митрополит Иларион (Алфеев)

Что такое «Катехизис»

Катехи́зис (от греч. κατηχεῖν – оглашать, наставлять, учить) – краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд протестанта Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI столетия.

Однако еще в раннехристианскую эпоху святым Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту, блаженному Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение необходимо было получить представление о смысле церковных таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной – необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

В нынешнем терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появляется только в Реформацию. Самые популярные из них – Малый и Большой катехизисы, составленные Мартином Лютером. Существовали также и катехизисы Кальвина, Меланхтона, приверженцев Цвингли и других протестантских вождей. В качестве католической реакции появились катехизисы, подготовленные иезуитами. Именно католические катехизисы (а их известно не так много) по количеству изданий и тиражам стали самыми массовыми из вероучительных книг. Например, катехизис иезуита Петра Канизия, написанный им в 1554 году, за двести лет выдержал более 400 изданий. Последний обновленный католический катехизис был создан в 1992 году при папе Иоанне Павле II .

В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», т. е. поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

Первый «катехизис» в восточнославянской традиции был написан в 1562 году знаменитым белорусским протестантом Симоном Будным, причем не на церковнославянском, а на простом наречии, и назывался «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана». Это – протестантский катехизис, находящийся в большой зависимости от лютеровских изданий. Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI – первой трети XVII века.

После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый – это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй – «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

Вам может быть интересно:

1. Катехизис митрополит Иларион (Алфеев)

2. Катехизис митрополит Платон (Левшин)

3. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви святитель Николай Сербский

4. Катехизис протоиерей Олег Давыденков

5. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви – Введение святитель Филарет Московский (Дроздов)

6. Православный катехизис епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

7. Отзыв на проект нового катехизиса священник Георгий Максимов

8. Уроки и примеры христианской надежды. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 3 протоиерей Григорий Дьяченко

9. Катехизические беседы праведный Иоанн Кронштадтский

10. О «Катехизисе» митр. Антония (Храповицкого). Переписка с архиеп. Феофаном Полтавским митрополит Вениамин (Федченков)

Комментарии для сайта Cackle