Источник

ВЕРА (См. также ДОБРОДЕТЕЛИ)

Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его о исцелении твоем. I, 109.

Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути к ней нет. I, 119.

Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтобы пришло в этот дом всемогущее слово Господа, и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника. I, 121.

Начальная причина молитвы – вера. I, 141.

Наслаждение безмерное, рождаемое верою, поглощает лютость скорби, так, что во время страданий ощущается только одно наслаждение. I, 177.

Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою, вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования. I, 177.

Богом даны два учения о Боге: учение словом, приемлемое верою, и учение жизнию, приемлемое деятельностью по заповедям Евангелия. I, 462–463.

Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим, и в врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей: следовательно спасение предоставлено, и оно возможно, всем при обязанностях и служениях посреди мира, не противных закону Божию. I, 467.

Евангелие, как Откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою. I, 497. .

Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтоб принять Евангелие, надо в него уверовать. I, 497.

Кто ж не верует в Сына Божия? – Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями. I, 497.

К вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направилась всею волею и силою своею к Божественному добру. I, 497

Без самоотвержения человек не способен к вере; его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах; падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера: плоть и кровь также хотят жить жизнью своею, жизнию тления и греха. I, 498.

Живая вера – шествие в мир духовный, в мир Божий. Не может пребывать она в том, кто пригвожден к миру дольнему, где господствуют плоть и грех. I, 498.

Вера в Евангелие должна быть живая, должно веровать умом и сердцем, исповедывать веру устами, выражать, доказывать ее жизнию. I, 499.

Веруй в догматы, проповедуемые Евангелием, разумей и исповедуй их по точному учению Православной Восточной Церкви, которая одна содержит евангельское учение, во всей чистоте его и правильности. I, 499.

Веруй таинствам, установленным в Церкви Самим Господом, хранимым Восточной Церковью во всей полноте их. I, 499.

Веруй святым, животворящим евангельским заповедям, правильное исполнение которых... составляет, так называемую святыми отцами, деятельную веру христианина. I, 499–500.

Таинствами христианской Церкви верующий приводится в соединение с Божеством, в чем – существенное спасение, запечатление веры делом веры, принятие отселе залога вечных благ. I, 500.

По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель. I, 504.

Вера во Христа, являемая и исповедуемая видимо и невидимо исполнением заповедей Христовых, содержит невредимым залог спасения, а тем, которые оставили мир для того, чтобы всецело посвятить себя евангельской деятельности, доставляет христианское совершенство. I, 505.

Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лествица к престолу любви. I, 505. .

Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие; слушай их внимательно, и, мало-помалу, вселится в тебя живая вера. I, 506.

Верующий во Христа, если и умрет смертию греховною, то опять оживет покаянием. I, 506.

Спасение наше – Бог наш, не наши дела. Делами веры... мы доказываем истину нашей веры и верность нашу Богу. I, 531.

Неутвердившие и невозрастившие веру от слуха делами веры, удобно обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины. II, 139.

Сыны и дщери ветхого Адама, рожденные по его образу и подобию падшими, рожденные для вечной смерти, переходят верою в нового Адама к вечной жизни. III, 117.

Постоянство в православном споведании догматов веры питается и хранится делами веры и непорчностию совести. II, 137.

Духовный разум состоит в познании Истины верою. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая – Христос. II, 138.

Уверовавшие в Бога, вступают в усвоение Ему, и, вознесшись благодатью превыше всего временного, получают таинственное, опытное знание, что Он вознесся на небо, и возносит туда с Собою истинно верующих в Него. II, 139.

Ничтожное, незаметное упование на что-либо, вне Бога, может остановить ход преуспеяния, в котором и вождь, и ноги, и крылья – вера в Бога. II, 297.

Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа. IV, 10.

Погиб человек по свободному произволению, и спастись предоставляется ему по свободному произволению. Покайтеся и веруйте. IV, 11.

Уверовать в Бога и во Евангелие могут все; деятельную веру стяжавают подвижники Христовы; живая вера есть дар Божий, достояние одних Святых Божиих. IV, 12.

Вера – орудие победы над миром есть вместе и орудие победы над падшими ангелами. IV, 100.

Она [вера] приближает человека к Богу, и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие, и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу. IV, 141.

Блажени невидевшие и веровавше. Этими словами Господь совокупил с Апостолами во едино всех верующих всей земли и всех времен. IV, 141–142

Доколе действует вера, доколе человек руководствуется евангельскими заповедями: дотоле сияет в нем духовный разум. IV, 192. .

Для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим. IV, 206.

Живая вера во Христа есть дело, и дело Божие столько обширное, что им вполне совершается спасение. IV, 207.

Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств падшего естества своего, соделаться учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими естеству обновленному. IV, 207.

Живая вера – духовный разум. Не нуждается она уже в знамениях, будучи всесовершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений, свойственно милости рождать веру, и вере – милость. IV, 236.

Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слепотствует ум, когда вера – эта сила духовного зрения – не действует. Напротив того, когда действует вера, тогда отверзаются Небеса, и зрится Сын одесную Отца, везде сый по Божеству и вся исполняяй, неописанный. IV, 273–274.

Вера руководит к благодарению Бога, и от благодарения усугубляется вера. IV, 287.

Живая вера открывает взорам души Бога: слово Божие соединяет душу с Богом. Узревший таким образом Бога, ощутивший таким образом Бога, усматривает свое ничтожество, исполняется неизреченного благоговения к Богу, ко всем делам Его, ко всем велениям Его, ко всему учению Его, стяжавает смиренномудрие. IV, 324.

Вера – основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвою, и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих, доколе не усвоится Богу, не соединится с Богом. IV, 340.

Авраам служил Богу духом и истиною, и потому потомство Авраама есть духовное, составляется из всех человеков, стяжавших истинную веру в Бога, без всякого плотского участия гражданской народности. IV, 384.

Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу. Взоры для которых доступно небо – вера, ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. IV, 431.

Совершим наше земное странствование, неся светильник веры правой, веры живой. Этот светильник ведет нас в вечное Царство Божие. IV, 435.

Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. IV, 471.

Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть неведая, впадает в тяжкий грех богохульства. IV, 471.

Нужно предаться водительству веры, при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум духовный. IV, 472.

Народ, – и в частности – душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою. IV, 486.

От веры – послушание, от послушания – смирение, от смирения – духовный разум, который – извещенная вера. IV, 511.

Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в Святую Истину, когда она – вера, принесенная на землю вочеловечившеюся Божескою Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. IV, 529.

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца. IV, 533.

Она [вера] является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими. V, 84.

Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. V, 84.

Приготовлением [к молитве] служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа. V, 95.

Кто видит Промысл Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых человеками, не обратит никакого внимания на эти слепые орудия Промысла, и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему единому в скорбях своих. V, 134–135.

Ничто, никакое искушение, нанесенное человеками и духами, возникшее из падшего естества, не должны смутить его [монаха]. Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога. V, 148.

Малодушие и смущение рождаются от неверия; но только что подвижник прибегнет к вере, – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восшедшего солнца. V, 148.

Взятие креста своего, то есть, благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно. Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом. V, 151.

Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость. V, 277.

Подобно сребролюбию и корыстолюбию, тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом. V, 287.

Стяжавший веру стяжал Бога деятелем своим, встал превыше всех ухищрений не только человеческих, но и демонских. V, 299.

Верующий живою верою в Бога, с самоотвержением предавшийся Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия. V, 336.

Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом. V, 362. .

Верующему во Христа невозможно умереть вечною смертью иначе, как отречением от Христа. V, 437.

Спаситель мой! насади в меня веру, веру живую, доказываемую делами, всем поведением, чтобы я соделался способным к воскресению в духе моем. V, 458.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle