старец, безмолвствуя наедине в келлии своей, никогда не оставлял покаяния?

Некоторый старец безмолвствовал в келлии своей. Он прожил в ней много лет. Говаривал он всегда: этот век дан Богом для покаяния. Если истратим его попусту, живя худо, то очень будем жалеть о нем, но не найдем его вторично.

Стр. 435 (16).

Пример о том, как Господь изливает Свое человеколюбие на душу, приносящую истинное покаяние.

Брат безмолвствовал в некотором монастыре, и молитва его постоянно состояла в следующем: Господи! нет во мне стража Твоего: пошли мне или тяжкий недуг, или напасть, чтоб хотя таким образом пришла окаянная душа моя в страх Твой. Знаю, что грех мой сам по себе непростителен: много согрешил я пред Тобою, Владыко, согрешил много и тяжко: но ради милости Твоей, по святой воле Твоей, прости мне грех мой. Если же и этого не может быть, то помучь меня здесь, чтоб здешними муками была несколько ослаблена мука будущая. Начни казнить меня отселе, Владыко, казнить не в гневе Твоем, а в человеколюбии. Брат провел целый год, молясь таким образом в сокрушении и смирении сердца, в строгом посте. Между тем постоянно соприсутствовала ему мысль: какое значение имеют слова Господа блажени плачущие, яко тии утешатся. Однажды, когда брат, объятый печалию, по обычаю сидел на земле и плакал, напал на него тонкий сон. Явился ему Христос, воззрел на него милостиво и сказал тихим голосом: что с тобою? о чем ты плачешь? Брат отвечал Господу: Господи! я пал. Явившийся сказал на это: восстань. Брат отвечал, сидя на земле: не могу встать, если Ты не прострешь руки Твоей и не восставишь меня. Господь простер руку и воздвиг его. Явившийся опять сказал тихо: что ты плачешь, о чем скорбишь? Брат отвечал: Господи! как мне не плакать и не скорбеть, когда я столько прогневал Тебя? Тогда явившийся простер руку Свою, приложил ладонь к сердцу брата, и, погладив его сердце, сказал ему: не скорби: Бог поможет тебе. Я уже не буду карать тебя, потому что ты сам наказал себя. Ради тебя Я пролил кровь Мою, пролию и человеколюбие Мое на всякую душу, приносящую покаяние. Брат, пришедши в себя по окончании видения, ощутил сердце свое исполненным неизъяснимой радости и приял извещение, что Бог сотворил милость с ним. Прочее время жизни своей он провел в великом смирении, славословя Бога, и отошел к Богу в этом настроении исповедания.

Стр. 436 (19).

Пример о том, как чрез покаяние удостоились великих Божиих дарований и христианского погребения даже те, которые во время гонения не устояли в вере и отреклись от Христа.

Поведал некоторый старец, удостоившийся быть епископом города Оксиринха, следующее, как бы слышанное от иного, случившееся же с ним самим. Рассудилось мне однажды посетить внутреннюю пустыню, соседнюю с оазисом, на котором живет племя Мазиков, в предположении найти и увидеть какого-либо служителя Христова. По прошествии четырех дней издержались мои съестные припасы. Я остановился, не зная, что делать; но вскоре, положившись на Бога, решился продолжать путешествие. Ходил я в течение других четырех дней без пищи. После этого тело мое не могло уже выносить поста и вместе труда пути; я ослабел и лег на землю. Тогда пришел некто и коснулся перстом губ моих подобно тому, как врач помазывает примочкою глаз: тотчас я укрепился, укрепился столько, что казалось нисколько не путешествовал и нисколько не терпел голода. Ощутив возвращение сил, я встал и продолжал путешествие по пустыне. По прошествии четырех дней снова изнемог от усталости; когда же воздел руки к небу, опять явился тот муж, который укрепил меня в первый раз, опять провел перстом как бы черту по устам моим и опять обновил во мне силы. По прошествии семнадцати дней пребывания моего в пустыне я нашел хижину, при ней пальмовое дерево и стоящего мужа, которому головные волосы служили одеждою. Страшен был вид его. Увидев меня, он встал на молитву. Когда я заключил молитву словом аминь, он познал, что я человек, взял меня за руку и спрашивал: каким образом пришел ты сюда? все ли, принадлежащее миру, сохраняется доселе? продолжается ли доселе гонения на христиан? Я отвечал: за молитвы истинных служителей Господа Иисуса Христа странствую по этой пустыне; что же касается до гонения, то оно прекращено властию Христовою. Теперь ты расскажи мне, прошу тебя, каким образом ты пришел сюда? Он, плача и воздыхая, начал говорить мне: я был епископом. Когда наступило гонение, я подвергся многим пыткам; впоследствии, не вынесши мук, я принес жертву идолам; опомнившись, познал преступление мое и предал самого себя смерти в этой пустыне; живу здесь сорок девять лет, исповедуясь Богу и умоляя Его отпустить мне грех мой. Бог даровал мне пропитание от этой пальмы, но я не был утешен дарованием прощения до сорок восьмого года, а в этот год извещен в прощении. Договаривая это, он внезапно встал, поспешно вышел из хижины и пребыл долгое время в молитве, – вероятно, он увидел пришедшие за ним небесные силы. Окончив молитву, он подошел ко мне. Я взглянул на его лицо и затрепетал от страха; лицо его сделалось как бы огненным. Но он сказал мне: не бойся. Бог послал тебя для того, чтобы ты совершил погребение мое и предал тело мое земле. Едва окончил он эти слова, как лег и, протянув руки и ноги, скончался. Разорвав пополам верхнюю одежду мою, половину оставил я себе, а другою половиною обернув святое тело, похоронил его в земле. После погребения его немедленно посохла пальма и развалилась хижина. Я много плакал, умоляя Бога, не благоволит ли Он даровать мне эту пальму, чтоб остальное время жизни моей я мог провести на этом месте. Прошение мое не было исполнено, и сказал я сам себе: нет на это воли Божией. В молитве совершил я обратный путь к жилищам человеческим, и вот, явился мне тот муж, который дважды провел черту по губам моим; он укрепил меня, и таким образом я имел возможность возвратиться к братиям, которым я рассказал это, убеждая их не приходить в отчаяние, но обретать Бога покаянием.

Стр. 539 (176).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle