митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ДУХОВНОЕ БОДРСТВОВАНИЕ

1. В чем заключается духовное трезвение?

Встань на страже сердца твоего, внимая чувствам твоим, и, если будет в мирном настроении твоем действовать память Божия, то усмотришь разбойников, окрадывающих тебя. Только тот, кто наблюдает за своими помыслами, может познавать покушающихся войти в него и осквернить его. (Авва Исаия).

Стр. 195 (339)

Заботясь с пламенною ревностью о исполнении заповедей Божиих, приметишь и смущающих тебя, и те начала, на основании которых они смущают. Они смущают ум, чтоб привести его в рассеянность и праздность. (Авва Исаия).

Стр.195 (340)

Познавшие коварство демонов несмущенно пребывают в том месте, которое даровано им Богом для совершения иноческого подвига, благодаря Бога за дар Его. (Авва Исаия).

Стр.195 (341)

2. Какими признаками характеризуется духовное бодрствование?

Кто бодрствует, стараясь не увлекаться пленением, тот любит непрестанно повергать себя пред Богом в сокрушении сердца. (Авва Исаия).

Стр.184 (238)

3. Почему необходимо бодрствовать над собою?

Непрестанно бодрствуй над собою, чтоб не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приближился конец их, и некому помочь им, нет им надежды спасения. (Авва Антоний).

Стр. 29 (135)

Еще сказал: Лукавство человеков (т.е. бесов) сзади их сокрыто: по этой причине нужно сердечное трезвение. (Авва Пимен Великий).

Стр. 332 (35)

4. Какая польза человеку от духовного трезвения?

Будем бодрствовать! Установим благое трезвение в храме духа нашего! Если будешь иметь трезвение – благоустроишь дух твой. Имеющий трезвение соделался уже храмом Божиим. Блажен бдящий при вратах мудрости! Против трезвящегося и бодрствующего не имеют никакой силы страсти. Если даже он падет по злохитрости искусителя, то его немедленно подымут трезвение и бодрствование его. Напротив того, невнимательный и ленивый, не пребывающий бодренно в служении Богу, если падет, увлеченный искушением диавола, – не видит даже совершаемого им греха: сердце его ожесточенно; оно подобно камню; оно подобно объезженному и обузданному коню, на которого непрестанно садятся разные всадники, которым он не может противиться. (Антоний Великий).

Стр. 15 (32)

Стяжите трезвение, чтоб каждое столкновение с врагом не низлагало вас. (Антоний Великий).

Стр. 19 (33)

Старайтесь сохранять трезвение, не оставляйте его, чтоб не подвергнуться преобладанию врагов. Доколе пребывает в человеке душевное делание – трезвение и попечение о богоугождении, дотоле оно предохраняет его от преткновений и падений, восставляет из них, – и сотделывается этот человек местом упокоения Святому Духу, совершает путь свой благополучно, удостаивается в мире достигнуть страны упокоения святых и услышать славный и сладостный глас: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. (Антоний Великий).

Стр. 19 (34)

Брат сказал авве Кронию: скажи мне назидательное слово. Авва отвечал ему: когда Елисей пришел к Сомавитянке, то нашел ее чуждою сношений с кем-либо; по пришествии же пророка она зачала и родила сына. Брат спросил: какое значение имеют эти слова. Старец отвечал: когда душа пребывает в трезвении, хранит себя от вражеского искушения и не исполняет своих похотений, тогда приходит к ней Дух Божий, – и она, быв бесплодною в своем одиночестве, получает способность зачать и родить.

Стр. 305 (4)

5. Спасается ли тот, кто имеет сердечное трезвение?

Сказал авва Памво: Если будешь иметь сердечное трезвение, то возможешь спастись.

Стр. 347 (2)

6. Возможно ли человеку преуспеть в какой-либо добродетели без строжайшей бдительности над собою?

Авва Агафон во всех отношениях строго наблюдал за собою и охранял себя. Он говаривал: без строжайшей бдительности над собою человеку невозможно преуспеть ни в какой добродетели.

Стр. 61 (26)

7. Может ли внутреннее трезвение охранять внешнего человека?

Если наш внутренний человек трезвится, то это трезвение может охранять и внешнего человека. Если же мы не имеем внутреннего трезвения (умной молитвы), то постараемся всеусильно наблюдать за языком нашим.

Стр. 392 (95)

8. В чем проводит свое время трезвенный инок?

Говорил авва Иперхий: Трезвенный инок проводит ночь и день прилежа молитвам, принуждая сердце проливать слезы и призывать милость с неба.

Стр. 281 (1)

9. Пример о том, как великие подвижники имели всегдашнее духовное трезвение, проверяя свой ум, чем он был занят?

Некоторый старец-подвижник жил в пещере и имел такое трезвение, что всегда, на всяком месте даже вне келлии, часто поверял ум свой, говоря: что, где мы? Если находил он ум свой в славословии Бога и молитве, то говорил: хорошо, хорошо. Если находил его занимающимся каким-либо посторонним предметом, то укорял, говоря: возвратись немедленно на дело свое. И следующее всегда говаривал себе этот старец: близок час отшествия моего, но еще не вижу в себе ничего доброго.

Стр. 435 (17)

Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. В это время раздался голос петуха, и спросил авву Пимена авва Исаак: авва! Здесь есть петухи? Пимен отвечал ему: Исаак! Зачем ты принуждаешь меня говорить об этом? Ты и подобные тебе слышат петухов, а тому, кто трезвится, нет дела до них.

Стр. 321 (12)

Таково свойство умного делания: им постепенно усиливается трезвение, и самовоззрение, наконец, достигает такой степени, что делатель теряет сочувствие ко всему вещественному, окружающему его. Он, слыша, не слышит, и видя, не видит того, что делается вокруг его.

Авва Исаия поведал о авве Серапионе следующее: Некоторый старец спросил его: окажи любовь, скажи мне, каким видишь ты себя? Авва Серапион отвечал: вижу себя подобным стоящему на сторожевой башне, осматривающему окружающую его местность и подающему знак рукою тем, которые приближаются к нему, чтоб они не подходили. На это сказал ему старец, спрашивавший его: а я как бы обнес вокруг себя твердую ограду с железными затворами, чтоб даже не услышать прихода того, кто придет ко мне и станет стучаться, чтоб не узнать – кто он, откуда пришел, что ему надо. Таким образом, я не отворяю ему, и он уходит.

Стр. 150 (84)


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle