митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ПОХВАЛА ЛЮДСКАЯ

Должно ли любить похвалы и порицать самих себя?

Он сказал: Не будем любить похвалы и не будем порицать сами себя. (Авва Стратигий).

Стр. 356 (5).

Терпит ли вред тот, кто превыше своего достоинства бывает почитаем и похваляем от людей, и что бывает с тем, кого люди не хвалят и не прославляют?

Почитаемый и похваляемый превыше достоинства своего терпит от этого вред. Но тот, кого человеки вовсе не хвалят, прославится Богом.

Стр. 396 (121).

Как должно говорить человеку, похвалившему тебя в лицо?

Если похвалит тебя человек в лицо, – ты немедленно вспомни грехи твои и скажи ему: брат! ради Господа не хвали меня, я окаянен и недостоин похвалы. Если хвалящий тебя человек знаменитый, то скажи так: прости меня, владыко! а в себе молись Богу, говоря: Господи! покрой и избавь меня от ложной похвалы человеческой.

Стр. 444 (24).

Как поступали святые Отцы, когда их восхваляли другие за какое-либо доброе дело?

Еще поведал авва Пимен: Однажды старцы сидели за трапезою, а авва Алоний предстоял им и прислуживал. Старцы похвалили его за это. Он ничего не отвечал им. Один из них спросил его: почему ты не отвечал ничего старцам, когда они похвали тебя? Авва Алоний сказал ему: если б я им отвечал, то это значило бы, что я принял похвалу.

Стр. 68 (5).

Как относились святые Отцы к человеческой похвале?

Авва Иоанн был духом горящий. Некоторый брат, пришедши к нему, похвалил его рукоделие. Авва, занимавшийся в то время плетением веревки, промолчал. Посетитель повторил похвалу. Авва опять промолчал. И в третий раз пришедший брат похвалил рукоделие. Тогда авва сказал ему: приходом твоим ты удалил Бога от меня.

Стр. 293 (32).

Пример о том, как подвижники стремились оградить в себе смирение, удаляясь от похвал людских (тщеславия).

В царствование императора Феодосия жил близ Константинополя некоторый монах в маленькой келлии, вне города, невдалеке от врат, из которых императоры обыкновенно выезжали за город для прогулки. Феодосий, услышав, что тут живет монах – затворник, никуда не выходящий из келлии, начал при прогулке направляться к этому месту. Последовавшим за ним придворным он приказал не приближаться к келлии монаха, – подъехал к ней один и постучался в дверь. Встал монах, отворил ему дверь, но не узнал, что это был император, потому что император, чтоб не быть узнанным, снял с себя царский венец. После обычной молитвы оба они сели, и спросил император монаха: как живут святые Отцы в Египте? Монах отвечал: все молят Бога о спасении вашем. Между тем император внимательно осматривал самую келлию. В ней он не увидел ничего, кроме немногих сухих хлебов в корзинке, которая висела на веревке, прикрепленной к потолку. Император сказал: авва! на благословение предложи мне пищу. Монах вложил поспешно в сосуд соли и сухарей, влил воды, и они вместе употребили эту пищу, затем монах подал чашу воды императору, который и выпил ее. Тогда Феодосии сказал: знаешь ли, кто я? Монах отвечал: не знаю, кто ты, господин. Император: я Феодосий император, пришел к тебе попросить молитв твоих. Монах, услышав это, пал ему в ноги. Император продолжал: блаженны вы монахи, свободны от мирских забот! Вы наслаждаетесь спокойною и безмолвною жизнию, попечение ваше только о спасении душ ваших, о достижении жизни вечной, о получении наград небесных. Будь уверен в справедливости слов моих: я рожден от царя и царствую, но никогда не вкусил пищи с такою приятностью, как теперь. После этого император поклонился с особенным уважением монаху и вышел от него. В ту же ночь раб Божий начал так размышлять сам с собою: мне уже не подобает оставаться в этом месте: теперь, следуя примеру императора, пойдут многие ко мне не только из народа, но и придворные и сенаторы не преминут воздавать мне почесть, как служителю Божию. Хотя они будут делать это ради имени Божия, однако я боюсь за себя, чтоб лукавый диавол не обольстил меня неприметным образом, чтоб я не стал находить удовольствия в приеме знатных особ, чтоб сердце мое не усладилось их похвалами и уважением ко мне, чтоб не потерять мне смирения. Человек Божий, рассмотрев все это, бежал оттуда в ту же ночь и прибыл в Египет, в пустыню к святым Отцам.

Стр. 415 (1).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle