Источник

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ

(См. также БЛАЖЕНСТВА ЕВАНГЕЛЬСКИЕ, ЗАКОН БОЖИЙ, ЕВАНГЕЛИЕ, ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ)

Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. I, 105.

Может ли находящийся в самообольщении, в области лжи и обмана, быть исполнителем заповедей Христовых, которые истина от Истины – Христа? I, 106.

Опыт не замедлит открыть уму молящегося теснейшую связь между заповедями Евангелия и молитвою Иисусовою. I, 225–226.

Исполнение евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой, исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мыслить, чувствовать, действовать по заповеданиям Евангелия. I, 145–146.

Желающий приобрести смирение, должен с тщательностью... исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель евангельских заповедей может придти в познание своей собственной греховности и греховности всего человечества. I, 307.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целию своей жизни. Эти все- святые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его. I, 355–356.

Чтоб помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа: ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к таинственному переходу своему в вечность. I, 382.

Веруй святым, животворящим евангельским заповедям... исполнение которых составляет, так называемую святыми отцами, деятельную веру христианина. I, 499–500.

Исполнением животворящих заповедей евангельских поддерживается соединение христианина со Христом. Иначе не может член Христов пребывать в единении со Христом, как действуя из Его воли, из Его разума. И воля и разум Христовы изображены в евангельских заповедях. I, 500–501.

[Заповеди Моисеева десятисловия] не допускали падшего человека впасть в состояние решительно противоестественное, но и не могли возвести к тому состоянию непорочности, в которой человек был сотворен. I, 507.

Заповеди десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий. I, 507.

Каждая заповедь Божия есть священная тайна: открывается она исполнением ее и по мере исполнения ее. I, 510.

Пространные врата и широкий путь – это деятельность по воле и разуму падшего естества. Узкие врата – деятельность по евангельским заповедям. I, 516.

Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение. I, 518.

Условие пребывания в любви Божией и в соединении с Богом заключается в соблюдении евангельских заповедей. I, 519.

Хочешь ли стяжать смирение? Исполняй евангельские заповеди: вместе с ними... [усвоишь] святое смирение, т. е. свойства Господа нашего Иисуса Христа. I, 539.

В заповедях – не одно делание: в них сокровен, и при посредстве их является духовный разум. II, 6.

Наперсник закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целию богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнию. II, 6.

Кто углубляется постоянно в Писание, изучает его в смирении духа, испрашивая у Бога разумение молитвою; кто направляет по евангельским заповедям все дела свои, все сокровенные движения души: тот непременно соделывается причастником живущего в них Святого Духа. II, 8.

Те, которые небрегут о упражнении в слове Божием, о исполнении святых Божиих заповедей, пребывают в горестном омрачении греховном, в плену у греха... в бесплодии, несмотря на то, что живут в глубокой пустыне. II, 48.

Исполнение заповедей Спасителя – единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем. II, 67–68.

Если желаем стяжать любовь к Богу, возлюбим евангельские заповеди; продадим наши похотения и пристрастия; купим ценой отречения от себя село – сердце наше... возделаем его заповедями, и найдем сокровенное на нем небесное сокровище – любовь. Что же ожидает нас на этом селе? Нас ожидают труды и болезни; нас ожидает супостат, который не легко уступит нам победу над собою; нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех. II, 68.

Что – заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их. Что – судьбы Божии? Это – действия или попущения воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния. II, 78.

Кто увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел пред этим управлением тот только может распять волю и мудрование греховные на кресте евангельских заповедей. II, 79.

Чтоб увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия. II, 79.

Красота подобия восстановляется Духом, как и образ при крещении. Она развивается, усовер- шается исполнением евангельских заповедей. II, 134.

Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых, должен крайне храниться от пристрастий. Когда сердце заражено пристрастием, – оно не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающею святостию и чистотою. II, 144.

Жительство по евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренно желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым Промыслом Божиим. II, 309.

Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди. II, 359–360.

Исполнение этих заповедей, или, правильнее, усилие к исполнению заповедей, по необходимости обличает живущий в нас грех, и возбуждает жесткую внутреннюю борьбу, в которой принимают сильнейшее участие духи злобы. II, 369–370.

Мы все рождаемся в первородном грехе и со всеми, усвоившимися нашему естеству вследствие падения, немощами, каковые открылись в Адаме по его падении – да облечемся и во образ небесного, посредством Крещения, дарующего нам этот образ, и тщательного соблюдения евангельских заповедей, которые сохраняют в нас образ целым, в его совершенстве и изяществе Божественных. II, 383.

Облекаться во образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа, значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в евангельских заповедях. II, 383.

Заповедь, данная человеку в раю, воспрещающая вкушение от древа познания добра и зла, не отменена. III, 159.

Заповедь дана не только для дел и слов, но преимущественно для их начал, для помышлений, и брань врага направлена преимущественно против ума. III, 160.

Только содевающему все без исключения заповеди возможно устоять против врага. III, 162.

Всеоружие Божие – все евангельские заповеди. Поправший одну из них,– попрал все собрание их, весь закон. III, 162.

Только что начнет уверовавший во Христа исполнять всесвятые евангельские заповеди, или, что то же, творить дела естества обновленного, как, внезапно, открывается пред ним его падшее естество, доселе скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием. IV, 9.

Созидание души, основанное не на исполнении заповедей, но на одних подвигах, непрочно, суетно; не может оно выдержать ни скорбей от человеков, ни искушений от бесов, чуждо света, полно мрака и самообольщения. IV, 60.

Для освобождения от порабощения падшему естеству, Господь заповедует распятие естества, то есть, отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. IV, 177.

Доколе действует вера, доколе человек руководствуется евангельскими заповедями: дотоле сияет в нем духовный разум. IV, 192.

Евангельские заповеди и наставляют человека правильности в суде, и обличают упущения суда его. IV, 194.

Для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим. IV, 206.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедей Его, сказал святой Иоанн Богослов. IV, 260.

Узкие врата – тщательное, основательное изучение закона Божия и в Писании и жизнью; тесный путь – деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям. IV, 343.

Если христианин будет стараться жить по заповедям и ежедневно проверять себя, то мало- помалу стяжет сокрушение духа, которое еще далеко отстоит от покаяния – видения. IV, 453.

Тогда открывается нам сколько мы слабы, сколько повреждены падением, когда начнем принуждать себя к исполнению евангельских заповедей. IV, 505.

Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим. V, 33.

Угроза небрегущему о исполнении евангельских заповедей заключается в предречении ему бесплодия, отчуждения от Бога, погибели. V, 33.

«Монашеское жительство есть жительство по евангельским заповедям ». См. V, 37.

«О непрочности монашеского жительства, когда оно не основано на евангельских заповедях». См. V, 38–39.

Исполнение заповедей в обществе человеческом доставляет исполнителю опытное, самое ясное и самое подробное познание падшего естества человеческого и падших духов. V, 43.

«О вражде и борьбе между падшим естеством и евангельскими заповедями». См. V, 48–49.

Для жительства по евангельским заповедям нет препятствия ни в каком монастыре. V, 51.

[Вера] является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими. Ѵ40;, 84.

Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди. V, 93.

Молитва будучи дщерью исполнения евангельских заповедей, есть вместе и мать всех добродетелей. V, 93.

Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, различествует от исполнения заповедей, последующего соединению. V, 117.

Между евангельскими заповедями и крестом – чудное сродство! Делание заповедей привлекает на рамена делателя крест, а крест усовершает, утончает нашу деятельность по закону Христову. V, 134.

Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении. V, 143.

При возделывании сердца заповедями извлекаются из него наружу самые основные помышления и ощущения, от которых произрастает всякого рода грех, и, таким образом, при постоянном и постепенном обнаружении, истребляются мало-помалу. V, 148–149.

Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви: то достигай этого исполнением евангельских заповедей относительно ближнего. V, 277.

Наставления духовного старца постоянно ведут новоначального инока по пути евангельских заповедей. V, 339.

Падшие души с ожесточением противодействуют всем евангельским заповедям, в особенности же молитве, как матери добродетелей. V, 354.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle