митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ДЕРЗОСТЬ

1. Позволительно ли допускать дерзость в своих действиях и поступках?

Не поступайте ни в каком случае дерзко. Самый наружный образ ваш да служит назиданием. В особенности же да служит назиданием ваше молчание и явное и в духе. (Авва Исаия).

Стр. 178 (204)

2. Что есть венец всех добродетелей?

Венец добродетелей – ЛЮБОВЬ.

Стр. 203 (410)

3. Какая добродетель превосходнейшая из добродетелей?

Авва Феодор говорил: превосходнейшая из добродетелей добродетель – никого не презирать.

Стр. 366 (4)

4. Какие две добродетели выше всех добродетелей?

Смиренномудрие и страх Божий выше всех добродетелей. (Преп. Иоанн Колов).

Стр. 288 (9)

5. Каких трех добродетелей требует Господь от каждого человека, получившего крещение?

Святый Григорий Богослов говорил: От каждого человека, получившего крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела.

Стр. 85 (11) от слов «Свят. Григорий...»

6. Какие четыре добродетели имеют свойство очищать душу?

Четыре добродетели имеют свойство очищать душу: молчание, хранение заповедей, устранение излишеств и смиренномудрие. (Авва Исаия) Стр. 185 (253)

7. Какие три добродетели постоянно охраняют ум человека и необходимы ему?

Три добродетели постоянно охраняют ум, постоянно необходимы ему: естественная ревность, мужество и отвержение лености. (Авва Исаия).

Стр. 185 (251)

8. В каких четырех добродетелях постоянно нуждается ум человеческий?

Ум постоянно нуждается в следующих четырех добродетелях: в повержении себя пред Богом неоскудною молитвою, в умерщвлении беспристрастием ко всякому человеку, в полном отвержении осуждения ближних, в стяжании глухоты к словам, которыми обольстительно говорят страсти. (Авва Исаия).

Стр. 185 (254)

9. Какие три добродетели служат признаком того, что ум человека достиг бессмертия?

Три добродетели, когда ум увидит их в себе, служат для него признаком, что он достиг бессмертия: рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях, благовременное предусмотрение и добра и зла, свобода от внешнего влияния. (Авва Исаия).

Стр. 185 (252)

10. Какими тремя добродетелями, трудно приобретаемыми, сохраняются все прочие добродетели?

Тремя добродетелями, трудно приобретаемыми, сохраняются все прочие: сокрушением сердца, плачем о грехах и непрестанным памятованием смерти, как бы уже представшей. (Авва Исаия).

Стр. 186 (259)

11. Какие четыре добродетели доставляют юности Божию помощь?

Четыре добродетели доставляют юности Божию помощь: непрестанное поучение, сердечное болезнование, бдение и невменяемость. (Авва Исаия).

Стр. 185 (255)

12. Какая от какой рождаются добродетели и что необходимо человеку для того, чтобы достигнуть высокой духовной почести (или стяжать эти добродетели)?

От безмолвия рождается подвижничество; от подвижничества – плач; от плача – страх Божий; от страха Божия – смирение; от смирения – духовное прозрение; от духовного прозрения или разума – любовь. Любовь же соделывает душу здравою и бесстрастною. Тогда познает человек, сколько удалился он от Бога. (Авва Исаия).

Стр. 205 (431)

Желающий достичь высокой духовной почести, то есть, стяжать вышеисчисленные добродетели, должен отказаться от пристрастных попечений о каком бы то ни было человеке, должен привести себя в настроение готовности умереть ежечасно, должен, приступая к молитве, каждый раз рассмотреть, что отлучает его от Бога, и устранить это из себя, должен возненавидеть земную жизнь. Тогда благость Божия не замедлит даровать ему желаемое им. (Авва Исаия).

Стр. 205 (432)

Будь убежден в том, что каждый человек, употребляющий пищу и питие нерассмотрительно и невоздержно, любящий что-либо мирское, никогда не получит высокой духовной почести, никогда не достигнет до нея: он лишь будет обольщать и обманывать себя пустою надеждою. (Авва Исаия).

Стр. 205 (433)

13. Чем сохраняются в целости добродетели?

Целомудрием сохраняются в целости добродетели. (Авва Исаия).

Стр. 219 (501)

14. Являются ли нашей собственностью все добродетели, совершаемые нами в Боге?

Все добродетели наши в Боге – отнюдь не наша собственность. Бог спасает нас; Он ниспосылает нам силу храниться от зла; Он покрывает нас промыслом Своим и подает нам возможность пребывать в нестяжании; Он дарует нам обращение к Нему, и когда обратимся к Нему, это бывает последствием действия Его на нас; Он внушает нам благодарить Его, и благодарим Его по дару Его; Он ниспосылает в нас благодать, действием которой возбуждается в нас благодарение Богу; Он защищает нас от врагов наших демонов, исторгает нас из рук и челюстей их. (Авва Исаия).

Стр. 217 (491)

15. Что должен делать человек, чтобы стяжать добродетели?

Опять брат вопросил старца: что должен делать человек, чтоб стяжать добродетели? Старец отвечал: если кто хочет научиться какому-либо художеству, тот оставляет всякое другое дело, внимает только одному этому художеству и пребывает при учителе своем, смиряясь и повинуясь со многим терпением: таким образом он научается художеству.

Так и инок, если не оставит попечений человеческих, не уничижит и не смирит себя так, чтоб никогда не думать о себе, что он лучше кого, или равен кому: то не может стяжать ни одной, ниже малейшей добродетели. Если же смирит себя во всяком деле, тогда добродетели приходят сами собою и бывают крепки.

Стр. 405 (172) от слов «Опять брат...»


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle