Источник

СМИРЕНИЕ (См. также ДОБРОДЕТЕЛИ, НИЩЕТА ДУХОВНАЯ, СМИРЕННОМУДРИЕ)

Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтобы пришло в этот дом всемогущее слово Господа и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника. I, 121.

Духовное место, на котором одном заповедано приносить духовные жертвы, – смирение. I, 129.

Смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе. I, 129.

Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищетою духа; из сердца сокрушенного и смиренного. I, 140.

Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, т. е. нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения. I, 142.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. I, 155.

«Смирение». См. I, 174–175. .

Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения. I, 204.

Как гордость есть вообще причина прелести: так смирение – добродетель, прямо противоположная гордости – служит верным предостережением и предохранением от прелести. I, 228.

Послушание, самоотвержение и смирение суть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве. I, 262.

Смирение рождается от послушания и поддерживается послушанием... Смирением вводится в душу мир Божий. Мир Божий есть духовное место Божие, духовное небо; вошедшие в это небо человеки соделываются равноангельными. I, 275.

Мир Божий есть и начало и непосредственное следствие смирения; он – действие смирения и причина этого действия. I, 306.

[Смирение] есть евангельская добродетель, совокупляющая силы человека воедино миром Христовым, превысшая человеческого постижения. I, 306.

Желающий приобрести смирение, должен с тщательностью... исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель евангельских заповедей может придти в познание своей собственной греховности и греховности всего человечества. I, 307.

С достоверностью можно утверждать, что руководствующийся в жительстве Евангелием, не остановится принести полное удостоверение в том, что он не знает за собою ни одного доброго дела. I, 309.

В отвержении оправдания, в обвинении себя и в прошении прощения при всех тех случаях, при которых в... мирской жизни прибегают к оправданиям... заключается великая таинственная купля святого смирения. I, 312.

Одобрение миром смиренно- словия уже служит осуждением ему. Господь заповедал совершать все добродетели втайне, а смиреннословие есть вынаруже- ние смирения напоказ человекам. I, 314.

Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. I, 316. Смирение есть неизъяснимая благодать Божия, непостижимо постигаемая одним духовным ощущением души. I, 318.

В противоположность тщеславию, которое разносит помыслы человека по вселенной, смирение сосредоточивает их в душе приводит к многоплодному и глубокому самовоззрению, к мысленному безмолвию.I, 319.

Питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа восходит из дому терпения. I, 320.

Смирение возвело Господа на крест и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов. I, 332.

Недостаток смирения, от которого недуг фарисейства, крайне препятствует духовному преуспеянию. I, 414.

Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли, или ближний твой: постарайся обвинить себя, и сохранить мир с ближним при посредстве смирения. I, 510.

Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым законом, и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла – смирение. I, 511.

Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение. I, 518.

ичто так не враждебно смирению Христову, как смиренномудрие своевольное, отвергшее иго послушания Христу... служащее сатане. I, 535.

Смирение – жизнь небесная на земле. I, 536.

Истинное смирение – Божественное таинство: оно недоступно для постижения человеческого. Будучи высочайшею премудростью, оно представляется буйством для плотского разума. I, 536.

Смирение не видит себя смиренным. Напротив того оно видит в себе множество гордости. I, 536.

Ложное смирение видит себя смиренным: смешно и жалостно утешается этим обманчивым, душепагубным зрелищем. I, 537.

Водимый смирением, чем более богатеет добродетелями и духовными дарованиями, тем делается скуднее, ничтожнее пред собственными взорами. I, 539.

Хочешь ли стяжать смирение? Исполняй евангельские заповеди: вместе с ними будет усваиваться святое смирение, т. е. свойства Господа нашего Иисуса Христа. I, 539.

Начало смирения – нищета духа; средина преуспеяние в нем – превысший всякого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство – любовь Христова. I, 539.

Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится. I, 539.

Душа, богатая евангельскими добродетелями, глубже и глубже погружается в смирение, и в глубинах этого моря находит драгоценные перлы: дары Духа. I, 540.

Святой мир входит в сердца... за словами смирения! Он приносит чашу духовного утешения и к одру болящего, и в темницу... и к гонимому человеками, и... бесами. I, 540.

Смиренный предает себя всецело воле Божией. I, 540.

Господь объяснил Свое молчание [Пилату] явлением воли Божией... Пилат, думавший действовать самостоятельно, был только слепым орудием. Пилат был неспособен понять, что ему предстояло всесовершенное смирение: вочеловечившийся Бог. I, 542.

Аще кто хощет по Мне идти, возвещает святое Смирение, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он Новый Адам, родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных; избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святою любовию. I, 543.

Убегает от исполнения закона Христова безумно ищущий места бесскорбного. Место и жизнь бесскорбные – на небе. Место и жизнь бесскорбные – когда сердце обрящет смирение, и смирением войдет в терпение. II, 50.

Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим немедленно вступает всем существом своим в область святой Истины... Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. II, 96.

Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя, как окаянную и грешную! Она – на пути спасения; в ней нет самообольщения. II, 123.

Тщеславие делает душу неспособной для духовных движений, которые тогда начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением. II, 215.

Мир Христов есть источник непрестанной умной, сердечной, душевной, благодатной, духовной молитвы, молитвы, приносимой из всего существа человеческого, действием Святого Духа; мир Христов есть постоянный источник благодатного... смирения Христова. II, 226.

Смирение есть непостижимое действие непостижимого мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом. II, 226–227.

Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая, святая молитва. II, 326.

Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова: только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать к Господу. II, 375.

Желающему постоянно пребывать в умилении и духовном видении, должно заботиться о постоянном пребывании в смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности пред Богом и человеками. III, 55–56.

«Характер мытаря и фарисея». См. IV, 20–28.

Смириться значит сознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства. IV, 27.

Как гордыня есть по преимуществу недуг нашего духа, грех ума: так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть по преимуществу добродетель ума. IV, 170.

Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины. IV, 172.

Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал пророк. IV, 367–368.

Нужно черное покрывало (тонкое разбирательство грехов своих) для иноков, чтобы закрывать ими лучи благодати, сияющие из ума их и сердца, нужно это черное покрывало для иноков уже преуспевших, которых зрение греховности своей не может привести в безнадежие, приводит только в смирение. IV, 440. .

Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения. IV, 446.

Хорошо быть у ног ближних своих образом своих мыслей: тогда делается доступным для человека Евангелие Христово. IV, 447.

Будем удостоивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас неба. IV, 488.

Покорите ум ваш Христу. Когда ум покорится Христу, то не будет оправдывать ни себя, ни сердце. IV, 494.

Требование от себя неизменяемости и непогрешительности – требование несбыточное в этом проходящем веке! Неизменяемость и непогрешительность свойственны человеку в будущем веке; а здесь мы должны великодушно переносить немощи ближних и немощи свои. IV, 528–529.

Изменяемость [наша] научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией. IV, 533.

Дар духовного рассуждения... ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и смиренномудрия. V, 86.

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. V, 90.

Приготовлением [к молитве] служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа. V, 95.

Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя грешнейшим из всех человеков. V, 103.

Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении. V, 143.

«Выписка из творений преподобного Исаии Отшельника». См. V, 246–263.

Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на человеков. V, 266.

Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость. V, 277.

Мы должны смириться извне и внутри себя, чтобы соделаться причастниками славы Христовой в сем и в будущем веке. V, 289.

Занятия умственные способны отвлекать человека от смирения и Бога, привлекать к самомнению и поклонению своему «я». V, 328.

Смирение есть Христов образ мыслей и тот сердечный залог... которыми умерщвляются в сердце и извергаются из него все страсти. V, 358.

Господь... возводит нас к высшему преуспеянию по тесному пути самоотвержения и смирения. V, 358.

Господь, предвидящий все и управляющий всем, восхотел смирить тебя множеством беззаконий твоих. V, 393.

Совершенная покорность Богу приобретается человеком, когда человек взойдет на высшую степень богопознания и познания своего ничтожества. V, 422.

Без добродетели смирения не могут быть истинными, богоугодными все прочие добродетели. V, 433.

Чтоб мы усвоили себе смирение, подущаются нам различные напасти, напасти от демонов, от человеков, от многообразных лишений, от извращенного и отравленного грехом нашего естества. V, 433.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle