Источник

ХРИСТИАНСТВО

(см. также: Вера, Время, Спасение). В России – потому что христианской верой занимаются очень поверхностно и грубо – идут к познанию Христа семинарией и академией, которых Христос не установил, а очищение себя святыми подвигами, которое Христос установил и заповедал, оставили – пребывают вне истинных, живых понятий о вере Христовой.

Какое христианское образование найдем в России? В простом народе – наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, от чего родились расколы; недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном, к нему присоединяется небрежение к форме, странно соединенное с врожденным, усвоившимся, уродливым уважением к этой же самой форме. – Вы встречаете человека, образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющего расшаркаться, извернуться, быть ловким на балу, в дипломатическом салоне, имеющего обо всех предметах кое-какой свой, по большей части бестолковый, толк; Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм и, внезапно, рядом, возле философского скептицизма Европы, грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской: он ни за что не сядет тринадцатым за стол, чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, отплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. 402.

Мне черезвычайно приятно, что мы совпадаем с Алексеем Федоровичем Крузенштерном в одно понятие о действии религиозном на горцев. По моему мнению, Моздок в настоящее время есть единственный пункт, из которого можно действовать с успехом; может быть, впоследствии на правом фланге будет служить подобным пунктом резиденция командующего, но то впереди, прежде надо сделать то, что под руками, надо образовать и усилить то, что уже действует, будучи предоставлено само себе.

В Моздоке есть Апостол для горцев, не сравнимый ни с какими миссионерами, – чудотворная икона Божией Матери, к которой во множестве притекают даже магометане-горцы. При церкви, в которой пребывает икона, имеется 800 душ мужского пола осетин- христиан и 700 душ христиан-черкесов. Церковь, где икона, премаленькая и преветхая. Для построения новой собрано несколько тысяч рублей; если к ним прибавить от казны небольшую сумму, то можно выстроить прекрасную церковь, которая приведет осетин и черкесов в восторг. Надо учредить крестные ходы с иконой за Терек. Весьма бы хорошо учредить при церкви и иконе монастырь общежительный: монахи – наилучшие миссионеры; сверх того, в монастырь могли бы вступать в число братства осетины и черкесы, к чему они наклонны.

В Моздоке имеется духовное училище в беднейшем положении, его надо привести в порядок и надо дать ему возможность обучать черкесских и осетинских детей с целью приготовить из них причетников. Быв ныне в Моздоке, я велел взять в училище четырех мальчиков, и один умненький 15-летний юноша приехал ко мне в Ставрополь, чтобы приготовиться к принятию священства. При всех этих распоряжениях непрестанно является вопрос о средствах, потому что без них ничего не сделаешь, а их-то и нет. В здешней семинарии я предложил усилить преподавание осетинского языка; надо бы ввести и развить в семинарии преподавание и прочих местных языков и наречий, именно в видах церковной пользы края, а здесь хотели было уничтожить преподавание осетинского языка, развить же преподавание французского и немецкого, изволь видеть направление! Оно не без начальной причины и мысли и не без цели. 464.

Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. 503.

Изучающие христианство по букве и утратившие деятельное изучение его имеют одно учение для себя, а другое для других. 510.

Очевидно, что христианство – этот таинственный духовный дар человекам – удаляется неприметным образом для невнимающих своему спасению из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, т.к. милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись. 536.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle