митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

СТРАСТИ

Какие страсти являются главными ветвями зла и каковы по­добны им?

Страсти: блуд, похотение греховное, сребролюбие, уныние, злоре­чие, гнев, ненависть, тщеславие и гордость. Это – главные ветви зла. (Авва Исаия)

Стр. 208 (444).

Подобны им: невоздержание, украшение тела, плотская и суетная многопопечительность, леность, смехословие и шутки, оставление скромности, стремление к роскошной жизни, попрание совести, забвение суда Божия, зависть к ближнему, оболгание братий, человекоугодие, лжесвидетельство, лжеименный разум, расположение к учительству, расположение к приобретениям вещественным по обычаю мирян, малодушие, нетерпеливость, злоба на ближнего, оставление самоукорения, любовь к славе человеческой и хладность к славе Божией, объявление своего подвига для внушения человекам высокого мнения о себе, расположение к изысканным и многим брашнам, удовлетворение плотским страстям в сердце мечтанием греха, отвержение невменяемости, тщеславное мнение о своем разуме, любопрение, упорное последование своей воле, признание себя мудрым и добрым, признание брата недостаточным по уму, по добродетели, уничижение его. (Авва Исаия).

Стр. 208 (445).

Что служит основанием всех страстей?

Основание всех добродетелей – смиренномудрие, основание всех страстей – чревообъядение. (Авва Исаия).

Стр. 203 (409).

Что служит венцом страстей?

Венец страстей – оправдание грехов своих. (Авва Исаия).

Стр. 203 (410).

От чего рождаются страсти?

Страсти рождаются от нерадения. (Авва Исаия).

Стр. 201 (384).

От многих попечений и рассеянности зарождаются страсти. (Авва Исаия).

Стр. 201 (389).

Чем являются страсти по отношению к душе человека?

Страсти суть недуги души, ее язвы и струпы, отлучающие ее от Бога. Блажен тот, кто очистился от них. Он, как словесная овца, будет вознесен на жертвенник Божий и услышит глас Господа, преподающий вечную радость: добре, рабе благий и верный, о мале был ecu верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего. (Авва Исаия).

Стр. 207 (442).

Каких трех страстей, лишающих душу преуспеяния, должно избегать?

Опять сказал: Приложи все старание, чтоб избежать следующих трех страстей, низвергающих душу: любления прибытка и стяжания, любления чести от человеков и любления телесного покоя. Если они победят душу, то лишат ее преуспеяния. (Авва Исаия).

Стр. 147(71).

К какому печальному концу приводят душу человеческую страсти, если попущена им будет свобода?

Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец объемлют ее, овладевают ею и отлучают ее от Бога. Это – те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа. Эти страсти убил на кресте Господь наш Иисус Христос. Это – те ветхие мехи, в которые не вливается вино новое. Это – те пелены, которыми обвязан был Лазарь. Это – бесы, посланные Христом в стадо свиней. Это – ветхий человек, которого повелевает Апостол христианину совлечь с себя. Это – волчцы и терния, которые начала извергать земля Адаму после того, как он был низвергнут из рая. (Авва Исаия).

Стр. 208 (446).

Может ли малая страсть разрушить все здание добродетели?

Екклезиаст, научая нас, что малейшая страсть может разрушить все здание добродетелей, говорит: мухи умершия изгоняют елея сладость. И пророк Иезекииль говорит: аще совратится праведник от правды своея и сотворит неправду, вся правды его не помянутся. Мал квас все смешение квасит, сказал Апостол. (Авва Исаия).

Стр. 233 (569).

Может ли быть обителью Бога человек, не оставивший страсти?

Господь сказал о присных Своих, что Он взял их из мира. У какого мира отъял Он их? от мира, т. е. из жительства суетного и греховного. Каждый, желающий быть учеником Иисуса, да бежит от страстей. Не оставивший их не может быть обителью Бога, не допустится к вкушению сладости Божественной. (Авва Исаия).

Стр. 212 (459).

Может ли человек избавиться от насилия страстей, воздержаться от грехов и осуждения ближних, если воспоминание о содеянных грехах не возобладает неоскудно сердцем и не отвратит взоров ума от всего, принадлежагцего миру?

Если воспоминание о содеянных грехах не возобладает неоскудно сердцем и не отвратит взоров ума от всего, принадлежащего миру, то человек не возможет избавиться от насилия усвоенных им страстей, не возможет воздержаться от грехов, к которым привык, не возможет отвлечь помысл свой от осуждения созданий Божиих. (Авва Исаия).

Стр. 220 (514).

Может ли человек, не оставивший суетные попечения мира, возложить на себя подвиг, которым отсекаются страсти?

Невозможно возложить на себя подвига, которым отсекаются страсти, если не оставятся суетные попечения мира. Ум умерщвляется в отношении к вечной жизни, доколе душа предается попечениям и делам мира; в это время страсти, сокровенно обитающие в душе, развиваются и усиливаются свободно. Если душа окажет повиновение учению Господа Иисуса, повелевающего отсечь все греховные и плотские хотения, то она возненавидит все дела по началам мира, тогда ум восстает с земли и от сна, пребывает в состоянии бодрствования и крепости, извергая из своего дому все страсти, внимая неоскудно душе и охраняя ее, чтоб она не возвращалась вспять, в объятия врагов своих. (Авва Исаия).

Стр. 226 (548).

Что мы должны сделать, чтоб достигнуть младенческого состояния в отношении к злобе?

Постараемся исторгнуть и извергнуть из сердца нашего страсти, чтоб соделаться младенцами в отношении к злобе, по завещанию Евангелия. Приложившие старание об уничтожении в себе страстей достигли святого, великого возраста. (Авва Исаия).

Стр. 228 (556).

Чем укрощаются страсти?

Воздержание чрева укрощает страсти, удобно возжигает их прихотливое употребление пищи. (Авва Исаия).

Стр. 202 (398).

Чем искореняются и изгоняются страсти?

Страсти искореняются и изгоняются непрестанным поучением о Боге: это тот меч, который убивает их. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 252 (12).

Желающий увидеть Господа внутри себя старается очистить сердце свое непрестанным памятованием Бога (памятью Божиею), таким образом он умом своим, по причине светлости очей его, будет непрестанно видеть Господа. Что приключается рыбе, вынутой из воды, то приключается и уму, оставившему памятование Бога и блуждающему в воспоминаниях мира сего. Насколько человек удаляется от сообращения с человеками, настолько сподобляется свободного доступа к Богу в уме своем. Насколько он отсекает от себя утешение мира сего, настолько сподобляется радости Божией во Святом Духе. Рыбы умирают от недостатка воды, так умирают в сердце инока духовные движения, рождающиеся от Бога, когда инок часто живет и обращается с мирянами. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 252 (13).

Страшен бесам, возлюблен Богу и Ангелам Его тот, кто с горячею ревностью днем и ночью взывает Бога в сердце своем и искореняет из него прилоги, посеваемые врагом. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 252 (14).

Седящие во тьме! возвысьте главы ваши, да просветятся лица ваши светом. Изыдите из области страстей мира сего, и изыдет во сретение вам Свет, от Отца исходящий, и повелит служителям таинств Своих разрешить узы ваши, чтоб вы могли шествовать по стопам Его и Отцу. Горе нам! чем мы связаны! от Кого отделены! отделены так, что не можем видеть славы Его! О, когда бы расторглись узы наши! о, когда бы мы взыскали и обрели Бога нашего. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 254 (20).

Плачем изгоняются все страсти. (Авва Исаия).

Стр. 202 (394).

Что необходимо делать человеку, когда страсти возмущают его душу?

Брат спросил авву Пимена: что делать мне со страстями моими, возмущающими меня? Старец сказал: будем всеусильно плакать пред благостию Божиею, доколе она не сотворит милость с нами.

Стр. 330 (24).

Брат спросил авву Пимена: что мне делать со смущениями, возмущающими меня? Старец сказал ему: будем плакать всеусильно пред благостию Божиею, доколе Бог не сотворит милость с нами.

Стр. 332 (33).

Что необходимо делать, чтобы страсти удалились от человека?

Брат спросил авву Сисоя: отчего не отступают от меня страсти? Старец отвечал: залоги их находятся в тебе; выдай им залоги их, и они удалятся.

Стр. 350 (2).

Залоги страстей суть причины их. Так причина действия страсти блудной – угождение плоти, осуждение ближних. Преставший угождать плоти и осуждать ближних стяжавает силу побеждать блудную страсть.

В какое время лучше искоренять восстающие в вас страсти?

Авва Иосиф спросил авву Сисоя: в какое пространство времени человек может искоренить свои страсти? Старец сказал: ты хочешь знать о времени (о годах)? да, отвечал Иосиф. Старец сказал ему: в то время, в которое восстанет какая-либо страсть, искореняй ее.

Стр. 352 (10).

Какие характерные признаки того, когда страсти умерщвлены окончательно и когда только связаны помышлениями?

Поведали о некотором старце, что он провел пятьдесят лет в великом воздержании, не употребляя вовсе хлеба и употребляя воду в самом умеренном количестве. Этот старец говорил: я умертвил в себе страсть блуда, сребролюбия и тщеславия. Услышав, что старец говорит это, авва Авраам пришел к нему и спросил его: говорил ли ты то и то? старец отвечал: говорил. Авва Авраам сказал на это: вот, ты входишь в хижину твою и находишь на постеле твоей женщину: можешь ли ты не подумать, что это – женщина? Нет! Но я борюсь с помыслом, чтоб не прикоснуться к ней. Авраам: значит, ты не умертвил страсти блудной; она жива в тебе, но связана. Опять: положим, ты идешь по пути, видишь камни и обломки каменных сосудов, а посреди их золото. Может ли ум твой обойтись без всякой мысли о золоте? Старец: нет! но я борюсь с помыслом, чтоб мне не взять золота. Авраам: значит, страсть жива, но связана. Опять: если придут к тебе два брата, из которых один любит тебя и превозносит похвалами, а другой ненавидит и злословит, – примешь ли их с одинаковым сердечным чувством? Старец: нет! но буду бороться с помыслом моим и стараться делать добро ненавидящему меня наравне с любящим меня. Авраам: следовательно, страсти живы, но связаны святыми помышлениями.

Стр. 67(4).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle