митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

1. Кем является в отношении к Богу человек, который следует воле падшего естества?

Служитель Божий должен иметь очи духовные, ими увидеть себя и познать, что последующий воле падшего естества есть враг Божий по произволению. (Авва Исаия).

Стр. 222(529)

2. Отвергают ли Христа те, кто следует плотской греховной воле падшего естества?

Апостол Павел в послании к Тимофею, сыну своему, говорит: аще с Ним, Господом Иисусом, умрохом, то с Ним и оживем; аще терпим, то с Ним и воцаримся. Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Кто же эти отвергающиеся Его, как не те, которые последуют плотской греховной воле падшего естества, и наносят укоризну святому Крещению? (Авва Исаия).

Стр. 207 (440) до слов «крещению».

3. Чем является воля человека между им и Богом и что происходит с человеком, когда он отвергает свою волю и когда содействует ей оправданием?

Авва Пимен сказал: Воля человека (пожелания его, самая сила желания, поврежденная падением) есть медная стена между им и Богом; она – камень, противобиющий (воле Божией). Если человек оставит волю свою, то этим он говорит деятельно: Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его. Но когда оправдание будет содействовать воле, тогда развращается (уклоняется с пути Божия) человек и погибает.

Стр. 336 (58).

4. Что показывает тот, кто отсекает свою волю пред ближним, и тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего?

Кто отсекает свою волю пред ближним, тот доказывает этим, что ум его – служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего. (Авва Исаия).

Стр. 202 (402)

5. Пример о том, что желающий найти себе старца по воле своей, желает следовать не воле старца, а своей и тем самым удаляет себя от духовного преуспеяния.

Брат сказал некоторому великому старцу: Авва! Мне бы хотелось найти старца по воле моей и жить с ним! Старец отвечал на это: хорошо желание твое, владыко мой! Брат, не поняв слов старца, подумал, что старец признал мнение его правильным и утвердил его. Старец, заметив это, сказал ему: так-то! Если найдешь старца, соответствующего воле твоей, то намереваешься жить с ним? значит, желаешь не того, чтоб тебе последовать воле старца твоего, но чтобы старец последовал воле твоей, и в этом надеешься найти преуспеяние. Тогда брат понял свою ошибку и, встав, пал в ноги старцу, принося покаяние и говоря: прости меня! я очень тщеславился, думая, что я хорошо сказал, между тем как ничего хорошего не было ни в словах моих, ни в мысли.

Стр. 505 (116)

6. Пример о том, как старцы старались отсекать свою волю даже в том случае, когда дело касалось и воздержания в пище.

Близ некоторого общежительного монастыря жил отшельник, совершавший многие добродетели. К нему пришли однажды некоторые монахи из общежития, почему он принужден был разделить с ними трапезу поранее, не в обычный час свой. По окончании трапезы братия сказали ему: ты несколько скорбишь, авва, что сегодня вкусил пищи не в обычный час твой? Он отвечал им: я прихожу в смущение тогда, когда поступаю по своей воле.

Стр. 469 (61)

7. Что должен сделать тот, кто в неведении сделает какое-либо дело противное воле Божией?

Если сделает кто какое дело, последуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, то ему должно, как поступившему неправильно в неведении, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но признает знающим себя, тот не возможет возвратиться на путь Божий.

Стр. 389 (79)

8. Возмогут ли избежать козней демонских, стяжать сердечное безмолвие и получить милость от Бога те, кто надеется на свою правду и следует воле своего падшего естества?

Надеющиеся на свою правду и последующие воле своего падшего естества не возмогут избежать козней демонских, не возмогут стяжать сердечного безмолвия, не возмогут усматривать окрадений, которым подвергаются, а по исшествии из тела затруднительно будет им получить милость от Бога. (Авва Исаия).

Стр. 137(17)

9. Каким жилищем делается тот, кто утверждается на своем разуме и следует своей воле?

Утверждающийся на своем разуме и последующий своей воле соделывается жилищем духа неприязни и непричастным того Духа, от Которого рождается сокрушение сердца. (Авва Исаия).

Стр. 184 (241)


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle