митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ДУХОВНОЕ РАССУЖДЕНИЕ

1. Какое значение имеет духовное рассуждение в деле спасения?

Некоторые измождили тела свои постом и прочими телесными подвигами, но пребывали далекими (устраненными) от Бога, потому что не имели духовного разума. (Антоний Великий).

Стр. (105)

2. Почему, кроме добродетелей поста, труда, бдения и милосердия, для преуспеяния в духовной жизни необходимо еще и рассуждение?

Некоторый брат спросил старца: как обрести мне Бога? постом ли, или трудами, или бдениями, или милосердием? Старец отвечал: исчисленными тобою добродетелями и рассуждением. Истинно говорю тебе: многие удручили подвигами плоть свою, но, сделав это без рассуждения, отошли из здешней жизни без всякого плода, без всякого приобретения. Наши уста смердят от поста, все Писание мы знаем наизусть; песнопения Давида столько усвоили мы себе, что они сделались как бы нашим произведением, но не имеем того, что Бог требует от нас – смирения.

Стр. 390 (88).

3. Удаляет ли духовное рассуждение страсти от человека?

Духовное рассуждение, рассматривая правильно все страсти, устраняет их от человека. (Авва Исаия).

Стр. 205 (430)

4. Возможно ли стяжать духовное рассуждение вне безмолвия?

Невозможно стяжать духовного рассуждения, не возделав его на ниве его. Эта нива – безмолвие. (Авва Исаия).

Стр. 205 (430)

5. Основывались ли действия святых отцов на духовном рассуждении?

Говорили о авве Агафоне, что все действия его истекли из духовного рассуждения. Так поступал он в отношении к рукоделию своему и в отношении к одежде своей. Не носил он одеяния, которое можно было бы назвать излишне хорошим, не излишне худым. Для продажи рукоделия он ходил сам в город, и с сохранением внутреннего безмолвия продавал рукоделие желавшим купить его. Цена решету была сто медниц, цена корзине – двести пятьдесят медниц. Покупателям он сказывал цену; деньги, которые они подавали ему, принимал молча, никогда не пересчитывая их. Он говорил: что полезного для меня в том, если буду препираться с ними и дам им повод к употреблению божбы, даже если б при этом я получил излишние деньги и раздал их братии? Бог не хочет от меня такой милостыни, Ему не благоугодно, чтоб примешивался грех в дело любви. На это братия сказали, а откуда будет покупаться хлеб для келлии? Он отвечал: какой хлеб для инока, безмолвствующего в келлии.

Стр. 57(11)

6. Какие примеры духовного рассуждения показали святые Отцы в своей жизни?

Однажды в Скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтоб подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились и сказали ему: как ты, меньший всех, осмелился принять услужение от пресвитера? Он отвечал: когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут ее, как получающий большую мзду: по этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему мзду. Как бы он не огорчился, если б никто не принял от него.

Стр. 295 (45)

Паисий, брат аввы Пимена, нашел небольшой сосуд с златницами. Он сказал старшему брату своему Ануву: ты знаешь, что слово аввы Пимена очень жестоко: пойдем, выстроим себе келлию в другом месте и будем безмолвствовать спокойно. Авва Анув отвечал ему: нам не на что выстроить келлию. Тогда Паисий открыл ему о своей находке. Эго очень опечалило Анува, который понял, что находка может быть причиною душевной погибели для Паисия. Однако он сказал: пойдем, выстроим келлию на той стороне реки. Авва Анув взял у Паисия сосуд с златницами и завил в куколь свой.

Когда они переправлялись через реку и были на средине ее, – авва Анув представился, что он запнулся и выронил сосуд с златницами в реку. Сделав это, он начал скорбеть, а авва Паисий утешал его, говоря: не скорби, авва, о златнице: пойдем опять к брату нашему. Они возвратились и жили вместе.

Стр. 320 (8)

Авва Пимен, авва Анув и прочие братия их, числом пять, сыны одной матери, приняли монашество в Скиту. На эту пустыню сделало нападение варварское племя Мазики; они разорили хижины монахов и умертвили многих из отцов. В числе убитых был и преподобный Моисей Мурин. Пимен и братия его спаслись бегством из Скита. Они пришли в место, называемое Ференуфь, и все семь остановились на время там в опустевшем идольском храме, с намерением обсудить избрание места для постоянного жительства. При этом авва Анув сказал авве Пимену: сделай милость, ты и братия, исполните мою просьбу: в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы. Авва Пимен отвечал: сделаем по желанию твоему. Они и поступили так. В храме стояла каменная статуя. Анув, вставая ежедневно рано утром, кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения. Так делал он в течение всей недели.

В субботу братия сошлись вместе, и сказал авва Пимен авве Ануву: видел я, авва, что ты в течение этой недели кидал каменьями в лице статуи, а потом покланялся ей и просил у нея прощения: верующий во Христа не должен кланяться идолу. Старец отвечал: сделал это я для вас. Когда, как вы видели, я кидал камнями в лицо статуи, произнесла ли она что? Рассердилась ли она? Авва Пимен отвечал: нет. Анув: опять, когда я просил у нее прощения, смутилась ли она? сказала ли: не прощаю? Авва Пимен отвечал: нет. На это сказал авва Анув: так и мы, семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, – будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом пред нею, не тщеславится и не надмевается. Если же вы не хотите вести себя таким образом, – вот! четверо врат у этого храма: пусть каждый идет, куда хочет, и выбирает место для жительства, какое хочет.

Братия пала ниц перед аввою Анувом, дали обещание поступать по его совету, и пребыли вместе в великом смирении и терпении многие годы с одной целью стремления к христианскому совершенству.

Стр. 321 (13)


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle