митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

СОРАЗМЕРНОСТЬ ДУХОВНО-ТЕЛЕСНЫХ СИЛ В ПОДВИГАХ БЛАГОЧЕСТИЯ

Должен ли духовный и телесный подвиг человека быть благовременным и соразмерным с его духовными и телесными силами и почему?

Всякий подвиг должен быть благовременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение краткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжение краткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно. (Авва Евагрий).

Стр. 113 (6).

Бдения совершай с рассуждением, не отказывая телу в необходимом покое, разумно и со смирением совершай благочестивый подвиг, чтоб от излишнего бдения не помрачилась душа и не оставила вовсе поприща. Достаточно употреблять половину ночи для бдения и половину для успокоения тела. (Авва Исаия).

Стр. 168 (154).

Почему необходимо при немощи тела соразмерять силе его свое молитвенное правило и пост?

Если тело твое немощно, то соразмерь силе его правило и пост твой, чтоб не впасть в болезнь, по причине которой будешь искать себе подкрепления, и отяготишь братию служением тебе.

Стр. 375 (25).

От кого бывает взятие подвигов выше сил своих?

Опять сказал: все что выше сил (меры) – от бесов. (Авва Пимен Великий).

Стр. 334 (44).

Должно ли слушать демонов, которые склоняют сердце к подвигу, превышающему твои силы?

Если демоны будут склонять сердце твое к подвигу, превышающему силы твои, то не послушай их. Они разгорячают человека на всякое дело, которого он не может исполнить, – и он впадает в руки их; они радуются, обманув и уловив его. (Авва Исаия).

Стр. 168 (152).

Полезно ли предоставлять подвизающимся в благочестии некоторые послабления в духовных подвигах?

Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: вложи стрелу в лук твой и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: еще натяни. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: натяни еще более. Охотник отвечал: если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил свое согласие и пошел от старца с большою пользою, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келлиям. (Антоний Великий).

Стр. 38 (196).

Повесть необыкновенной важности! Все подвиги, предпринятые несоответственно силам, оставляются. Так вредно впечатление, производимое несоразмерным, оставленным подвигом, что подвижники, оставивши неумеренный подвиг, оставляют всякий подвиг и переходят к нерадивой жизни, к душевному расстройству. «Безмерному деланию, – говорит святой Исаак Сирский, – последует уныние, унынию – исступление», т. е. расстройство! Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды – это называется утешением; когда в великий праздник все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велием, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более спокойную, нежели какую носят вообще братия, – это называется утешением. Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии, шутках и смехе, воспрещенных заповедями Господа и преданием Апостольским. Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес твоих оправдишися, и от словес твоих осудишися. Горе вам, смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете. Всяко слово и гнило да не исходит из уст ваших: но еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим. Ниже да именуется в вас сквернословие и буесловие, или кощуны (смехословие, шутки), яже не подобная. Плач – жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его – в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях.

Пример о том, как опасно для души возлагать на себя преждевременно исполнение возвышенных добродетелей и что для исполнения тех или иных духовных подвигов необходимо сообразоваться с своими силами и способностями.

Три благочестивые, внимающие своему спасению мужа приняли монашество. Один избрал в делание себе – примирять ссорящихся, другой – посещать больных, третий – ушел на безмолвие в пустыню. Первый, заботясь прекращать распри между человеками, не мог примирить всех тех, которых примирял. Побежденный унынием, он пришел к тому, который в свою добродетель избрал служение больным, но и того нашел также малодушествующим, признавшим, что исполнение принятой им добродетели превышает его силы. Сговорившись между собою, они пошли повидаться с третьим товарищем своим, удалившимся в пустыню. Пришедши, они поведали ему о смущении своем и просили сказать, что ему доставлено пустынножительством. Помолчав немного, он налил в лохань воды и сказал им: поглядитесь в воду. Она была возмущена. По прошествии некоторого времени он опять сказал им: теперь поглядитесь в воду, потому что она устоялась. Взглянув в воду, они увидели в ней лица свои, как в зеркале. Тогда он сказал им: подобное этому совершается с человеком: когда он находится посреди человеков, – не может видеть грехов своих по причине возмущающего его непрестанного развлечения, Когда он удалился в уединение, особливо в уединение пустыни, тогда усматривает свои согрешения.

Стр. 472 (68).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle