Источник

ПОКАЯНИЕ (См. также ДЕЛАНИЕ, МОНАШЕСТВО, ПЛАЧ)

Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, – и врачество, подаваемое Им, всемогуще. I, 97.

Что значит покаяться? Значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои и уже более не возвращаться к ним. Таким образом многие грешники претворились в святых. I, 99.

Установитель покаяния – Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может возсоз- дать тебя, претворить твое сердце: соделать сердце Боголюбивое из сердца грехолюбивого. I, 99.

Покаемся не одними устами... Принесем вместе со слезами... и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую. I, 100.

Оттого окончательно гибнут христиане вечною смертию, что во все время жизни земной занимаются одним нарушением обетов крещения оттого, что не удостаивают ни малейшего внимания слово Божие, возвещающее им о покаянии. I, 01

Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать крещению во Христа; а после крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа. I, 101.

Когда человек сознает грехи свои, решится на искреннее покаяние и исправление: то решает Бог суд Свой с человеком следующим решением: аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, аще будут яко черв ленное, яко волну убелю. I, 103.

[Господь] ожидает твоего покаяния, и вместе предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или погибели твоих. I, 103.

Не устремись безрассудно, не рассмотрев тщательно риз твоих, в ветхом, смрадном рубище, на брак к Сыну Божию, на соединение с Ним. I, 105.

Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние. Ты восстенашь пред Богом, и будешь вопиять к Нему молитвою из бедственного состояния души, тебе внезапно открывшегося. I, 149.

Покаяние рождает молитву, и в сугубом количестве рождается от дщери своей. I, 149.

Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем. I, 202.

Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения. I, 204.

Желающий избавиться от живущих в нем грехов, плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи, плачем избегает от впадения в них. Это – путь покаяния. I, 191.

Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека. I, 228.

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целию молитвы. I, 233.

Покаяние, сокрушение духа, плач суть признаки правильности молитвенного подвига; отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. I, 233–234.

Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим: то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. I, 299–300.

Вечером, отходя ко сну рассмотри действия свои в течение мимо шедшего дня припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. I, 300.

«Воспоминание о смерти – дар Божий», сказали отцы: он дается исполнителю заповедей Христовых, чтобы усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения. I, 385.

Страшно – не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: не приидох, говорит Он, призвати праведныя, но грешныя на покаяние. I, 412.

Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим, и в врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей: следовательно спасение предоставлено всем, при обязанностях и служениях посреди мира, не противных закону Божию. I, 467.

Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтоб принять Евангелие, надо в него уверовать. I, 497.

Верующий во Христа, если и умрет смертию греховною, то опять оживет покаянием. I, 506.

Без покаяния невозможно ни признать Искупителя, ни пребывать в исповедании Искупителя. Покаяние есть сознание своего падения, содоелавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Искупителе. Искупителем всесовершенным и всесвятым заменяется падший человек, исповедующий Искупителя. I, 508–509.

Посмотри на душу твою брат!.. Не вернее ли для нее плакать на земле, в этой юдоли горестей... нежели сочинять для себя безвременные... пагубные наслаждения! I, 537.

Если же по небрежению и рассеянности впустишь в себя грех то благодать отступит от тебя, оставит тебя одиноким, обнаженным. Тогда скорбь сурово наступит на тебя, сотрет тебя печалью, унынием, отчаянием, как содержащего дар Божий без должного благоговения к дару. Поспеши искренним и решительным покаянием возвратить сердцу чистоту, а чистотою дар терпения: потому что он, как дар Духа Святого, почивает в одних чистых. I, 550.

Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые, в удалении от знакомства вне и внутри монастыря, возделали себя чтением Писания и святых отцов, при вере и молитве... Где не было этого возделывания, там – бесплодие. I ,564.

Я – грешник: жажду покаяния. 1, 568.

Чтоб последовало к нам благоволение Божие, нужно пред- очищение себя покаянием. В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин сперва в страх Божий, потом в Божественную любовь. II, 74.

Сознанием грехов моих, раскаянием в них, исповеданием их, сожалением о них повергаю все бесчисленное их множество в пучину милосердия Божия. II, 119.

Не наследовал я покаяния, потому что не вижу греха моего. Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушения его – хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца. II, 122

Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле: зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало. II, 127.

Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы во едино делание. II, 155.

Дело покаяния совершается при посредстве следующих трех добродетелей: очищения помыслов, непрестанной молитвы и терпения встречающихся скорбей. II, 156.

Делание покаяния и молитва – одно; но оно совмещает в себе два различные вида добродетели. II, 157.

Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. II, 161.

Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий; носящий ее в персях своих с должным хранением и благоговением, носит святыню. Она заменяет собою все телесные подвиги, при недостатке сил для совершения их. II, 162.

Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся. II, 162–163.

Если благоугодно Богу оставить подвижника при молитве покаяния, то да останется он при ней, да не ищет высшего состояния... в твердом убеждении, что оно не приобретается человеческим усилием, – даруется Богом. Пребывание в покаянии есть залог спасения. Будем довольны этим состоянием; не будем искать состояния высшего. II, 258.

Внимание и сокрушение духа – вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она – преддверие святилища. В ней будем укрываться и заключаться от греха. II, 265–266.

Покаяние есть возобновление, возвращение состояния, произведенного крещением. II, 386.

При крещении мы рождаемся водою и Духом; при покаянии возраждаемся слезами и Духом. II, 395.

Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойным скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния. II, 398

Христос непременно явит Себя в нас, если мы истинным покаянием докажем решительное произволение, чтобы Он обитал в нас. II, 401.

Нужно очищение себя тщательным покаянием, нужно ощутить хотя в некоторой степени свободу и высоту состояния духовного, чтобы стяжать понятие о бедственном состоянии нашего тела, о состоянии его мертвости, причиненной отчуждением от Бога. III, 8.

Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры. III, 112.

Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, толкущему в них. III, 112.

Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой. III, 115.

Только один из [смертных] грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу, и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием. III, 163–164.

«О покаянии». См. IV, 8–10, 11–19.

Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа. IV, 10.

В человеке от жительства по Евангелию является, как бы естественно заповеданное Евангелием покаяние. IV, 10.

Погиб человек по свободному произволению, и спастись предоставляется ему по свободному произволению. Покайтесь и веруйте. IV, 11.

Если ж пост не украсится плодом покаяния: то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. IV, 20.

«Характер мытаря и фарисея». См. IV, 20–28.

«О молитве и покаянии». См. IV, 28–34.

Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением. IV, 29.

«О покаянии (поучение в неделю Блудного сына)». См. IV, 34–38. .

Со стороны человека, для успешного и плодовитого покаяния, необходимо: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом, еще далече ему сущу, видит Бог: видит, и уже поспешает к нему навстречу. IV, 37.

Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда отымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию. IѴ40;, 43.

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий, – и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами. IV, 44–45.

По бесконечному совершенству образца чистоты, поприще покаяния и очищения бесконечно. IV, 45.

Покаяние – всемогуще, как установление всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против лица покаяния. Оно – дар, данный падшему естеству человеческому; оно – остаток нашей первобытной непорочности, как сознание этой непорочности и сетования о потере ее; оно – воззвание крещения. IV, 49.

Спасаемся мы от гнева [Божия] покаянием, которое исправляет все проступки наши, поддерживает нас во все время земного странствования нашего, извлекает нас из всякой греховной пропасти, как бы она ни была глубока. IV, 65.

Если же приступишь к таинству покаяния с небрежением, с лукавством, скрытностью: то совершишь начинание сатанинское, наругаешься Всемогущему и Всевидящему Богу. IV, 66.

Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию, да позаботится [человек] о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа, при нашем покаянии. IV, 129.

Сохраняя свою греховность, невозможно усвоиться Христу. Он усвоивается одними чистыми, то есть, такими, которые из нечистых соделались чистыми посредством покаяния. IV, 181.

Дана молитва Господня грешникам, и прежде всего они научаются просить у Бога, Отца своего, да святится имя Его. В этом прошении человека заключается сознание в греховности, в падении. В этом прошении заключается прошение о даровании искреннего покаяния. IV, 239.

Явный грешник, грешник, впавший в смертные грехи... способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению неукоризнен но в тайне души своей удовлетворен собою. IV, 278.

Таинством Покаяния поддерживается и возобновляется чистота, приобретенная при крещении, поддерживается и возобновляется наше единение со Христом, дарованное нам святым Крещением. IV, 329.

Доколе поприще земной жизни не прекращено для человека, дотоле покаяние, а следовательно и спасение, для него вполне возможны. IV, 332.

«Поучение о Закхее». См. IV, 341–345.

Несознающий своей греховности, своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. IV, 378.

Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтобы самый дух наш сокрушился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. IV, 379.

Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь; оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. IV, 440.

Нужно черное покрывало [тонкое разбирательство грехов своих] для иноков, чтобы закрывать им лучи благодати, сияющие из ума их и сердца, нужно это черное покрывало для иноков уже преуспевших, которых зрение греховности своей не может привести в безнадежие, приводит только в смирение. IѴ40;, 440.

Если христианин будет стараться жить по заповедям и ежедневно проверять себя, то мало- помалу стяжет сокрушение духа, которое еще далеко отстоит от покаяния – видения. IV, 453.

Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитываться ежедневно вечером со своею совестью. IV, 453.

Всю надежду возлагает покаяние на Искупителя! Одни заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! Без цены, без малейшей цены добродетели человеческие! Они заимствуют цену от веры в Искупителя, когда они – выражение этой веры, – исполнение воли Искупителя! IV, 466.

Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит смертный грех свой. IV, 468.

Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести. IV, 490.

Оправдание в согрешениях, не нуждающееся в вымыслах и многословии, оправдание всегда принимаемое Богом – покаяние. IV, 494.

Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное. IV, 528.

Тщетны, бесплодны, часто душевредны подвиги и самые возвышенные, когда они не растворены чувствами покаяния. IV, 528.

Все христианское житие на земле есть не что иное, как покаяние, выражаемое деятельностью, свойственной покаянию. V, 126.

Христос пришел призвать нас на покаяние. V, 126.

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу, и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием V, 352.

Жизнь инока есть не что иное, как деятельное и непрестанное покаяние. V, 366.

«О покаянии и плаче». См. V, 366–381.

«Плач инока о брате его, впавшем в искушение греховное». См. V, 387–464.

Молитва краткая... и безыскусственная... способна выразить чувство раскаяния и самоосуждения, когда наполнится ими сердце. V, 407–408.

Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен... обнажи пред Ним твою язву... прося прощения, исцеления, и получи их. V, 411.

Утешение падшего инока – надежда спасения, доставляемая покаянием. Ѵ40;,412.

Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие. V, 412.

Я усвоился Богу святым крещением; на таинстве крещения зиж- дится таинство покаяния; покаянием возвращается усвоение Богу утрачиваемое жизнью в области естества падшего. V, 429.

Покаяние есть подвиг, есть жительство, преподанные и заповеданные Богом всему человечеству, без исключения. V, 430.

Человечество, само собой, не могло бы прибегнуть к покаянию: оно призвано и призывается к нему бесконечною благостью Божией. V, 430.

Дана человеку всеблагим и премудрым Богом естественная способность к покаянию... [она] возбуждается Богом и... осеняется Божественной благодатью. V, 438.

Только при посредстве покаяния можно принять Евангелие, усвоиться Евангелию. V, 439.

Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией; воскресение из смерти греховной ПОКАЯНИЕ ПОМЫСЛЫ есть действие единой воли Божией. V, 439–440.

Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие. V, 440.

Срок покаяния каждому кающемуся назначается Богом по всесвятому, недоведомому суду Его. V, 441.

И для такой [праведной] души необходим подвиг покаяния... и такая душа часто томится... бори- мая страстями, предаваемая недоумению и неизвестности о милости Божией к себе... Уже овладевает ею безнадежие; уже видит она в себе окончательное истощение и способностей и жизни... и тогда, внезапно, отверзаются двери чертога. V, 445.

Необходимы для вступления в подвиг истинного покаяния отречение от мира и отречение от себя, от своих похотений и пристрастий. V, 460.

Все смертные грехи, кроме самоубийства, врачуются покаянием. V, 460.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle