А.А. Горбачев

Источник

Монашество

Весной 1913 года Владимир Троицкий решается принять монашество139. Товарищ Владимира Алексеевича инспектор Мариинского епархиального училища священник Г. И. Добронравов писал, что «монашество давно уже представлялось Владимиру Алексеевичу наиболее соответствующей его душевному складу формой жизни. Давно уже он любил предаваться иноческим подвигам, давно влекли его к себе св. обители, особенно пустынножительные. В его представлении... академическое делание на скамье ли студента или на кафедре профессора понималось как одно из монастырских послушаний»140.

Тем не менее не исключено, что почти до самого пострига Владимир Троицкий окончательно не отвергал для себя возможности семейной жизни. Из его писем 1912 года мы узнаем, что он договаривается о свидании141, едет в Москву «на день рождения одной хорошенькой дамы»142, и даже в феврале 1913 года посещает Художественный театр «с одной дамой»143. Впрочем, такого рода события воспринимаются молодым богословом как некие акциденции, смешные случайности, о которых нельзя вспоминать без иронии. Ко времени пострига он ясно осознавал, что семейная жизнь – не его путь: «Что-то для меня женская половина вовсе как бы не существует... Существует для меня только Лавра и академия, и я существую для академии»144. Выбор монашеского пути стал естественным следствием внутреннего состояния Владимира Алексеевича: «Нужно вам только сказать, что от всякого общества я отстал. В себя входить стал»145.

28 марта 1913 года в лаврском скиту Параклит после малого славословия на великопостной утрени, под аккомпанемент первой весенней грозы, совершилось чудесное превращение Владимира Алексеевича в монаха Илариона, получившего свое новое имя в честь преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского. В постригаемом не видно и тени сомнения в своем выборе. Он «твердым голосом давал ответы на предлагаемые ему вопросы и произносил священные обеты»146.

Ректор МДА епископ Феодор (Поздеевский) в слове наставления сказал новопостриженному: «Я знаю и не хочу скрывать сейчас, в чем твоя жертва Христу. Ты искушался и, быть может, теперь еще искушаешься любовью к той школе, которой ты служишь, и чувством опасения, как бы иночество не лишило тебя этой школы»147.

Научную богословскую деятельность Владимир Троицкий воспринимал как форму служения Церкви. Своим постригом он явил готовность послужить Матери Церкви на том месте, где это будет более полезно самой Церкви, даже если для этого ему придется отказаться от своего любимого рода деятельности, то есть от науки. Но опасения пока не сбываются. Облекшийся «ангельским чином» через сугубое служение Церкви отдает себя Богу. Господь оставляет ему академию. Дальнейшие исторические события показали промыслительное значение этого непростого для молодого богослова решения.

После пострига отец Иларион переживает небывалый с ним прежде духовный подъем, который служит уверением в правильности сделанного выбора: «Что я пережил, не умею рассказать, но после почувствовал себя помолодевшим, совсем мальчиком. В духовной радости пробыл 5 дней в храме... В прошедшие дни моего монашества я переживал преимущественно чувство радости и душевного мира... Да, дела прежние, но чувствуется значительная перемена в себе самом. Хочется верить, что это действие особой благодати, даруемой монаху... А стоит только сознаться: „ведь не одна же форма жизни должна быть для всех». Я избрал ту, которая мне казалась, а теперь и оказалась наиболее подходящей. Не жалейте, а сорадуйтесь, потому что я теперь радуюсь. А что значит Иларион? Веселый»148.

11 апреля 1913 года, в Великий Четверг, монах Иларион рукополагается во иеродиакона и остается все в том же мирно-радостном настроении: «Продолжаю до сего времени пребывать в мире и радости. Утром отслужишь обедню, приобщишься – так это на душе хорошо. Дома ждет дело, но дела все мои интересные, а не житейские заботы... Слава Богу! Дожил до мира и покоя. Бесу и то доступу мало. Прямо чувствуешь, что после службы он боится близко подойти – обжигается. А нам того только и требуется»149.

* * *

139

Основываясь на неверной датировке некоторых копий писем В. Троицкого (архим. Илариона), о. Дамаскин (Орловский) делает ошибочный вывод о том, что после защиты диссертации Владимир Алексеевич побывал в Житомире, где активно общался с еп. Прокопием (Титовым) и архиеп. Антонием (Храповицким) (Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) // Иларион (Троицкий), архиеп. Церковь как союз любви. – М.: ПСТБИ, 1998. С. 12).

Протодиакон Сергий Голубцов, отталкиваясь от этой исторической неточности, делает следующее предположение: «Можно предположить, что они (названные выше архиереи. – Примеч. авт.), несмотря на то, что юноша мечтал заняться наукой, в значительной мере склонили его к принятию монашества» (Голубцов Сергий, протод. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) // Богословский вестник. 1998. Вып. 2. С. 112).

Но, во-первых, видится неверным представлять Владимира Троицкого робким юношей, подпавшим под влияние сильных личностей, поскольку известна самостоятельность его мышления, отмеченная, в частности, рецензентами его научных работ. Во-вторых, В. Троицкий, конечно, был хорошо знаком с высокопреосвященным Антонием и, без сомнения, прислушивался к мнению известного иерарха. К примеру, последний общался с молодым преподавателем Священного Писания Нового Завета во время своего посещения МДА в октябре 1912 года (Троицкий В. А. Письмо Л. П. Архангельской от 30 окт. 1912 г. – Архив А. В. Никитского). Тем не менее в декабре 1912 г. Владимир Троицкий ездил не в Житомир, а в Херсон, к родственникам о. Леониду и Лидии Павловне Архангельским. В Житомире же он был через год после этой поездки. Это становится понятным из сопоставления содержания двух писем. Так, в письме к своей двоюродной сестре Лидии Павловне от января 1913 года Владимир Алексеевич замечает: «Антоний хоть и ругается... что я Херсон... предпочел Житомиру, но хотел 10-го (января. – Примеч. авт.) в вагоне по пути в СПб диссертацию прочитать» (Троицкий В. А. Письмо Л. П. Архангельской от января (в копии – первая часть письма, ошибочного датированного апрелем) 1913 г. – Архив А. В. Никитского). Письмо тому же адресату от 27 декабря 1913 года, первоначально ошибочно датированное 1912 годом, подписано «Арх. Иларион». Автор письма, между прочим, замечает, что пишет «из вагона, как и прошлый год на этом же самом месте». И далее: «Еду в Киев, но из Киева мой путь уже не будет направлен к Херсону, не к Херсону, а к Житомиру» (Иларион (Троицкий), архим. Письмо Л. П. Архангельской от 27 дек. 1913 г. – Архив А. В. Никитского). Датировка этого письма декабрем 1913 года подтверждается упоминанием определения Совета академии о сочинении прот. Николая Малиновского, которое (определение) было принято на заседании Совета 11 декабря 1913 года, после отзывов М. Тареева и архим. Илариона (Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год // Богословский вестник. 1914. № 5. С. 608–640 (3-я пагин.); Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год // Богословский вестник. 1914. № 6. С. 641–712).

140

Цит. по: Кривошеева Наталия. Блаженни непорочнии в путь ходящии: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) [начало] // Москва (журнал). 1998. № 1. С. 217.

141

Троицкий В. А. Письмо Л. П. Архангельской от 1912 г., из Петрограда. –Архив А. В. Никитского.

142

Его же. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г. – Архив А. В. Никитского.

143

Его же. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от февраля 1913 г. – Архив А. В. Никитского.

144

Его же. Письмо Л. П. Архангельской от 30 окт. 1912 г. – Архив А. В. Никитского.

145

Его же. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г. – Архив А. В. Никитского.

146

А. [Автор не установлен] Из академической жизни // Богословский вестник. 1913. № 4. С. 881 (2-я пагин.).

147

Феодор (Поздеевский), архиеп. Жизнеописание. Избранные труды / сост. иером. Роман (Лукин). – [Б.м.]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2000. С. 386.

148

Иларион (Троицкий), иерод. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1913г.– Архив А. В. Никитского.

149

Иларион (Троицкий), иерод. Письмо свящ. Леониду Архангельскому от 27 апреля 1913 г. –Архив А. В. Никитского.


Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона / А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle