А.А. Горбачев

Источник

Служение Церкви

Вступительную лекцию 1912 года «О церковности духовной школы и богословской науки» профессор А. И. Сидоров считает программной не только для творчества, но и для всей жизни священномученика Илариона114. В этой лекции он настоятельно подчеркивает соборный характер церковной деятельности.

Наши таланты суть дары Божии, предназначенные для пользы всех членов единого тела Церкви, что накладывает на каждого высокую меру ответственности. «Ради всего тела и каждый отдельный его член одарен духовным дарованием»115.

Поэтому любая деятельность членов Церкви, любая наука, тем более наука богословская, обретают истинные смысл и значение лишь в церковном служении. «Ancilla Ecclesiae – это настоящее место науки, которое она только и может занимать для человека, сознательно исповедующего свою искреннюю веру в Церковь»116. Причем, вопрос служения принимает форму строгой логической дизъюнкции: «Наука всегда есть ancilla или Христа и Его св. Церкви, или антихриста, ведущего постоянную брань с ненавистной ему Церковью».117

«Зачем я пришел сюда? куда мне идти? и что мне делать?» – спрашивает в начале своей первой лекции молодой преподаватель и сам же отвечает чуть позже: «Церковное послушание нести в послушании Церкви – вот мой посильный ответ на поставленные в начале лекции вопросы»118. И не только лично решается на это послушание, но, описав вкратце печальное состояние современной ему церковной жизни, призывает и других положить свои силы на защиту Церкви от наглости ее врагов: «Нужны новые люди, новые воины, не щадящие жизни своей, когда приходится бедствовать „за законы отеческие». Нужны люди, сознательно и убежденно взявшие на себя церковное послушание, церковное служение. Нужны вдохновенные пророки, а не исполнительные чиновники! Нужны... Нужны... А ведь эти „нужны» направлены к нам, к нашему поколению... Любовь к Церкви, преданность делу церковному, самоотверженное желание служить Церкви до самопожертвования – вот те камни, из которых должна создаваться теперь достойная Церкви ограда от врагов. Этого-то материала и нужно нам запасать как можно больше»119.

Профессор А. И. Сидоров, сопоставляя жизнь архиепископа Илариона с его призывами, пишет: «Сам владыка Иларион запас такого „материала» предостаточно, став и „строителем новой стены» Церкви, и „новым воином», а точнее – одним из „новых полководцев», храбро ведшим своих воинов на бесчисленные бесовские полчища и, не дрогнув сердцем, положившим живот свой за Матерь-Церковь, и мудрым церковным дидаскалом, и пастырем, напитавшим млеком истинного учения многих чад горнего Иерусалима»120.

В июле 1912 года в составе академической группы Владимир Троицкий совершает поездку по странам Западной Европы (Германия, Швейцария, Италия, Франция), наполнившую его множеством разнообразнейших впечатлений: «Могу сказать смело, что этот июль был для меня самым интересным месяцем из прожитых мною 311 месяцев»121. Воспоминания об этой поездке легли в основу его «Писем о Западе». Это была его вторая поездка за пределы Отечества.

* * *

114

Сидоров А. И. Преосвященный Иларион (Троицкий) как богослов и церковный ученый // Иларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви. – М.: Паломник, 1997. С. XVI (1-я пагин.)

115

Иларион, (архиеп. Верейский), сщмч. Без Церкви нет спасения. С. 361.

116

Там же. С. 369.

117

Там же. С. 373.

118

Там же. С. 359, 374.

119

Там же. С. 378–379.

120

Сидоров А. И. Преосвященный Иларион (Троицкий) как богослов и церковный ученый. С. XIX (1-я пагин.).

121

Троицкий В. А. Письмо Л. П. Архангельской от 3 авг. 1912 г. –Архив А. В. Никитского.


Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона / А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle