митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ТЕЛО

Должно ли заботиться о своем теле?

Позаботься о своем теле, как о храме Божием. Позаботься о нем! оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты с своим телом. Сколько заботишься о уврачевании тела, когда оно заболит: столько позаботься о том, чтоб приготовить его к воскресению очищением от всех страстей. (Авва Исаия).

Стр. 192 (322).

Какой пример мы встречаем в жизни преподобного Иоанна Колова о том, что даже великим подвижникам необходимо заботиться о своем теле?

Приснопамятный и блаженный отец наш Иоанн Колов – прозвание это дано преподобному по малому росту его, и значит малый – послушания воспитанник, оставил мир в юном возрасте. С родным братом своим Даниилом он удалился в Скит, где оба приняли монашество. Они поместились на жительство в одной келии и подвизались в посте и молитве. По прошествии некоторого времени Иоанн сказал брату своему Даниилу: я решился нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищи и пития, приготовленных на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения, подобно бесплотному ангелу. Сказав это, тотчас снял бывшую на нем одежду и нагой вышел из келлии в пустыню. В эту ночь случился сильный мороз. Не стерпев мороза, Иоанн возвратился в келлию к брату своему и начал стучаться в двери. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса; потом сотворил молитву и сказал: кто там стучится так настойчиво в мои двери? – Иоанн отвечал: это – я, брат твой Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе. Даниил отвечал: не прельщай меня, демон! уйди: я не отворю тебе. Как смеешь ты говорить, что ты – мой брат? разве не знаешь, что брат мой – ангел, что он небрежет о теле, что не нуждается в пище? Уйди от меня! Иоанн сотворил молитву и сказал: я – брат твой Иоанн! ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть. Когда он покаялся, то брат отворил дверь и принял его в келлию, при этом сказав ему: брат! на тебе плоть, для нее ты должен трудиться о пище и одежде.

Стр. 285 (1).

Может ли человек при излишней заботе о теле должным образом заботиться о духе?

Возлюбленные! приложим должное попечение о своем спасении: каждому из нас немного осталось жить на земле. Но не может человек приложить должного попечения о душе, если он печется излишне о теле. Когда разлучишься с телом, тогда будешь сожалеть, что заботился столько о том, что не приносит никакой пользы. (Авва Исаия).

Стр. 192 (315).

Увидит ли свет Божества тот, кто не презрит своего тела?

Если б Гедеон не сокрушил глиняных сосудов, то не увидел бы света светильников, которые были, скрыты в этих сосудах. Так и человек, если не презрит тела своего, то не увидит света Божества. (Авва Исаия).

Стр. 197 (351).

Полезно ли для юношей (иноков) оставлять тело свое в небрежении?

Оставляя тело свое в небрежении, остерегись, чтоб по поводу этого не вкралось в тебя тщеславие: юноше полезно небречь вполне о благообразии тела. (Авва Исаия).

Стр. 165 (135).

Кем делается тело человека, боящееся искушений, и может ли Дух Божий почивать в плодах его?

Тело, боящееся искушений, чтоб ему не подвергнуться утеснению и не лишиться своей жизни, делается другом греха. Посему Дух святой повелевает ему умереть, ведая, что оно, если не умрет, то не победит греха. Кто хочет, чтоб вселился в него Господь, тот понуждает тело свое служить Господу, трудиться в заповедях Духа, написанных у Апостола, и хранить душу свою от дел плотских, описанных Апостолом. Тело, растворенное (смешанное) со грехом, упокоивается в плотских делах, и Дух Божий не почивает в плодах его. Когда же тело немощствует, изнемогая от поста и смирения, тогда душа укрепляется духовно молитвою. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 267 (41).

Должно ли приучать себя не смотреть на чье-либо тело?

Приучи себя не смотреть на чье-либо тело, если же можно, то ниже на свое.

Стр. 443 (24).

Каково было телесное состояние святых Отцов от трудов постничества и различных браней?

Божественный Макарий от трудов постничества, от многих и различных браней имел измененным свое тело, которое походило на тень.

Стр. 311 (9).

Влияет ли тучность тела на духовное устроение человека?

Говорил авва Даниил: Чем тучнее тело, тем немощнее душа, а чем суше тело, тем сильнее душа. Также говорил: Чем более иссыхает тело, тем душа делается утонченнее, тем она делается пламеннее.

Стр. 106 (2).

Пресвитер Фиваидский Диоскор говорил монахам, находившимся под его руководством: подобает монаху вознестись превыше естественного закона, чтоб в нем не обреталось ниже малейшей плотской скверны. Он должен обуздывать плоть свою, не допуская излишества в пище. Он должен изсушить плоть свою. В противном случае она будет увлекать его вожделением своим. Монах отнюдь не должен иметь сладострастного вожделения. Он должен быть чужд ощущения мирских людей. Часто видим, что и миряне воздерживаются от пищи для здоровья телесного и по другим причинам: тем более монах должен озаботиться о доставлении духовного здравия уму и сердцу.

Стр. 91 (7).

Опасно ли для юных иноков открывать наготу своего тела и смотреть на обнаженное тело других?

Поведал авва Палладий: Однажды, при встретившейся нужде, авва Даниил пошел в Александрию, взяв и меня с собою. Когда мы входили в город, – встретил нас очень юный монах, выходивший из бани, в которой он мылся. Увидев его, старец очень вздохнул и сказал мне: очень жаль этого брата! похулено будет имя Божие из-за него! но пойдем за ним и увидим, где пребывает он. Мы пошли за ним. Старец отвел его в сторону и сказал ему: сын мой! ты молод и здоров телом, тебе не должно мыться в бане. Поверь мне, сын мой, что ты многих соблазняешь, не только мирских, но и монахов. Брат отвечал старцу: Аще бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был. Писание говорит: не осуждайте, да не осуждены будете. Тогда старец поклонился ему, сказав: прости меня, сын мой: я согрешил, как человек. Оставив его, мы пошли. Я сказал старцу: авва! Не точно ли болен брат, и в поступке его нет греха? Старец вздохнул и, прослезившись, сказал мне: брат, да удостоверит тебя в истине самое дело: я видел, что более пятидесяти бесов последуют ему и посыпают его смрадом; один мурин сидел у него на плечах и целовал его, а другой мурин, малого роста, шел пред ним, разжигая его и научая разврату. Многие бесы окружали его и радовались о нем, а святого Ангела не видел я ни близ его, ниже вдали, почему я заключаю, что этот брат исполнен некоторой бесовской деятельности. Свидетельствует о жительстве его изысканная одежда его и то, что он, будучи молод, так бесстыдно пребывает среди города, в который с осторожностию входят постники и отшельники и стараются скорее уйти из него. Если б он не был сластолюбив и миролюбив, то не входил бы нагой в баню и не смотрел бы бесстыдно на обнажение других. Святые Отцы наши Антоний Великий, Пахомий, Аммоний, Серапион и прочие заповедали, чтоб никто из иноков не обнажал тела своего иначе, как по причине великой болезни или нужды. Видим в житиях их, что при встретившейся надобности обнажиться, чтобы перейти через реку, когда не случалось лодки, они, не будучи видимы никем, стыдились сопутствовавшего им святого Ангела и сияющего на них солнца. Когда приводилось кому-либо из Отцов переправляться через реку, и с ним находился ученик его, то они не обнажали себя иначе, как разлучившись друг от друга на достаточное расстояние, при котором они не могли бы видеть наготу друг у друга. – Сказав мне это, старец замолчал. Мы возвратились в Скит. По прошествии немногих дней пришли в Скит некоторые братья из Александрии и поведали, что монах, прибывший из Константинополя и живший при храме святого Исидора, пойман на любодеянии с женою епарха; изувеченный прислугою, он был болен три дня и скончался. Событие это послужило в поругание и укоризну всем монахам. Услышав это, я заплакал и пошел к авве Даниилу. У него сидел тогда авва Исаак, Игумен скитский. Я поведал им о случившемся с монахом, которого, когда мы входили в город, старец увидел выходящим из бани, который отверг наставление старца. Старец, прослезившись, сказал: наказание гордым – падение их. Наедине пересказал я авве Исааку виденное старцем и то, что он при этом говорил мне. Все это, как достойное быть записанным, авва Исаак велел внести в книгу о знаменоносных Отцах, для пользы и назидания читающих.

Стр. 93 (10).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle