митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

СМИРЕНИЕ

В чем состоит истинное смирение и что оно приносит человеку?

Люби смирение: оно покроет тебя от грехов. (Антоний Великий).

Стр. 22 (53).

Будь готов отвечать на всякое слово, которое услышишь: прости меня, потому что смирение разрушает все козни врагов. (Антоний Великий).

Стр. 22 (54).

Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству, злостраданию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Смирением же доставляется оставление всех грехов. Смирение состоит в том, когда человек признает себя грешником, не делающим никакого добра пред Богом, когда он тщательно наблюдает молчание, когда вменяет себя за ничто, когда не усиливается, чтоб кто-либо принял его слово, когда отвергает собственную свою волю, удерживает зрение, имеет смерть пред глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестия и понуждает себя переносить труды и скорби. (Антоний Великий).

Стр. 22 (55).

На вопрос: в чем состоит смирение? авва Исаия отвечал: смирение состоит в том, чтоб человек сознавал себя грешником пред Богом, – не сделавшим ни одного доброго дела, благоугодного Богу. (Авва Исаия).

Стр. 141 (40).

Спросил я его: отец! что есть смирение? и как приобретается оно? Авва отвечал: смирение состоит в том, чтоб иметь послушание, отсекать волю падшего естества, удручать себя подвигами, любить чистоту, благодушно и терпеливо переносить оскорбления и обиды от ближнего. В этом заключается смиренномудрие. (Авва Исаия).

Стр. 145 (59).

Возлюби смирение: оно покроет тебя от грехов твоих. (Авва Исаия).

Стр. 187(274).

Смирение заключается в отсечении своей воли пред ближним в духовном разуме. (Авва Исаия).

Стр. 216 (478).

Старец на вопрос, в чем заключается смирение, отвечал: в том, если простишь брату, согрешившему против тебя, прежде нежели он попросит у тебя прощения. (Старец).

Стр. 397 (124).

Сказал старец: никогда я не нарушал моего чина, не ходих в высоких паче мене: постоянно углубленный в смирение, я никогда не подвергался смущению; все помышления мои сосредоточивались в молитве к Богу, чтоб Он совлек с меня ветхого человека. (Старец).

Стр. 397 (126).

Некоторый брат спросил старца: что есть смирение? Старец отвечал: смирение состоит в том, чтоб делать добро тем, которые делают нам зло. Брат возразил, если человек не достиг той меры, чтоб мог исполнить это, – что ему делать? Старец сказал: да бегает людей, избрав в свой подвиг молчание. (Старец).

Стр. 397(127).

Некоторый старец, будучи спрошен, что есть смирение? отвечал: смирение – дело великое и Божественное. Путь же к смирению состоит в том, чтоб человек возложил на себя иго телесных трудов, чтоб считал себя грешником, чтоб признавал себя низшим всех. Брат спросил: что значит быть низшим всех? Старец отвечал: быть низшим всех значит не обращать внимания на согрешения ближних, взирать непрестанно на свои согрешения и непрестанно молиться Богу.

Стр. 398 (135).

Некоторый брат спросил у старца: что есть смирение? Старец отвечал: древо жизни, возрастающее до небес.

Стр. 402 (157).

Знай: смирение состоит в том, чтоб ты признавал всех человеков лучшими тебя и был удостоверен в душе твоей, что ты более всех обременен грехами. Главу твою держи опущенною, и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: владыко мой! прости меня. (Антоний Великий).

Стр. 32 (169).

Какими действиями выражается и возделывается истинное смирение?

Возделывается же и выражается смирение следующими действиями: когда кто сохраняет молчание, когда не вменяет себя ни в каком отношении, когда уклоняется споров, когда кто послушлив, когда держит глаза опущенными к земле, когда имеет постоянно смерть пред взорами ума, хранит себя от лжи, удаляется от суетных и греховных бесед, не противоречит старшим, не настаивает на своем мнении и слове, переносит поношение, ненавидит праздность и негу, понуждает себя на телесные подвиги, когда никого не оскорбляет. (Авва Исаия).

Стр. 141 (40).

Какими характерными чертами отличается смиренномудрие?

Опять сказал: Смиренномудрый даже не имеет языка сказать о ком-либо, что он нерадив или небрежет о спасении своем. Он не имеет очей, чтобы видеть недостатки других. Он не имеет ушей, чтобы слышать слова и разговоры душевредные. Он не заботится ни о чем временном: заботится единственно о грехах своих. Он сохраняет мир со всеми ради заповеди Божией, а не по причине дружбы по началам человеческим. Тщетны труды того, кто, вне смирения, постится много и несет тяжкие подвиги. (Авва Исаия).

Стр. 136 (11).

При встретившейся взаимной скорби жестокосердый говорит в сердце своем, что он нисколько не виноват, а смиренномудрый обвиняет себя, а не брата, говоря: я согрешил. Гордый заражен в сердце мыслию, что он премудр и не оскорблял никогда никого; имеющий в себе страх Божий заботится о том, чтоб не сделать упущения в какой-либо добродетели. (Авва Исаия).

Стр. 148 (72).

Чем полезны для человека смирение и труд?

Возлюбим смирение и труд и войдем в страну, кипящую медом и млеком, как вошел в нее Халев. (Авва Исаия).

Стр. 235 (580).

Сохранит ли смирение человека от тех сетей, которые расставил диавол поверх земли?

Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто может освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему. (Антоний Великий).

Стр. 43 (202).

Где находится сокровище смиренномудрого и что является этим сокровищем?

Сокровище смиренномудрого внутри его; оно – Господь. (Преподобный Исаак Сирский).

Стр. 252 (11).

Каким древом является смиренномудрие?

Говорил: Древо жизни, возрастающее до небес – смиренномудрие. (Авва Иперхий).

Стр. 283 (17).

Что служит основанием всех добродетелей?

Основание всех добродетелей – смиренномудрие. (Авва Исаия).

Стр. 203 (409).

Чем является смирение в отношении Царства Божия?

Он говорил: Врата Божии – смирение. Отцы наши из среды многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий. (Авва Иоанн Колов).

Стр. 287(7).

Какая взаимосвязь между смирением и преуспеянием человека?

Насколько человек погрузится в смирение, настолько преуспеет и вознесется. Гордость, если б приблизилась к небу, то низводится даже до ада: так напротив, смирение, если б низошло до ада, – оттуда возводится даже до неба.

Стр. 401 (155).

Кто продал в Египет Иосифа? (Смирение).

Авва Иоанн сделал вопрос: кто продал Иосифа? Один из монахов отвечал: братия его. Старец возразил: не братия, а смирение. Он мог бы объявить, что он брат их, и воспротивиться продаже. Но он умолчал, продало его смирение; потом оно же сделало его обладателем Египта.

Стр. 293 (33).

Может ли одно смирение спасти человека без труда?

Смирение спасло многих и без труда; свидетели этому мытарь и блудный сын, сказавшие несколько слов Богу и получившие спасение. Труды человека, если он не имеет смирения, погубят его: многие великими трудами пришли в гордость, и, как фарисей, погибли.

Стр. 380 (44).

Что возвышает человека?

Смирение и кротость возносят человека с земли на небо. (Антоний Великий).

Стр. 14 (11).

Какие добродетели пребывают в смиренномудром сердце?

В смиренномудром сердце пребывают: Божественное заступление, надежда, кротость, бодрствующая совесть, отвержение своей воли и понуждение себя ко всему благому. (Авва Исаия).

Стр. 178 (206).

Может ли смиренный осудить человека?

Сказал авва Лонгин: как мертвец не ест, так и смиренный не может осудить человека, хотя бы даже видел его поклоняющимся кумиру.

Стр. 308(1).

Что приводит к смиренномудрию?

Брат спросил авву Сисоя: что приводит к смиренномудрию? Старец сказал ему: когда кто будет подвизаться, чтоб признавать каждого человека лучшим себя, то этим доставится ему смиренномудрие.

Стр. 352 (13).

От каких подвигов рождается смирение?

Совокупи в своем подвиге труд, нищету, странничество и молчание; от них рождается смирение, а при посредстве смирения получается прощение всех грехов. (Авва Исаия).

Стр. 188 (284).

Какой путь ведет к смирению?

Брат спросил авву Тифоя: какой путь ведет к смирению? Старец отвечал: путь к смирению есть воздержание, молитва и признание себя ниже всякой твари. (Авва Тифой).

Стр. 357(1).

Каким образом можно стяжать смирение?

Некоторого старца спросили: каким образом душа может стяжать смирение? Он отвечал: если она будет смотреть только на свои грехи. Этот старец говорил: совершенство человека – смирение.

Стр. 402 (158).

Чем достигает человек смиренномудрия?

Брат вопросил авву Крония: каким деланием достигает человек смиренномудрия? Старец отвечал: страхом Божиим.

Стр. 305 (3).

Осуждение себя да предшествует суду над ближним. Этим доставляется смирение. (Авва Исаия).

Стр. 216 (477).

Что должно делать, чтоб ради этого делания Господь послал умиление?

Еще сказал: Возлюби смирение Христово и старайся соблюдать во внимании ум твой во время молитвы; где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. (Авва Силуан).

Стр. 355 (7).

Всегда ли нуждается человек в смиренномудрии и страхе Божием?

Авва Пимен сказал: человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании, входящем и исходящем ноздрями его.

Стр. 335 (54).

Как оценивали святые Отцы смиренномудрие?

Говорил авва Исидор: Велика – высота смиренномудрия, глубока – пропасть высокоумия: и потому советую вам возлюбить первое, чтоб не впасть во второе.

Стр. 244 (6).

Чем доставляется прощение грехов: местом или смиренномудрием?

Прощение грехов доставляется не местом, а смиренномудрием. Давид, низвергшись в согрешение прелюбодеяния и убийства, не нашел иного жертвоприношения, благоприятного Богу, кроме духа сокрушенного и смиренного. (Авва Исаия).

Стр. 147 (69).

Почему необходимо приучать себя всегда и во всякое время всем братиям и самому Богу говорить: «прости меня»?

Приучись, чтоб язык твой говорил при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу: «прости меня». Если будешь всегда говорить: прости меня, – стяжешь смирение. (Антоний Великий).

Стр. 31 (162).

Каким образом можно приучить считать себя грешнейшим всех людей?

Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: поистине он лучше меня. Таким образом, мало-помалу приучишься считать себя грешнейшим всех человеков. Тогда Святый Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою.

Стр. 374 (18).

Имеет ли какую силу подвиг человека без смирения?

Подвиг без смирения суетен. Смирение – предтеча любви. Как Иоанн был предтечею Иисуса и всех привлекал к Иисусу, так и смирение привлекает к любви, то есть к Самому Богу, потому что Бог есть любовь.

Стр. 401 (156).

Почему особенно должно смиряться, когда в душе своей не ощущаешь брани?

Авва Виссарион сказал: Когда пребываешь в мире и не ощущаешь в себе брани, тогда особенно смиряйся, чтоб не похвалиться спокойным и радостным состоянием, принадлежащим не тебе, и за похваление не быть предану брани. Часто Бог не попускает нам брани по немощи нашей, чтоб мы не погибли окончательно.

Стр. 80 (7).

Каким считает себя человек, когда достигает такого состояния, о котором говорит Апостол: «Вся чиста, чистым». (Тит. 1:15)

Авва Пимен сказал: если человек достигнет такого состояния, о котором Апостол сказал: вся чиста чистым, то увидит себя худшим всей твари. Брат сказал ему: как мне признавать себя худшим убийц? Старец отвечал: если человек достигнет душевного устроения, указанного Апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами).

Стр. 335 (56).

Брат спросил о том же авву Анува, пересказав ему слова аввы Пимена. Авва Анув сказал: если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их. Брат спросил: какая праведность? старец отвечал: всегдашнее обвинение самого себя.

Стр. 336 (57).

Опаляет ли демонов-искусителей тот, кто, смиряясь, говорит: «прости меня»?

Сказал старец: если кто, смиряясь, скажет прости меня, тот опаляет демонов-искусителей.

Стр. 398 (132).

Чего больше всего любили старцы: побеждения со смирением или же победу с гордостию?

Сказал старец: лучше люблю побеждение со смирением, нежели победу с гордостию. (Старец).

Стр. 397 (129).

Кто угоднее бывает Богу: грешный ли человек и ленивый, но сокрушенный и смиренный сердцем или же человек, делающий много добрых дел, но зараженный самомнением?

Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением. (Авва Феодор).

Стр. 365 (1).

Может ли сделаться жилищем Божиим сердце человека, если оно не ограждено смирением и целомудрием?

Сердце не возможет соделаться и пробыть жилищем Божиим, если не будет ограждено смирением и целомудрием, если не будет чуждым и других пороков. Невозможно служить вместе Богу и страстям. (Авва Исаия).

Стр. 188 (286).

Будет ли противно смиренномудрию, когда учишь или обличаешь ближнего?

Сказал авва Пимен: Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его.

Стр. 336 (60).

Велико ли то делание человека, когда он увидит себя худшим всякой твари?

Браг сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари.

Стр. 351 (4).

Почему необходимо во всяком действии нашем обращать главное внимание на смирение?

Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтоб неопустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Державшийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели. (Авва Исаия).

Стр. 215 (475).

Должно ли наблюдать смирение во внешнем поведении?

Во всем наблюдай смирение: в наружности своей, в одеждах твоих, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келлии и принадлежностях ее. Во всем жительстве твоем усвой себе обычай нищеты: не тщеславься ни в речах твоих, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу; когда случится тебе быть с ближним твоим, – слова твои да не будут растворены хитростию, коварством и обманом. (Антоний Великий).

Стр. 28 (123).

Приводится ли душа к смирению посредством воздержания в пище?

Авва Пимен сказал: если не отъято будет насыщение хлебом, то душа никаким иным средством не может быть приведена к смирению.

Стр. 337 (65).

Если нет смирения душевного, то должно ли стяжать телесное?

Если не имеешь смирения в душе, то стяжи телесное; от тела оно перейдет к душе.

Стр. 444 (24).

Примеры о том, что живущие в миру достигали в меру духовного совершенства путем смирения.

Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, – и был к нему глас: Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии. Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города от большого до малого войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать. Услышав это, блаженный Антоний отвечал: поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал царство Божие, я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими. (Антоний Великий).

Стр. 41 (199).

Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на небо без посредства смирения низвергается в бездну самомнения и погибели.

Какие примеры смирения показали святые Отцы в своей жизни?

Прибыв в Скит, святой Арсений объяснил о намерении своем принять монашество пресвитерам. Они отвели его к старцу, исполненному Святого Духа, Иоанну Колову. Старец захотел подвергнуть Арсения испытанию. Когда они сели за трапезу, чтоб вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога пред Его Ангелами. Когда начали употреблять пищу, старец сухарь и кинул Арсению. Арсений, увидя это, обсудил поступок старца так: старец, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так, как подают псу: съем же я хлеб так, как едят его псы. После этого размышления Арсений встал на руки и на ноги, в этом положении подошел к сухарю, взял его устами, отнес в угол и там употребил. Старец, увидев великое смирение его, сказал пресвитерам: из него будет искусный инок. По прошествии непродолжительного времени Иоанн дал ему келлию близ себя и научил его подвизаться о спасении своем.

Стр. 47(5).

К числу великих Отцов принадлежал старец по имени Агафон, знаменитый по добродетелям смирения и терпения. Однажды посетили его некоторые братия. Они слышали о его великом смирении и захотели испытать, точно ли он имеет смирение и терпение. Для этого они сказали ему: отец! многие соблазняются на тебя за то, что ты одержим в сильной степени страстью гордости и столько презираешь других, что считаешь их за ничто; также ты непрестанно осыпаешь злоречием братию. Очень многие утверждают, что тайною причиною такого поведения твоего есть блудная страсть, которою ты объят: с целью прикрыть собственную порочную жизнь ты постоянно занимаешься оклеветыванием других. На это старец отвечал: сознаю в себе все эти пороки, в которых вы обличили меня, и не могу допустить себе запирательства в толиких беззакониях моих. С этими словами он пал к ногам братий и сказал им: умоляю вас, братия, молитесь прилежно ко Господу Иисусу Христу о мне несчастном, обремененном бесчисленными грехами, чтоб Он простил мне многие и тяжкие беззакония мои. Но братия к преждесказанным словам присовокупили и следующие: не скроем от тебя и того, что многие признают тебя еретиком. Старец, услышав это, сказал им: хоть я обременен многими другими пороками, но отнюдь не еретик, чужд душе моей этот порок.

Стр. 54 (1).

Однажды пришел некоторый брат к авве Аммою, чтоб получить наставление от него. Брат пробыл семь дней при старце, но старец не дал ему никакого наставления. Брат собрался в обратный путь; провожая его, старец сказал с воздыханием: брат! внимай себе! что же касается до меня, то мои грехи соделались мрачною стеною между мною и Богом.

Стр. 67(4).

Он говорил о учении ближних заповедям Божиим: Откуда могут знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату: «поступи так или иначе». Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих. (Авва Исаия).

Стр. 137 (19).

Поведали о авве Кронии, что он принадлежал к числу старейших учеников Антония Великого. Ему было сто десять лет. Он стяжал и удержал до старости такое смирение, что, наставляя других, постоянно укорял себя.

Стр. 305 (1).

Однажды, когда святой Макарий сидел в келлии своей,–предстал ему Ангел, посланный от Бога, и сказал: Макарий! не бойся нападения невидимых врагов, потому что наш благий Владыка не отступит от тебя и не престанет поддерживать тебя. Мужайся, укрепляйся, храбро побеждай начало и власти противные, но деланием твоим не превозносись, чтоб Божественная помощь не оставила тебя, чтоб ты не пал падением дивным. Блаженный Макарий отвечал, обливаясь слезами: Чем превозноситься мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами.

Стр. 311 (8)

В такое глубокое смирение приведен был преподобный глубоким самовоззрением, которое доставлено было ему его умным деланием. В себе он увидел падение человека и его общение с демонами. Это духовное видение его изображено с необыкновенною ясностью, верностью и подробностью в его беседах.

Авва Сисой сказал авве Ору: дай мне наставление. Авва Ор спросил его: имеешь ли ты доверенность ко мне? Авва Сисой отвечал: имею. Тогда авва Ор сказал ему: иди, исполни то, что видишь во мне. Что же я должен видеть в тебе, отец? спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: я почитаю себя худшим всех людей.

Стр. 315 (5).

Пимен Великий говорил братии своей: Уверяю вас: куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня.

Стр. 329 (21).

Сказал авва Павел Скитский: Вижу себя утопшим в грязи по выю и плачу пред Иисусом моим, говоря: помилуй меня.

Стр. 347(3).

Он сказал: Великие и чудные отцы наши были пастырями многих, а я, страстный, не могу быть пастырем и одной овцы – самого себя, но всегда снедают меня звери. (Авва Стратигий).

Стр. 356 (6).

Однажды диакон патриарха начал укорять его пред всем клиром. Блаженный поклонился ему, сказав: Прости меня, господин мой и брат. (Патр. Александр).

Стр. 73 (2)

Авва Даниил поведал: В Вавилоне дочь одного из идолопоклонников имела в себе беса. Отцу ее был знаком некоторый монах. Этот монах говорил ему: никто не возможет исцелить дочери твоей кроме известных мне отшельников; но и те, если будешь просить их, не захотят сделать этого по смирению. Вот так поступим: когда они придут на торг, то представимся, что хотим купить у них рукоделие их. Когда они придут в дом для получения денег за купленные у них вещи, то скажем, чтоб они сотворили молитву, и я верую, что исцелеет дочь твоя. Они пошли на торг; там ученик некоторого старца сидел и продавал корзины. Они пригласили его с корзинами в дом, чтоб там отдать ему деньги за них. Когда монах вступил в дом, беснующаяся выбежала ему навстречу и ударила его по щеке. Он обратил ей другую щеку по заповеди. Демон ощутил муку и возопил: о беда! заповедь Иисуса Христа изгоняет меня! Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам. Они прославили Бога, сказав: обычно гордыне диавола падать пред смирением заповеди Христовой.

Стр. 92 (8).

Однажды авва Иоанн сидел у церкви. Братия окружили его и вопрошали о своих помыслах. Увидел это один из старцев и, побежденный завистью, сказал ему: Иоанн! Чаша твоя преисполнена чарования. Иоанн отвечал: точно так, авва! И ты сказал это, видя одно внешнее: что сказал бы ты, если б увидел внутреннее?

Стр. 289 (17).

Некоторый из отцов сказал об авве Иоанне: кто подобен Иоанну, который смирением своим повесил весь Скит на малом персте своем.

Стр. 292 (29).

Однажды авва Иоанн сидел в Скиту. Братия, обступив его, вопрошали его о помыслах своих. Увидел это один из старцев и, побежденный завистию, сказал ему: Иоанн! ты подобен блуднице, которая украшает себя и умножает число любовников своих; Иоанн обнял его и сказал: истину говоришь, отец мой.

Стр. 292 (30)

Пример о том, как смирение одних побеждало гнев и раздражение других и даже обращало язычников на путь спасения.

Были два монаха, родные братья по плоти и братья по духу. Против них кознодействовал лукавый дьявол с целью разлучить их друг от друга каким бы то ни было образом. Однажды к вечеру, по обычаю их, младший брат засветил лампаду и поставил ее на подсвечник. По злонамеренному действию демона упал подсвечник, и лампада погасла. Лукавый диавол устраивал этим повод к ссоре между ними: старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговаривал своего родного брата так: успокойся, владыко мой: я снова засвечу лампаду. По той причине, что он не отвечал гневными словами, лукавый дух, будучи посрамлен, тотчас отступил от них. В ту же ночь дух этот отправился к князю демонов и известил его, что «он ничего не мог сделать этим монахам по причине смирения того монаха, который поклонился в ноги брату и просил у него прощения. Бог, видя смирение его, излил на него благодать Свою, и я чувствую, что жестоко мучусь и терзаюсь, не успев разлучить их друг от друга». Все эти слова слышал жрец идольский, пребывавший в том месте. Страх Господень и любовь к Иисусу Христу объяли его. Он понял, что поклонение идолам есть великое обольщение для душ, оставил все, поспешно пришел в монастырь к святым Отцам и пересказал им, что злобные демоны говорили между собою. Наставленный учением святых Отцов вере в Господа Спасителя он принял святое крещение, а потом и монашество; при помощи и содействии благодати Божией соделался искуснейшим монахом: – столько преуспел в кротости и смирении, что все удивлялись его величайшему смирению. Он говорил, что смиренное настроение души уничтожает всю силу противников наших диаволов. Сам Господь наш Иисус Христос при посредстве смирения восторжествовал над диаволом и сокрушил силу его. К этому присовокуплял, что он часто слышал демонов, разговаривающих между собою. Между прочим они говорили: когда мы возбуждаем сердца человеческие к гневу, тогда, если кто из человеков выдержит терпеливо злословие и бесчестие и обратится к средствам, доставляющим мир, говоря: я согрешил,– тотчас чувствуем уничтожение всей нашей силы, и поступающих так осеняет благодать божественного всемогущества.

Стр. 454 (37).

Такое действие смирения против гнева, раздражения и злобы ощущают все иноки, проводящие внимательную жизнь по заповедям Евангелия и борющиеся со страстями своими. Но те, которые последуют влечению страстей своих, удовлетворяют требованиям их, не знакомы с блаженными опытами, доставляемыми последованием учению Евангелия: они ходят, то есть, проводят жительство во тьме нравственной, которая предшествует тьме адской, предъизображает ее и служит для нее залогом.

Пример о том, как Господь путем унижения и бесчестия смиряет помышления великих подвижников, допускающих горделивые мысли о своих добродетелях.

Некоторый старец пребывал в пустыне отшельником и помышлял сам в себе, что он совершен в добродетелях. Он молил Бога, говоря: покажи мне, в чем заключается совершенство души: и я исполню это. Богу благоугодно было смирить помышления его, почему и сказано было ему: поди к такому-то архимандриту и сделай все то, что бы он ни приказал тебе. Бог открыл и архимандриту о пришествии к нему отшельника прежде, нежели тот пришел, причем повелел: вот! Такой-то отшельник придет к тебе: скажи ему, чтоб он взял плеть и пошел пасти свиней твоих.

Пришел отшельник в монастырь, постучался во врата; его ввели к архимандриту. Приветствовав друг друга, они сели. И сказал отшельник архимандриту: скажи, что мне сделать, чтоб спастись? Архимандрит спросил: исполнишь ли то, что б я тебе ни приказал? Отшельник отвечал: исполню. На это архимандрит сказал: возьми длинную плеть,– поди, паси свиней. Отшельник немедленно исполнил это. Знавшие его прежде и слышавшие о нем, когда увидели, что он пасет свиней, говорили между собою: видели ли вы великого отшельника, о котором шла такая молва? он сошел с ума! он взбесился! он пасет свиней! Бог, видя его смирение и что он терпеливо перенес бесчестие человеческое, повелел ему снова возвратиться в свое место.

Стр. 513 (129).

Пример о том, как смирение старцев изгоняло демонов из беснующихся.

Человек, мучимый бесом и точивший во множестве пену от действия жившего в нем демона, ударил по щеке старца-отшельника; старец подставил ему другую щеку. Демон, не вынесши действия смирения, тотчас вышел из беснующегося.

Стр. 514 (130).

Однажды к некоторому старцу в Фиваиде пришли посетители; они имели с собою беснующегося, которого привели с тем, чтоб старец исцелил его. Долго упрашивали они старца, и он сказал демону: выйди из создания Божия. Демон отвечал: выйду, но прежде дай ответ на мой вопрос: кто – козлища, и кто – агнцы. Старец отвечал: козлища – такие, как я, а кто – овцы, о том знает Бог. Демон, услышав это, воскликнул громким голосом: выхожу по причине твоего смирения! и вышел немедленно.

Стр. 514 (133).

Некоторый старец Скита пришел в Теренуф и тут остановился для отдыха. Братия, видя, что он изможден постным подвигом, поднесли ему немного вина. Другие, узнав о пришествии его, привели к нему человека, одержимого бесом. Демон начал злословить старца, крича: к этому винопийце привели вы меня! Старец по смирению своему не хотел изгнать беса, но по причине произнесенного злословия сказал демону: верую Христу моему, что ты выйдешь прежде, нежели я окончу питие этой чаши. Старец начал пить, а демон закричал: опаляешь меня! и прежде нежели старец кончил чашу, демон вышел из бесноватого по благодати Христовой.

Стр. 525 (157).

Пример о том, что смысл Священного Писания открывается только смиренным.

Поведали о некотором старце, который провел семьдесят недель в посте, употребляя пищу однажды в неделю. Он просил у Бога, чтоб открыто было ему значение некоторого изречения в Священном Писании, но Бог не открывал ему. Видя это, старец сказал сам в себе: вот! я подъял не малый труд и ничего не успел: пойду же к брату моему и спрошу у него. Когда он вышел из келлии и запер за собою дверь, послан был к нему от Господа Ангел, который сказал ему: семьдесят недель, проведенные тобою в посте, не приблизили тебя к Богу: теперь же, когда ты смирился и вознамерился идти для вопроса к брату твоему, я послан к тебе истолковать значение изречения. Исполнив это, Ангел отступил от него.

Стр. 515 (137).

Пример о том, что глубокое смирение и незлобие старцев приводило в изумление даже древних философов.

Некоторые философы захотели однажды испытать монахов. Увидев монаха в мантии и хорошо одетого, они сказали ему: ты! поди сюда. Монах оскорбился грубым призывом и отвечал им жестоко. Потом случилось проходить мимо их старцу-монаху, мужу великому, из простолюдинов. Они сказали ему: ты, монах, злой старец, поди сюда. Он подбежал к ним. Тотчас философы встали, поклонились ему и сказали: ты – истинный монах. Они посадили его посреди себя и сказали: что делаете вы более нас в этой пустыне? Вы поститесь, и мы постимся; вы обуздываете тело ваше подвигами, и мы обуздываем; что ни делаете вы, мы все то делаем; следовательно: что делаете вы, живя в пустыне, лишнего в сравнении с нами? Старец отвечал: мы пребываем в уповании на благодать Божию и храним наш ум. Они сказали: мы этого не можем. И отпустили его, назиданные его словом.

Стр. 519 (143).

Пример о том, как смирение и терпение некоторых учеников исцеляло от раздражения и малодушия их старцев.

Некоторый старец имел весьма искусного ученика. Однажды, огорчившись на ученика, он выгнал его вон из келлии. Ученик, вышедши из келлии, сел у дверей ее в ожидании. Старец отворил дверь, увидел ученика и начал просить у него прощения, говоря: ты – отец мой! твоим смирением и терпением побеждено мое малодушие; войди в келлию и отселе будь моим старцем и отцом, а я буду новоначальным и учеником твоим, потому что дела твои выше моей старости.

Стр. 520 (144).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle