Азбука веры Православная библиотека священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский Замечания, поправки и дополнения к "Православному Догматическому Богословию" прот.Н.П.Малиновского (тт.III и IV)


священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Замечания,поправки и дополнения к «Православному Догматическому Богословию» прот.Н.П.Малиновского (тт.III и IV)

Содержание

От автора

III том § 72. Наименование И. Христа Сыном Человеческим (стр. 20–24) § 74. История догмата о лице И. Христа (стр. 26–60) § 75. Господь И. Христос есть истинный Бог по естеству, как Сын Божий (стр. 60–78) § 76. И. Христос есть истинный человек (стр. 78–84) § 78. Безгрешность Иисуса Христа (стр. 93–109). § 79. И. Христос – Богочеловек есть единое лице (стр. 109–119) § 80. Образ соединения двух естеств в едином лице Богочеловека (стр. 119–123) § 81. Следставия ипостасного соединения естеств в И. Христе по отношению к Нему Самому (стр. 125–137) § 82. Догмат о воплощении Сына Божия с точки зрения разума (стр. 137–150) § 83. Преблагословенная Дева-Матсрь Господа И. Христа (стр. 150–164) § 84. Догмат римской церкви о непорочном зачатии Божьей Матери (стр. 164–191) §85. Понятие о о тройственном служении Иисуса Христа (стр. 192–194) § 95 «О всеобщпости искупительной жертвы Сына Божья» Глава III. О Боге Освятителе §105. Учение откровения о благодати (стр. 357–369) §106. Действия благодати предваряющей (стр. 369 – 376) § 109. Отношение благодати к свободе (стр. 384–392) § 110. Значение веры и добрых дел в содевании человеком спасения (стр. 392–99) § 111. Римско-католическое учение об oпpaвдании и спасении человека (стр. 399–420) § 112. Лютеранское учение об оправдании человека и его условиях (стр. 421–446) § 113. Крайности реформатства в учении об оправдании и спасении (стр. 446 – 466) § 119. Глава Церкви Христос Спаситель и Дух Святой Пораклит (стр. 485–496) § 120. Существенные свойства истинной Церкви Христовой (стр. 496–524) § 122 (у о. Малиновского опечатка:22), Богоучрежденность иepapxиu (стр. 525–536). § 123. Троякая власт иepapxиu (стр. 536–546) § 124. Важность иepapxиu в Церкви. Участие мирян в делах Церкви (стр. 546–554) § 125. Собор, как орган высшей церковной власти (стр. 554–566) § 126. Чрезвычайныяе дарования и служения в Церкви (стр. 569–580) § 127. Необходимость принадлежать к Церкви (стр. 580–586) § 129. Ходатайство святых за верующих, живущих на земле, и молитвенное призывание их в церкви земной (стр. 588–609) § 130. Почитание святых (стр. 610–625). § 131. Почитание мощей св. угодников Божшх (стр. 626–646) § 132. Почитание св. икон (стр. 646–667). § 133. Молитвы церкви за умерших (стр. 668–701). § 134. Характер р. – католического учения о Церкви. Догмат о папском главенстве (стр. 701–739) § 135. Догмат о непогрешимости папы (стр. 739– 756) IV том. § 141. Условия действительности и действенности таинств (стр. 32–55) §143. Установление крещения (стр. 57–63). § 144. Видимая сторона в таинстве крещения ( стр. 63–77) § 148. Понятие о таинстве миропомазания . Установление таинства (стр. 100–104) § 149. Видимая сторона таинства (стр. 104–112) § 152. Особенности инославных исповеданий в учении о миропомазании (стр. 117–131) § 155. Видимая сторона таинства eвxapucmиu (стр. 138– 151) § 156. Пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову в таинстве eвxapucmии (стр. 151–180) § 191. Плоды таинства причащения для причащающихся (стр. 191–193) § 192. Евхаристия, как жертва (стр. 194–200). §160. Существо и свойства евхарастической жертвы (стр. 200–205) § 161. Особенности римской церкви в учении об евхаристии (стр. 205–220) § 164. Установление таинства покаяния (стр. 231–237) §165. Видимая сторона таинства (стр. 237–246) § 167. Особенности римско-католической церкви в учении о таинстве покаяния (стр. 252–273) § 170. Видимая сторона таинства священства (стр. 288–299) § 173. Особенности римско-католического учения о таинстве священства (стр. 318–330)  

 
От автора.

Настоящая брошюра представляет официальный отзыв о III и IV т.т. «Православного Догматического Богословия“ прот.Малиновского, сделанный по поручению Совета Императорской Московской Духовной Академии. Здесь мы исправляем замеченные при чтении труда о. Малиновского ошибки, дополняем, где можем, преимущественно опускаемые автором цитаты и делаем в конце общую характеристику рецензируемого труда. При пользовании книгами прот.Малиновского может быть, кому пригодятся и издаваемые нами «Замечания, поправки и дополнения».

1913г дек.5–11. Архим. Иларион.

Приступив к рассмотрению сочинения о. прот. Малиновского, представленного им на соискание высшей ученой степени, я очень скоро убедился в том, что предо мною лежит вовсе не какой-нибудь самостоятельный ученый труд. «Православное Догматическое Богословие» прот. Малиновского не представляет даже и сколько-нибудь новой догматической системы. Покойный проф. А.И. Введенский справедливо назвал за первые два тома того же труда о. прот. Малиновского догматистом старой, Макарьевской формации. Очень часто заглавия отдельных параграфов догматики Малиновского до тожества совпадают с заглавиями параграфов догматики Макария. Почти полное отсутствие в рассматриваемой догматике чего-нибудь нового в методологическом отношении заставляет характеризовать ее как старую систему догматики, лишь заново написанную при помощи некоторых новых пocoбий. Автор вовсе не выступает творцом чего-нибудь нового; он лишь собирает и повторяет старое. Вот почему я и счел за лучшее уклониться от оценки принципиального содержания догматики прот. Малиновского; в этом содержании нет прот.Малиновского. Он весь, весь его научный облик в пpиемах пользования пособиями, в приемах собирания и изложения. Проникнуть в эти приемы человека, претендующего на высшую ученую степень, я и старался, по возможности, при чтении труда о. Малиновского. Со стороны пользования пособиями, со стороны приемов автора я и подверг более или менее тщательному исследованию значительную часть труда о. Малиновского. Литературно-ученые приемы докторанта обрисовались предо мной, думаю, в достаточной мере и обрисовались, нужно сказать, в не совсем привлекательном свете. Во всяком случае, эти приемы едва-ли обычны в сочинениях, представляемых на соисканиe не только высших, но и средних ученых степеней. Вот почему на характеристике учено-литературных приемов автора рецензируемого «Православного Догматического Богословия» я и считаю нужным остановиться с некоторою подробностью. Свои наблюдения и замечания я буду излагать в порядке параграфов рассмотренного труда, при том остановлюсь, главным образом, на тех параграфах, которые дали мне возможность сделать наиболее интересные наблюдения по их количеству и качеству. Я не смущаюсь даже и тем, что свои замечания я должен начать лишь с дополнения ко второму в 3-ем томе параграфу, 72-му в общей системе.

Вам может быть интересно:

1. О церковности духовной школы и богословской науки священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

2. Архиепископ Иларион (Троицкий) и Православное богословие протоиерей Валентин Асмус

3. Православное догматическое богословие. Том 3 протоиерей Николай Малиновский

4. Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе профессор Николай Никанорович Глубоковский

5. Соблазны философского "творчества" в богословии протопресвитер Михаил Помазанский

6. Заметки по русской агиологии архимандрит Макарий (Веретенников)

7. Научно-богословское самооправдание христианства протопресвитер Евгений Аквилонов

8. О Правилах Тихония и их значении для современной экзегетики митрополит Антоний (Храповицкий)

9. Библейское богословие с православной точки зрения профессор Василий Никанорович Мышцын

10. Слово первое на Великий пяток святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский

Комментарии для сайта Cackle