Азбука верыПравославная библиотека митрополит Иларион (Алфеев) Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции


митрополит Иларион (Алфеев)

Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции

Содержание

Предисловие
Глава I. Новый Завет, апокрифическая литература, раннехристианская гимнография Ключевые новозаветные тексты Апокрифическая литература Христианская поэзия II века Глава II. Святоотеческая традиция Восточные Отцы II-III веков Восточные Отцы IV века Восточные Отцы V-VIII веков Псевдоэпиграфы VI-VIII веков Писатели христианского Запада Глава III. Восточно-христианская литургическая поэзия IV–VI веков Гимнографическое творчество преподобного Ефрема Сирина Кондаки преподобного Романа Сладкопевца Глава IV. Богослужебные тексты Православной Церкви Октоих Триодь постная Триодь цветная Эпилог. Богословская значимость догмата о сошествии Христа во ад Некоторые выводы Общецерковное учение и частные мнения Догмат о сошествии во ад и теодицея Сотериологическое значение догмата о сошествии во ад Приложения. Избранные богослужебные тексты Святитель Мелитон Сардийский: О Пасхе. Перевод с греческого Преподобный Ефрем Сирин: Нисибийские песнопения. Гимн 36. Перевод с сирийского Преподобный Ефрем Сирин: Нисибийские песнопения. Гимн 41. Перевод с сирийского Преподобный Роман Сладкопевец: Кондак 44. Перевод с греческого Преподобный Иосиф Песнописец: Тропари трипеснцев Триоди цветной. Славянский текст и русский перевод Библиография
Предисловие
Царствует ад, но не вечнует
над родом человеческим...
Вечерня Великой субботы
На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само воскресение – выход Христа из гроба1. На них изображается «сошествие Христа во ад», или, точнее, исшествие Христа из ада. Христос – иногда с крестом в руке – представлен выводящим из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя – черная бездна преисподней, на фоне которой – замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению. Хотя в последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты2, именно описанный иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения3. Этому учению, являющемуся неотъемлемой составной частью догматического и литургического предания Православной Церкви, и посвящена настоящая работа.
Сошествие Христа во ад – одно из наиболее таинственных, загадочных и труднообъяснимых событий новозаветной истории. В современном христианском мире это событие понимается по-разному. Либеральное западное богословие вообще отрицает возможность говорить в буквальном смысле о сошествии Христа во ад, утверждая, что тексты Священного Писания, посвященные этой теме, следует понимать в переносном смысле. Традиционная католическая догматика настаивает на том, что Христос после Своей смерти на кресте сходил во ад исключительно для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Подобное же понимание достаточно широко распространено среди православных христиан.
С другой стороны, уже в Новом Завете говорится о том, что проповедь Христа в аду была адресована нераскаянным грешникам4, а в богослужебных текстах Православной Церкви неоднократно подчеркивается, что, сойдя во ад, Христос открыл путь ко спасению для всех людей, а не только для ветхозаветных праведников. Сошествие Христа во ад воспринимается как событие космического значения, имеющее отношение ко всем без исключения людям. Говорится, кроме того, о победе Христа над смертью, о полном опустошении ада, о том, что после сошествия Христа во ад там не осталось никого, кроме диавола и демонов.
Как примирить эти две точки зрения? Какова была изначальная вера Церкви? Что говорят нам восточно-христианские источники на тему сошествия во ад? На эти и другие вопросы пытается ответить настоящая книга, в которой рассмотрены многочисленные тексты, посвященные сошествию Христа во ад. Мы начинаем с указания на новозаветные тексты, а также апокрифы и памятники раннехристианской поэзии, затрагивающие данную тему. Далее следует обзор соответствующих текстов восточных Отцов Церкви и краткий экскурс в западную богословскую традицию. Затем рассматриваются гимны преп. Ефрема Сирина и кондаки преп. Романа Сладкопевца, легшие в основу других богослужебных текстов, посвященных данной теме и употребляемых доныне в Православной Церкви. Наконец, подробно разбираются сами богослужебные тексты Октоиха, Триоди постной и Триоди цветной, повествующие о сошествии Христа во ад и о победе Христа над адом и смертью. Исследование этих текстов с точки зрения их догматического содержания представляется чрезвычайно важным для понимания православной веры, так как именно благодаря им догматы из отвлеченных умозрительных истин превращаются для христианина в объект постоянного молитвенного размышления и созерцания.
Цитаты из источников составляют основное содержание книги. Мы не ставили целью собрать все восточно-христианские тексты на тему сошествия во ад, так как в этом случае наша работа переросла бы в многотомное исследование. Тем не менее мы постарались не пройти мимо наиболее характерных текстов, даже если по содержанию некоторые из них повторяют один другой. Книга содержит большое количество греческих, сирийских и латинских текстов, никогда не переводившихся на русский язык. Некоторые из использованных нами источников, кроме того, до сих пор не были учтены учеными, разрабатывавшими тему сошествия во ад. Это относится, в частности, к богослужебным текстам, которые мы цитируем в изобилии, так как, на наш взгляд, они представляют не меньшую догматическую ценность, чем произведения святоотеческой письменности.

* * *

1 J. Breck. The Power of the Word. New York, 1986. P. 217.
2В частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы.
3Одно из наиболее ранних дошедших до нас иконографических изображений «Сошествия во ад», находящееся в Соборе св. Марка в Венеции, относится к VI в. См.: Л. Успенский. Православные иконы Пасхи. – Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата № 10, 1958. С. 28.