митрополит Иларион (Алфеев)

Мироварение и освящение мира

Чины мироварения и освящения мира неразрывно связаны с Таинством миропомазания, и их нельзя рассматривать в отрыве от этого Таинства. Сами по себе оба чинопоследования имеют ярко выраженный таинственный характер. Отметим, что в числе шести Таинств Дионисий Ареопагит упоминает не миропомазание (которое в его понимании является частью Таинства крещения), а именно «Таинство освящения мира». Чинопоследование этого «Таинства» он описывает следующими словами:

Таким же точно образом, как и в Собрании, отлучаются при этом чины несовершенных после предварительного священнодействительного обхождения с благоуханием по всему храму и священнословия псалмов и чтения Божественного слова. Потом иерарх, взяв миро, полагает на божественном жертвеннике под осенением двенадцати крыльев, между тем как все священнейшим гласом воспевают священную песнь вдохновения богодухновенных пророков, и, совершив над ним молитву освящения, затем употребляет его в священных священнодействиях над освящаемыми вещами и лицами всякого почти рода священноначальственного священносовершения.

Таким образом, чин освящения включал в себя каждение, пение псалмов, чтение Священного Писания (Евангелия), поставление сосуда с миром на жертвенник (престол) и молитву освящения мира при пении «аллилуйя». Ареопагит упоминает об употреблении мира «при всяком священнодействии»; в частности, по его словам, «освящение божественного жертвенника происходит через всесвященные возлияния святейшего мира». Известно, что в V веке миро употреблялось шире, чем в современной Православной Церкви. Его использовали не только при освящении храма (помазание миром четырех стен храма и поныне входит в чин освящения храма) и престола (эта традиция также сохранилась), но и при освящении икон (эта традиция вышла из употребления).

Однако основная цель изготовления и освящения мира заключается в преподании дара Духа Святого принявшему крещение:

...Совершительный дар и благодать священного богорождения священнодействуется божественнейшими священносовершениями мира. Поэтому, думаю я, иерарх, вливая в очистительную купель крестовидными вложениями миро, поставляет способным к созерцанию очам на вид то, что Иисус, погрузившись даже до крестной смерти ради нашего богорождения, самим божественным и неудержимым от смерти сошествием Своим благолепно исхитил крещающихся по таинственному слову в смерть Его от древнего поглощения тлетворной смертью и обновил для божественного и вечного бытия. Да и тому, над кем совершено священнейшее священнодействие богорождения, совершительное помазание миром дарует вселение Богоначального Духа, между тем как символическое священное начертание креста означает, я думаю, то, что от Него Самого, человекообразно принявшего ради нас освящение от Богоначального Духа при неизменяемости свойств Божественного естества, подается Божественный Дух.

Таким образом, Ареопагит устанавливает прямую связь между освящением мира и Таинством миропомазания. В обряде крестообразного вливания мира в крещальную купель (сохранившемся в современной практике в виде крестообразного помазания крещальной воды освященным елеем) Ареопагит видит указание на сошествие Христа в воды Иордана.

Чины мироварения и освящения мира, принятые в Православной Церкви, сохраняют основные черты священнодействия, описанного Дионисием Ареопагитом. Однако в современной практике право изготовления мира принадлежит не всякому епископу, а только главам Поместных Православных Церквей. Правящие архиереи епархий, входящих в состав Поместной Церкви, получают миро от ее предстоятеля, а приходские священники – от своего епархиального архиерея. Таким образом, благословение предстоятеля Церкви через архиереев и священников преподается каждому верующему.

Миро представляет собой благовонный состав из множества ароматических веществ – растительных масел, душистых трав и благовонных смол. При изготовлении мира могут употребляться только элементы естественного происхождения. В Русской Православной Церкви миро приготовляется из оливкового масла, белого виноградного вина и различных благовонных веществ, таких как ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло. Перечень элементов и их количество никогда не были точно установленными. В 1671 и 1681 годах для приготовления мира использовались 53 элемента, в 1691 году – 55, в 1894 году – 50. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ.

Чины изготовления и освящения мира совершаются раз в год или в несколько лет, в зависимости от необходимости. Элементы для изготовления мира приносятся в храм на 3-й седмице Великого поста (крестопоклонной). В среду все приготовленные элементы окропляются святой водой, после чего часть елея смешивается с вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду 6-й седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Последование мироварения продолжается в течение нескольких дней и совершается на Страстной седмице. В Великий Понедельник патриарх или, по его благословению, другой архиерей в сослужении клириков совершает чин малого освящения воды и читает молитву перед началом мироварения. Приготовленные элементы и котел окропляются святой водой, патриарх вливает в котел немного святой воды, клирики вливают масло и вино. Патриарх благословляет котел и трикирием зажигает под ним огонь. Далее в течение трех дней при непрерывном чтении Евангелия (совершаемом пресвитерами поочередно) миро варится в котле. В Великий Вторник в котел добавляют виноградное вино и благовонные вещества, в Великую Среду – виноградное вино и елей, который был сварен в 4-ю седмицу Великого поста. Мироварение заканчивается в присутствии патриарха (архиерея) в среду, миро остывает, в котел вливаются благовонные масла, и все тщательно перемешивается.

Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Сосуды с миром заблаговременно приносятся в патриарший собор из того храма, где совершался чин мироварения, и при пении тропаря Пятидесятницы («Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей...») ставятся возле жертвенника. Одновременно из патриаршего крестового храма приносят в собор алавастр – сосуд, в котором хранится миро, освященное в прежние годы. На великом входе священнослужители выносят из алтаря северными дверьми алавастр и сосуды; в царских вратах патриарх принимает алавастр и ставит его на престол; остальные сосуды ставятся вокруг престола.

По окончании евхаристического канона патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Диакон произносит: «Вонмем. Господу помолимся». Священнослужители в алтаре поют: «Господи, помилуй». Патриарх читает молитву, в которой раскрывается смысл помазания миром как вступления в чин «царственного священства», в народ избранный и святой. Христиане в молитве названы «сопомазанниками» Христа:

Господи милости и Отче светов, Источниче жизни и Сокровище благих... Сам и ныне освяти миро сие Всесвятым и Божественным Твоим Духом, предтекшим в Ветсем Законе и возсиявшим в Новом Завете. Сотвори миро сие Церкви мир и единение, храмов Божиих утверждение, помазание божественное, помазание духовное, жизни хранилище, освящение душ и телес, елей радования, имже помазании быша цари, иереи, архиереи и пророки и вси в церкви крещением святым во оставление грехов и в жизнь вечную возраждаемии чрез апостолов и сущих по них епископов и пресвитеров до днесь... Даруй миру сему благодать помазания Христова, якоже и древле Духа Святаго низпосылал еси чрез руковозложение апостольское; чело да освятится во откровение славы Господней, очи – во еже зрети свет Пресвятыя Троицы, ноздри – во благоухание духовное, уста – во еже глаголати истину и благословляти Бога, уши – в слышание Евангелия Христова, а не злых и Господь милости и Отец светов, Источник жизни и Сокровище благ... Сам ныне освяти это миро Твоим Всесвятым и Божественным Духом, присутствовавшим в Ветхом Законе и воссиявшим в Новом Завете. Сделай это миро миром и единением для Церкви, утверждением храмов Божиих, божественным и духовным помазанием, охранением жизни, освящением душ и тел, елеем радости, которым помазаны были цари, иереи, архиереи, пророки и все, кто через святое крещение во оставление грехов возрождается в церкви к вечной жизни через апостолов, их преемников – епископов и пресвитеров до настоящего времени... Даруй этому миру благодать помазания Христова, как Ты в древности посылал Святого Духа через возложение рук апостолов: чело пусть освятится в откровение славы Господней, очи – чтобы видеть свет Пресвятой Троицы, ноздри – в благоухание духовное, уста – чтобы говорить истину и благословлять Бога, уши – чтобы слышать льстивых словес века сего, руки – на воздеяние молитвы и благотворения, ноги – во еже ходити по стопам заповедей Господних, перси – во еже стати противу козней вражиих и облещися во Христа, да будут люди избранны, сопомазанники Сына Божия, царское священие, язык свят, храм одушевленный, в сердцах своих носяще Христа, запечатленный печатию дара Духа Святаго в Таинстве сем.

Евангелие Христово, а не злые и льстивые слова века сего, руки – для воз- деяния в молитве и благодарении, ноги – чтобы ходить по стопам заповедей Господних, грудь – чтобы противостоять козням врага и облечься во Христа. Да будут (помазываемые им) людьми избранными, со-помазанниками Сына Божиего, царским священством, народом святым, одушевленным храмом, запечатленным печатью дара Духа Святого в этом Таинстве, (и) да носят в своих сердцах Христа.

По окончании молитвы патриарх произносит: «Мир всем». Певцы отвечают: «И духови твоему». Диакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». Читается еще одна молитва на освящение мира:

Тебе Богу всех и Царю, выю сердца благодарящее приклоняем, яко достойных нас служителей быти Божественным сим сотворил еси тайнам, и милость проповедаем, юже на нас обильно излиял еси, и прияти освящение от Тебе, яко миро на главе, молим: зане миро излиянное, имя Единородному Твоему Сыну, Христу Богу нашему, в немже благоухается весь видимый и невидимый мир.

Тебе, Богу всего и Царю, приклоняем шею сердца, благодаря за то, что ты удостоил нас быть служителями этих Божественных тайн, и проповедуем милость, которую Ты обильно излил на нас. И молимся о том, чтобы принять освящение от Тебя, как миро на голову, ибо имя Единородного Твоего Сына, Христа Бога нашего, есть разлитое миро, от которого распространяется благоухание на весь видимый и невидимый мир.

Последние слова содержат аллюзию на библейский стих: имя твое, как разлитое миро (Песн. 1:2). Этот стих в восточнохристианской традиции со времен Оригена толкуется применительно к имени Иисуса Христа. Подобно миру, разлитому и распространяющему благоухание, имя Христа разлито во всей вселенной, говорит Ориген. Вслед за Оригеном Иоанн Златоуст толкует слова Песни Песней о «разлитом мире» применительно к имени Иисуса Христа, подчеркивая его универсальное значение и чудотворную силу:

Где имя Господа, там все благополучно. Если имена консулов скрепляют грамоты, то тем более имя Христово... Дивно и велико имя Его...

Призывай Сына, благодари Отца: призывая Сына, ты призываешь и Отца, а благодаря Отца, благодаришь и Сына... Этому имени нет ничего равного; оно всегда дивно: имя Твое, говорится, как разлитое миро. И кто произнес его, тот вдруг исполняется благоухания... Этим именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран диавол, отверзлись небеса... Этим именем возрождены мы, и если не оставляем его, то сияем. Оно рождает и мучеников, и исповедников.

По прочтении молитвы патриарх трижды благословляет каждый сосуд с освященным миром и добавляет в него немного мира из алавастра, а алавастр пополняет новоосвященным миром. Этот обряд имеет важный символический смысл. Он свидетельствует о том, что, подобно апостольскому преемству иерархии, прямая линия преемства связывает святое миро, освящаемое в наши дни, с миром, освящавшимся в Древней Церкви. Таким образом, в Таинстве миропомазания вместе с даром Святого Духа и благословением предстоятеля Церкви христианин получает и апостольское благословение многих поколений православных иерархов, – благословение, восходящее к апостольским временам.


Вам может быть интересно:

1. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие – Глава VIII. Таинства. Жизнь в таинствах митрополит Иларион (Алфеев)

2. Догматическое богословие – РАЗДЕЛ III. ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВАХ КАК СРЕДСТВАХ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА протоиерей Олег Давыденков

3. Литургика: Таинства и обряды – Часть I. О Службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю или по потребностям христиан Гермоген Иванович Шиманский

4. Православно-догматическое Богословие. Том 2 митрополит Макарий (Булгаков)

5. Евхаристия. Таинство Царства протопресвитер Александр Шмеман

6. Очерк православного догматического богословия протоиерей Николай Малиновский

7. Требник на русском языке иеромонах Феофан (Адаменко)

8. Диалоги – ДИАЛОГ ПЯТЫЙ. О ТАИНСТВАХ протоиерей Валентин Свенцицкий

9. Семь слов о жизни во Христе праведный Николай Кава́сила

10. Один на один с Богом. Таинство исповеди священник Алексий Тимаков

Комментарии для сайта Cackle