митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ПРИЗНАКИ ПРЕБЫВАНИЯ СВЯТОГО ДУХА В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

По каким признакам можно узнать, что в человеке пребывает Святый Дух?

Преподобного Исаии Отшельника Слово о страстях.

Благовременно могу я воскликнуть с пророком Исаиею: терпех яко рождающая, истреблю и изсушу вкупе: опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу. Если ведаешь о себе, что открылся в тебе источник Святого Духа, то это служит признаком, что страсти, жившие в тебе, посохли и умерли. На это указывают слова Спасителя: не зде или онде царствие Божие, но и внутрь вас есть.

Некоторые любят много рассуждать о царствии Божием, но пребывают в праздности и не делают того, что вводит в царствие. Другие и подвизаются ради царствия Божия, но остаются вне его, потому что подвиг их чужд духовного разума и бдительности над собою. Редко встречаются такие, над которыми бы совершилось слово Спасителя, которые бы стяжали царство Божие внутри себя. На стяжавших это царство низошел Святой Божий Дух; исполнилось на них сказанное Евангелистом Иоанном: даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. Они освободились от горестей, постигших Еву, вследствие поразившего её определения: в болезнех родиши чада.

Они освободились от тяжких последствий приговора, произнесенного над Адамом: проклята земля в делех твоих. В них вселилась та радость, которая вселилась в благодатную Марию, когда Дух Святой низошел на Нее, и сила Вышняго осенила Ее. Состояние скорбное соделалось жребием Евы и потомства ее: состояние радостное соделалось достоянием Марии и Ее потомства – Христиан. Мы были прежде сынами Евы, и проклятие, которое пало на нее, мы видели на себе: мы познавали это проклятие из помыслов преступных, которые действовали на нас. В противоположность этому мы познаем, что родились от Бога из живущих в нас помышлений Святого Духа и из страданий Христовых, если тело наше точно приобщилось им распятием себя. Сказал Апостол: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим не искусни есте. Когда мы носим образ земного Адама, тогда познавали, что мы сыны его, по помыслам мерзостного плотского мудрования, жившего в нас и обладавшего нами, служащего выражением болезненности души, ее недугов или, что то же, страстей. Носящие образ небесного человека, Господа нашего Иисуса Христа, уразумевают о себе, что они сыны Его, по Святому Духу, живущему в них.

Исаия возвещает: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом Дух спасения. Так же читается в Екклезиасте: якоже кости во чреве раждающия, тако путь Духа. Святая Дева, осененная Духом, зачала и носила во чреве вочеловечившегося Сына Божия: подобно этому те христиане, на которых низойдет благодать Святого Духа, таинственно зачинают и носят в сердцах Сына Божия действием Святого Духа. Говорит об этом Апостол: да даст вам Бог силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеке, вселитися Христу в сердца ваша: в любви вкоренени и основани, да возможете разумети со всеми святыми преспеющую разум любовь Христову. Имамы сокровище сие в скудельных сосудах, да премножество силы будет Божия, а не от нас. Достиг ли ты опытного познания следующих слов: мы откровенным лицом славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа? Также познал ли опытно слова: мир Божий да водворяется в сердцах ваших? и: Христос в вас и: Бог рекий из тьмы свету воссияти, иже воссия в сердцах наших к просвещению разума славы Божиея, о лице Иисус Христове? Исполнил ли ты следующее завещание Господа: да будут чресла ваша препоясана и светильницы горящия, и вы подобны человеком, чающим Господа своего. Позаботься, чтоб уста твои в страшный час суда Божия не связались внезапно молчанием, чтоб не придти тебе в недоумение и не быть отлученным сверх чаяния от лика Святых. Знаешь ли наверно о себе, что сосуд твой достаточно наполнен елеем, подобно сосудам мудрых дев, что ты способен войти в чертог, что не останешься вне его? Ощутил ли ты, что дух твой, душа и тело соединились действием Святого Духа и воскресли непорочными от смерти вечной, будучи посещены Господом нашим Иисусом Христом? Вполне ли престала совесть обличать и осуждать тебя? Соделался ли ты младенцем, согласно повелению Спасителя, Который сказал: оставите детей, и не возбраняйте им придти ко Мне: таковых бо есть Царство небесное? Если все это совершилось над тобою, то, находясь еще в теле, поистине ты соделался невестою Иисуса, и Дух Его вселился в тебя. Если же сказанное нисколько не известно тебе по самому опыту, то знай, что ожидают тебя бедствие и стенания горькие. Срам и бесчестие уже предварили тебя на суде Христовом, подвергнешься им пред бесчисленным собранием Святых Ангелов и человеков.

Ежедневно, вставая рано утром, дева заботится единственно о том, чтоб предстать прекрасною пред взоры жениха. Часто смотрится она в зеркало, рассматривает, нет ли какого недостатка на лице ее, который мог бы показаться неприятным жениху. Так и святые проводят и ночь и день в тщательном рассматривании своих дел и помышлений: они изучают себя, находятся ли под водительством Бога, под водительством Святого Духа или нет. Брат! усердно подвизайся подвигом болезнующего сердца и подвигом тела в духовном разуме, чтоб получить радость вечную. Этой радости удостаиваются немногие! Удостоились те, которые стяжали меч Духа и освободили душу и чувства от осквернения страстями. Силен Бог помиловать немощь нашу и сопричислить нас к святым Своим, аминь. (Авва Исаия).

Стр. 240 (601).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle